Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Родительское собрание
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель:
формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobranie_razvitie_rechi.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель:
формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
Вступительный этап.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
В последние годы замечено резкое снижение речевого развития у детей. Дети начинают позже говорить , мало и плохо разговаривают их речь бедна и примитивна. Число речевых нарушений возросло. СМИ активно вторгаются не только в жизнь взрослого, но и в жизнь ребенка. Заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем.
Если в конце 70-х годов дефицит речи наблюдался у 4% детей, то в наши дни 25%. То есть число нарушений возросло более чем в 6 раз.
Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом.
Родители акцентируются на интеллектуальном развитии детей. Это, конечно, важно. Но речь и мышление взаимосвязаны. Мышление не может развиваться без языкового материала. Обогащение речи оказывает положительное влияние на развитие мышления.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях.
Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Речевые игры для детей дошкольного возраста.
1. Игра для развития речи "Интервью".
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.
- Чего вы ждете от нашей встречи?
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.
2. «Волшебная палочка»
В моих руках волшебная палочка , которая любого человека превращает в доброжелательного, дружелюбного человека.
По очереди брать в руки, называть своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание
3. «Вырастить репку, помидорку». ( вкусная, спелая, круглая…) Описываем предмет , подбираем признак к предмету.
« Соберем цветок» лепесток означает описание ( красивый, благоухающий, душистый, прекрасный.. )
«Волшебная копилка» синонимы (громадный, огромный, титанический, исполинский..)
Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
Слова- определения
О чем можно сказать, используя слова:
Круглая…..(тарелка, сковорода…)
Круглый …..(шар, мяч,обруч)
Круглое……(колесо, зеркало)
Красный
Красная
Красное
Слова- наречия.
Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно..)
Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво..)
Слова для определения действий
Какими словами можно сказать про то что может делать котенок? (лакать, мурлыкать, царапаться, мяукать, играть, лежать, смотреть….)
4 «Волшебные очки» сквозь эти очки мы видим только те действия, которые делает…
Арбуз –крутится, растет, разбивается, трещит, зреет, сеет…
Начальник-
Электричество-
Можно сквозь них видить предметы
Летит ( стрела, самолет, парашют, пух, жук)
Плывет ( лодка, рыба, бревно, щепка)
Ползет (червяк, змея, улитка, гусеница.)
Пищит (мышь, щенок, комар..)
Скрипит (снег, дверь, сух.дерево, телега..)
5 Колесо омонимов. ( звезда, коса, батарея, кисть, ключ…)
Многозначные слова.
Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы
Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы
Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.
6 . Найди слова на потолке, в воде, на земле….на потолке
7.Быро находок.
Сейчас обратимся в бюро находок. Описывается предмет и вам нужно догадаться что это
Найдено что-то…. Оно может быть вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое…полотенце
«Волшебный мешочек»
Описываем предмет, который внутри»
« Черный ящик» ребенок определяет , что лежит в ящике. Это игрушка?
Она деревянная?
Ее можно катать?
8.Третий лишний развивает логик, дети учатся анализировать
9 кто кем был
Связь названия и происхождения предмета, логика
Кто или что чем станет…
10 игра на словообразование
Бобр – борячий
Заяц- заячий…
11 диафильм 1 кадр выбираем героев,
2 кадр надо связать с предыдушим… сочинение рассказа
12 перевирание сказок жила была желтая шапочка….., пошла она к тете….
13 сказка по новому
7 козлят злые они убегают из дома в лес…. Волк – добрый, помогает козе….
14Развивающая речь игра "Картинки-загадки".
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
15 Игра "Мостик".
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
16. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
17 Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
18 Игра "Два круга".
Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
19 Тренинг слуховой памяти
Дом, дерево, солнце, ветер, небо..
Луна, звезды, солнце, воздух, облака..
20. Путешествие. Семейная игра.
Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
Другой вариант "Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"
Собираемся в дорогу» Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:
21. Снежный ком.
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.
Девочка моет пол…..
Девочка рисует ……
22. Игра в рифмы - подскажи слово.
Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.
Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.
Очень страшная история. (Даниил Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас .. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в ... пасть.
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало .. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.
Шишки-мышки (А. Кондратьев)
Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.
Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.
Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.
А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".
Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот
Варианты концовок:
- У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.
- Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.
- Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.
- Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!
Предложите свою концовку.
Попробуйте дописать эти двустишья:
Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим.
Концовка автора:
Побежал он поперек -
Весь до ниточки промок.
(Олег Григорьев)
Стоит собака у столба
И вытирает пот со лба.
Концовка автора:
А на столбе соседский кот
Себе со лба стирает пот.
Игра в рифмы гол- футбол
День –тень
Шина- машина
Жила- была …..
На вид…..
Кто бы с ней ….
От души…….
Буриме
……….тропинка
……….свинка
………..тетрадь
………..поиграть
Перевертыши
Муха села на варенье Сказать по другому не повторяя
Жужжащее насекомое, приземлилось на приготовленное из ягод сладость.
23 Наоборот
Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:
сахар сладкий, а перец ...,
дорога широкая, а тропинка ...,
пластилин мягкий, а камень ...,
чай горячий, а мороженое ...,
кисель густой, а морс ...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги ...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ...
Днем светло, а ночью...
Другой вариант:
Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).
Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".
А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!
Итог собрания:
Вы сегодня много слушали, что-то вам показалось знакомым, что- то новым, что- то вы пропустили мимо ушей, что-то взяли себе на заметку. Я хочу услышать от вас ваши впечатления от нашей встречи, что вам запомнилось
Передавая микрофон, поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече.
Спасибо Вам за теплые слова. Я надеюсь. Эти добрые теплые слова останутся в ваших и в моем сердце . Всем большое спасибо. Было приятно с вами пообщаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной (в старшей группе ) Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Цель: повышение педагогического мастерства родителей, овладения искусст...
Родительское собрание: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач"
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач»Тема: &laqu...
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста».
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста»....
Родительское собрание "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста....
Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)
Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...
Родительское собрание "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"
Различные игры и упражнения для развития мелкой моторики и значение....
Родительское собрание "Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Родительское собрание "Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста"...