Развитие речи в подготовительной к школе группе "На помощь Флаундеру"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" На помощь Флаундеру" | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему:
«На помощь Флаундеру»
в подготовительной к школе группе
Разработала: Л.Ф. Зиязова, воспитатель
высшей квалификационной категории
Ноябрь,
2022г.
Цель: Повышение качества речевого развития у детей по теме: «Подводный мир»
Задачи:
- Через дидактические игры развивать связную речь, закреплять навыки использования глагольной лексики, закреплять умения детей согласовывать существительные с прилагательным, глаголом.
- Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее, умения составлять рассказ по мнемосхеме, обобщить представления детей о морских обитателях.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Подводный мир», развивать грамматически правильную речь.
- Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
- Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
- Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.
Активизация словаря: Активировать лексический материал по теме «Подводный мир»
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность на ОД.
Материал: проектор, дидактические игры, разрезные картинки
ХОД ООД
Воспитатель: Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Воспитатель: Ребята, сегодня около нашей группы нашла вот такой предмет. Как вы думаете, что это может быть?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там внутри (достаёт из бутылки письмо).
- Это письмо. Что же там написано?
Здравствуйте, ребята! Мы искали подарок на день рождения моего отца Нептуна. На дне моря мы нашли сундук. Флаундер заглянул туда, а крышка захлопнулась. Я никак не могу открыть. Помогите! Вот вам карта в помощь. Русалочка.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто, такой Флаундер?
Ответы детей:
Воспитатель: Ну, конечно, Фландер – это лучший друг русалочки Ариэль. Обратите внимание, что и карта совсем не понятная и размыта водой. Но мы все-таки по ней постараемся добраться до сундука с Флаудером. А на чём мы сможем добраться до морского дна?
Ответы детей:
Воспитатель: А что такое батискаф?
Ответы детей:
Воспитатель: Батискаф – это самоходный подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. А как вы думаете, нам удобно будет на нём путешествовать?
Ответы детей:
Воспитатель: А из чего мы можем его построить?
Ответы детей:
Строят батискаф из стульчиков (стулья ставят полукругом)
Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть транспорт, на котором мы можем спуститься на самое дно. Но, чтобы наш батискаф спустился на самое дно, мы должны выполнить все задания. С каждым правильно выполненным заданием батискаф будет опускаться все глубже и глубже. Все готовы к погружению. Предлагаю всем занять места. ( дети садятся на стульчики). А вот и первое задание. Чтобы батискаф спустить на воду, нам нужно рассказать для чего мы отправляемся в это путешествие. Но надо использовать определённые слова: я отправляюсь в путешествие для того чтобы….., я отправляюсь в путешествие потому что….., я отправляюсь в путешествие затем чтобы……
Ответы детей:
Воспитатель: Вот мы и выполнили первое задание, и батискаф спустился на воду. Чтобы начать погружение, нужно определить какое слово лишнее
Воспитатель: Игра «Четвёртый лишний»
-Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
-Вода, подводный, водоросль, водить.
-Морской, море, морщина, моряк.
-Дельфин, дельфинарий, дельфиний, планетарий
-Глубина, голубь, глубоко, глубинный.
Ответы детей:
Воспитатель: Смотрите, наш батискаф начал погружение. Значит мы правильно выполнили это задание. А пока мы погружаемся, давайте поиграем в игру «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг,
Что ты видишь милый друг?
Здесь прозрачная вода,
Плывёт морской конёк сюда.
Вот медуза, вот кальмар,
А вот это – рыба шар.
Вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Воспитатель: Сейчас мы с вами погрузились не так глубоко. Здесь светло, как вы думаете почему?
Ответы детей: Правильно, светло потому, что вода пропускает лучи солнца. Вы слышите звуки, кто это может быть?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, это кричат дельфины, а вот мы видим, как мимо нас проплывает стая дельфинов. А вот и следующее задание. Нам необходимо составить синквейн, и в помощь нам будет эта схема (схема выставляется на мольберте. Вспоминают, что обозначает каждая строка. Сначала все вместе составляют синквейн по схеме про дельфина, а потом ребенок самостоятельно выполняет работу)
Дельфин издает громкий звук.
Дельфин спасает тонущего человека.
Воспитатель: Молодцы ребята, как замечательно у вас получилось, наша карта оживает и на ней появляется дельфин. А это что за чудо великан? (на экране появляется кит, издающий звуки)
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, это синий кит, давайте про него тоже расскажем с помощью синквейна.
Кит пускает огромный фонтан.
Кит ловит мелкую рыбу.
Ответы детей: (работа по схеме)
Воспитатель: Ребята, а дельфины и киты, это кто – рыбы или животные?
Ответы детей:
Воспитатель: А почему вы думаете, что это морские животные, а не рыбы?
Ответы детей:
Воспитатель: Игра «Назови детенышей».
-У дельфина- дельфинёнок
-У кита -китенок
Мы правильно выполнили задание, и наш батискаф начал спускаться еще глубже. Здесь уже темнее. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Кто же нам навстречу плывёт?
Ответы детей:
Воспитатель: А вот и следующее задание. Нам надо составить загадку используя схему. (Воспитатель с ребёнком работают по схему). (Аналогично выполняют работу про осьминога). Какие замечательные загадки у нас получились. На карте появились акула и осьминог, а значит, мы загадку составили правильно.
Физминутка «Подводный мир»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (присели, отпустили голову)
Воспитатель: Погружение продолжается. Наш батискаф включил прожектор, и мы оказались на самом дне. Ребята, как вы думаете, почему батискаф включил прожектор?
Ответы детей:
Воспитатель: А как вы думаете, кто-нибудь живёт на такой глубине и в такой темноте?
Ответы детей:
Воспитатель: А в помощь нам будут разрезные картинки. Мы их соберём, и узнаем, кто живёт на самом дне моря (работа по подгруппам)
Воспитатель: Кто у вас получился?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы ребята. А вы знаете, что рыбы, которые живут на самом дне, называются – донные (словарная работа). Следующее задание. Нам надо составить рассказ про этих рыб. В помощь нам будет мнемотаблица. (работа по мнемотаблицам).
-Я расскажу про удильщика
-Кто расскажет про ската
-Кто расскажет про камбалу
Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились. Смотрите, на карте появились скат, камбала, удильщик, значит мы на правильном пути. Ребята, а здесь нас ждёт русалочка. Она не как на может открыть сундук. Чтобы открыть сундук, нам надо выполнить следующее задание. Словесная игра «Хорошо, опасно»
На столе картинки , вы должны выбрать одну картинку и сказать море это хорошо почему или море это опасно почему.
Море-это хорошо: море дарит нам рыбу, по морю можно перевозить груз, на море можно отдыхать
Море -это опасно: может произойти подводный вулкан, может случится шторм, на море может утонуть корабль
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы с вами тоже справились. Давайте подойдем к иллюминатору, и посмотрим на сундук. Он открывается и из него выплывает флаундер. (рыбка и русалочка хвалят детей и в подарок даёт угощение, напоминающее морские камушки).
Воспитатель: Ребята, мы помогли русалочки спасти её друга – Флаундера. Но мы не можем остаться на морском дне, мы должны вернуться в наш любимый детский сад.
Чтобы батискаф начал подниматься, нам надо выполнить такое задание. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Ярко-тускло
Темно-светло
Глубоко-мелко
Далеко-близко
Высоко-низко
Медленно-быстро
- Вы отлично справились с заданием, и батискаф начал подниматься вверх. Вот мы и всплыли на поверхность моря. Давайте выйдем из батискафа, и глубоко вдохнём запах моря. (дыхательная гимнастика).
Итог: -Что вам понравилось в этом путешествии? Что было сложно?
Здравствуйте, ребята!
Мы искали подарок на день рождения моего отца Нептуна.
На дне моря мы нашли сундук. Флаундер заглянул туда, а крышка захлопнулась.
Я никак не могу открыть. Помогите!
Вот вам карта в помощь.
Русалочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Незнайке пойти учиться в школу»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «ПОМОЩЬ ВОЛШЕБНОЙ КНИГЕ»
Данное занятие помогает закрепить такие умения, как умение определять место звука в слове, количество слогов, составлять рассказ по сюжетным картинкам, а также помогает вспомнить сюжеты и со...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по обучению пересказу с помощью схем подсказок «Маленький дельфин»
Учить детей связно пересказывать рассказ по схемам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа....