Развитие речи в подготовительной к школе группе "На помощь Флаундеру"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зиязова Лилия Флидовна

Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " На помощь Флаундеру"26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему:

«На помощь Флаундеру»

в подготовительной к школе группе

                                                                           Разработала: Л.Ф. Зиязова, воспитатель

                                                                                                     высшей  квалификационной категории

                                                       

Ноябрь,

2022г.

Цель: Повышение качества речевого развития у детей  по теме: «Подводный  мир»

Задачи:

  • Через дидактические игры развивать связную речь, закреплять навыки использования глагольной лексики, закреплять умения детей согласовывать существительные  с прилагательным, глаголом.
  • Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее, умения составлять рассказ по мнемосхеме, обобщить представления детей о морских обитателях. 
  • Обогащать словарный запас детей по теме «Подводный мир», развивать  грамматически правильную речь.
  • Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
  • Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
  • Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Активизация словаря: Активировать лексический материал по теме «Подводный мир»

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность на ОД.

Материал: проектор, дидактические игры, разрезные картинки

ХОД ООД

Воспитатель: Утром солнышко проснулось

                          Потянулось, потянулось.

                          Свои лучики раскрыло

                          Всем улыбки подарила.

                          Оглядело все вокруг

                          Слева друг, справа друг.

                          День с улыбки начинайте,

                          Всем здоровья пожелайте.

Воспитатель: Ребята, сегодня около нашей группы нашла вот такой предмет. Как вы думаете, что это может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там внутри (достаёт из бутылки письмо).

- Это письмо. Что же там написано?

     Здравствуйте, ребята! Мы искали подарок на день рождения моего отца Нептуна. На дне моря мы нашли сундук. Флаундер заглянул туда, а крышка захлопнулась. Я никак не могу открыть. Помогите! Вот вам карта в помощь. Русалочка.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто, такой Флаундер?

Ответы детей:

Воспитатель: Ну, конечно, Фландер – это лучший друг русалочки Ариэль. Обратите внимание, что и карта  совсем не понятная и размыта водой. Но мы все-таки по ней постараемся добраться до сундука с Флаудером. А на чём мы сможем добраться до морского дна?

Ответы детей:

Воспитатель:  А что такое батискаф?

Ответы детей:

Воспитатель: Батискаф – это самоходный подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. А как вы думаете, нам удобно будет на нём путешествовать?

Ответы детей:

Воспитатель: А из чего мы можем его построить?

Ответы детей:

Строят батискаф из стульчиков (стулья ставят полукругом)

Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть транспорт, на котором мы можем спуститься на самое дно. Но, чтобы наш батискаф спустился на самое дно,  мы должны  выполнить все задания. С каждым правильно выполненным заданием батискаф будет опускаться все глубже и глубже.  Все готовы к погружению. Предлагаю всем занять места.  ( дети садятся на стульчики). А вот и первое задание. Чтобы батискаф спустить на воду, нам нужно рассказать для чего мы отправляемся в это путешествие. Но надо использовать определённые слова: я отправляюсь в путешествие для того чтобы….., я отправляюсь в путешествие потому что….., я отправляюсь в путешествие затем чтобы……

Ответы детей:

Воспитатель: Вот мы и выполнили первое задание, и батискаф спустился на воду. Чтобы начать погружение, нужно определить какое слово лишнее

Воспитатель: Игра «Четвёртый лишний»  

-Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

-Вода, подводный, водоросль, водить.

-Морской, море, морщина, моряк.

-Дельфин, дельфинарий, дельфиний, планетарий

-Глубина, голубь, глубоко, глубинный.

Ответы детей:

Воспитатель: Смотрите, наш батискаф начал погружение. Значит мы правильно выполнили это задание. А пока мы погружаемся, давайте поиграем в игру «Подводный мир»

          Посмотри скорей вокруг,

          Что ты видишь милый друг?

          Здесь прозрачная вода,

          Плывёт морской конёк сюда.

          Вот медуза, вот кальмар,

          А вот это – рыба шар.

          Вот расправив восемь ног,

          Гостей встречает осьминог.

Воспитатель: Сейчас мы с вами погрузились не так глубоко. Здесь светло,  как вы думаете почему?

Ответы детей: Правильно, светло потому, что вода пропускает лучи солнца. Вы слышите звуки, кто это может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, это кричат дельфины, а вот мы видим,  как  мимо нас проплывает стая дельфинов. А вот и следующее задание. Нам необходимо составить синквейн, и в помощь нам будет эта схема (схема выставляется на мольберте. Вспоминают, что обозначает каждая строка. Сначала все вместе  составляют синквейн по схеме про дельфина, а потом ребенок самостоятельно выполняет работу)

Дельфин издает громкий звук.

Дельфин спасает тонущего человека.

 Воспитатель: Молодцы ребята, как замечательно у вас получилось, наша  карта оживает и на ней появляется дельфин. А это что за чудо великан? (на экране появляется кит, издающий звуки)

Ответы детей:

Воспитатель: Конечно, это синий кит, давайте про него тоже расскажем с  помощью синквейна.

Кит пускает огромный фонтан.

Кит ловит мелкую рыбу.

Ответы детей: (работа по схеме)

Воспитатель: Ребята, а дельфины и киты, это кто – рыбы или животные?

Ответы детей:

Воспитатель: А почему вы думаете, что это морские животные, а не рыбы?

Ответы детей:

Воспитатель: Игра «Назови детенышей».

-У дельфина- дельфинёнок

-У кита -китенок

 Мы правильно выполнили задание, и наш батискаф начал спускаться еще глубже. Здесь уже темнее. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Кто же нам навстречу плывёт?

Ответы детей:

Воспитатель: А вот и следующее задание. Нам надо составить загадку используя схему. (Воспитатель с ребёнком работают по схему). (Аналогично выполняют работу про осьминога). Какие замечательные загадки у нас получились.  На карте появились акула и осьминог, а значит,  мы загадку составили правильно.

Физминутка «Подводный мир»

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (присели, отпустили голову)

Воспитатель: Погружение продолжается. Наш батискаф включил прожектор, и мы оказались на самом дне. Ребята, как вы думаете, почему батискаф включил прожектор?

Ответы детей:

Воспитатель: А как вы думаете, кто-нибудь живёт на такой глубине и в такой темноте?

Ответы детей:

Воспитатель: А в помощь нам будут разрезные картинки. Мы их соберём, и узнаем, кто живёт на самом дне моря (работа по подгруппам)

Воспитатель: Кто у вас получился?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята. А вы знаете, что рыбы, которые живут на самом дне, называются – донные (словарная работа). Следующее задание. Нам надо составить рассказ про этих рыб. В помощь нам будет мнемотаблица. (работа по мнемотаблицам).

-Я расскажу про удильщика

-Кто расскажет про ската

-Кто расскажет про камбалу

Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились. Смотрите, на карте появились скат, камбала, удильщик, значит мы на правильном пути. Ребята, а здесь нас ждёт русалочка. Она не как на может открыть сундук. Чтобы открыть сундук, нам надо выполнить следующее задание. Словесная игра  «Хорошо, опасно»

На столе картинки , вы должны выбрать одну картинку и сказать море это хорошо почему или море это опасно почему.

Море-это хорошо: море дарит нам рыбу, по морю можно перевозить груз, на море можно отдыхать

Море -это опасно: может произойти подводный вулкан, может случится шторм, на море может утонуть корабль

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы с вами тоже справились. Давайте подойдем к иллюминатору, и посмотрим на сундук.  Он открывается и из него выплывает флаундер. (рыбка и русалочка хвалят детей и в подарок даёт угощение, напоминающее морские камушки).

Воспитатель: Ребята, мы помогли русалочки спасти её друга – Флаундера. Но мы не можем остаться на морском дне, мы должны вернуться в наш любимый детский сад.

Чтобы батискаф начал подниматься, нам надо выполнить такое задание. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Ярко-тускло

Темно-светло

Глубоко-мелко

Далеко-близко

Высоко-низко

Медленно-быстро

- Вы отлично справились с заданием, и батискаф начал подниматься вверх.  Вот мы и всплыли на поверхность моря. Давайте выйдем из батискафа, и глубоко вдохнём запах моря. (дыхательная гимнастика).

Итог: -Что вам понравилось в этом путешествии? Что было сложно?

Здравствуйте, ребята!

Мы искали подарок на день рождения моего отца Нептуна.

На дне моря мы нашли сундук. Флаундер заглянул туда, а крышка захлопнулась.

 Я никак не могу открыть. Помогите!

Вот вам карта в помощь.

Русалочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «ПОМОЩЬ ВОЛШЕБНОЙ КНИГЕ»

Данное занятие помогает закрепить такие умения, как умение определять место звука в слове, количество слогов, составлять рассказ по сюжетным картинкам, а также помогает вспомнить сюжеты и со...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по обучению пересказу с помощью схем подсказок «Маленький дельфин»

Учить детей связно пересказывать рассказ по схемам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа....