Тема: "Профессии "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

казанцева ольга ивановна

1.      Расширить и закрепить знания детей о разных профессиях;

2.      Познакомить детей с профессией столяр, с предметами труда, с профессиональными действиями;

3.      Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;

Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        

Образовательная область: познавательное развитие                                        

Возрастная группа:        старшая группа                                

Тема:        "Профессии "                                

Основные цели:        

  1.  Расширить и закрепить знания детей о разных профессиях;
  2. Познакомить детей с профессией столяр, с предметами труда, с профессиональными действиями;
  3. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду;
  4. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.                                

Дидактические материалы:

Демонстрационный: инструменты; настольная игра «Профессии», атрибуты к  сюжетно-ролевым играм, кукла Буратино.                

Раздаточный: ленты, инструменты.        

Оборудование:   ноутбук с доступом в Интернет,                        

Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована  в форме развивающей ситуации с детьми – встреча с интересным человеком. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу    структура технологии «Ситуация».  Образовательная ситуация с дошкольниками состоит  из взаимосвязанных между собой частей. Для  повышения  активности  детей используются  игровые и           информационные технологии.

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, вот вы уже совсем стали большие и очень умные, а вот скажите вы уже думали кем бы хотели стать, какую профессию приобрести?

- А кем работают ваши родители?

— Ребята, к нам сегодня пришёл Буратино. Он хотел бы обратиться к вам с просьбой. А вы помните из какой сказки Буратино?

— Правильно, «Золотой ключик или приключения Буратино».

- С кем Буратино жил?

          - А помните как появился Буратино? (ответы детей)

          - Кто первым нашёл полено?

          - А помните ли вы профессию Папы Карло и Джузеппе?

- Буратино нашёл у Папы Карло разные предметы и не знает их значение, хотите помочь ему?

2.        Актуализация.

Игра «Угадай мою профессию»

Сейчас мы поиграем в игру «Угадай мою профессию». К разным профессиям относятся определённые предметы, инструменты. Вы сейчас по очереди будете подходить к столу, выбирать предмет, называть его, а остальные называют, людям какой профессии этот предмет нужен.

- Молодцы, справились с заданием? Что-то вызвало у вас затруднение?

Воспитатель обращает внимание на чертёж и поясняет, что Буратино хотел бы для инструментов Папы Карло сделать ящик, но не знает как…

Педагог тоже не знает как, спрашивает мнение детей и выслушивает предложения, подводит детей к знакомству с новой профессией  столяр.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1).создать мотивационную ситуацию для введения новой профессии для формирования представлений о новом способе деления предметов на равные части с помощью условной мерки;

2).сформировать опыт под руководством специалиста фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3).тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель знакомит детей с гостем, который работает столяром и который может помочь детям в этой ситуации. Он рассказывает о своей профессии, знакомит детей с инструментами, которые ему нужны.

- Как называется помещение, в котором Вы работаете?

- С каким материалом Вы работаете? (с деревом)

- Что Вы можете сделать из дерева?

- А можете прочитать чертёж?

Помогает прочитать чертёж и предлагает свою помощь в сборке ящика.

4.«Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи:

1)сформировать представления о новом способе измерения длин отрезков с помощью мерки.

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

Как мы можем узнать способ деления бруска на равные части? (подумать самостоятельно, спросить у взрослого; получить информацию с помощью компьютера).

Выслушиваются все варианты, предложенные детьми, в ходе обсуждения детям демонстрируются разные способы деления, и подводит их к выводу, что доску можно разделить на 4 равные части с помощью мерки.

  • Длину доски можно измерить разными мерками. Какие вы предлагаете взять? (Можно использовать ленту, полоску бумаги, кусок верёвки, палочку и т.д.).
  • Какую мерку лучше взять, чтобы измерить длину доски и затем разделить на 4 равные части? Дети договариваются, чем будут измерять доску (лентой).
  • Подумайте, что надо сделать сначала, а что потом? (Отмерить часть полоски, равную длине доски, затем разделить на 4 равные части).

Воспитатель предлагает детям подойти к столам (работа по подгруппам). Дети отмеряют часть ленты, равную длине доски; делят её на 4 равные части; отмеряют части, равные полученной мерке на доске.

—Правильный способ измерения вы придумали? Молодцы!                                

  • Разделите ленточку на 4 равные части с помощью мерки. Подумайте, что и в каком порядке надо делать (дети делят ленты на части; разрезают ленту точно по отметкам на части; проверяют, равны ли они).
  • На сколько частей вы разделили ленту?
  • Равные ли получились части?
  • С каким способом деления предмета на равные части вы познакомились?

Физкультминутка " Профессии".        

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)

Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

5.1. Игра «Профессии»

Дидактические задачи:

1) закрепить представления об инструментах для каждой профессии, измерения длин отрезков с помощью разных мерок: сажень, косая сажень, пядь, шаг;

2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Разобрать предметы к нужной профессии.

5.2. Игра «Ремонт забора у бабушки»

Дидактические задачи:

1).расширить представления о способе измерения длин отрезков с помощью мерок, тренировать счетные умения, умение соотносить цифру с количеством;

2).тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Педагог вносит длинную доску, и говорит, что бабушка хочет заменить забор. Ей надо несколько досок одинаковой длины, но она не может отмерить сама. Давай поможем ей. На забор  нужно 8 досок вот такой длины. (Показывает полоску-мерку.) Давай посмотрим, хватит ли этой  доски  для забора». Далее дети начинают измерение: прикладывают полоску-мерку, ставят отметку и т. д. Чтобы не сбиться со счета, можно предложить откладывать фишку каждый раз, когда мерка уложится полностью.

  • Хватит этой доски для забора? (Получилось девять таких досок, а надо для комнаты восемь: хватит, даже еще останется).

5.3. Работа в учебнике-тетради ( Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…Математика для детей 6-7 лет). Задание №4. стр.11,

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки, тренировать счетные умения;

2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы. Сколько раз красная (синяя, желтая и зелёная) мерка уложилось в отрезке?

  • Почему получились разные результаты?

6.Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя.

  • Что вы сегодня делали? (помогли Буратино подобрать специальные предметы к каждой профессии, помогли бабушке отремонтировать забор; делили ленту, узнали инструменты столяра)
  • Какие умения  помогли вам отремонтировать забор? (Умение измерять длины с помощью мерок, деления предмета на равные части)
  • Можно предложить детям дома измерить шагами длину и ширину комнаты, пядями — размеры стола и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Тема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности.Коммуникация.подготовительная группаТема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель:Уточнить и обобщ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: Понимать значимость профессии в жизни людей.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.Развитие монологичес...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группыпо теме «Профессии»:«Все профессии важны, все профессии нужны»...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: «Профессия пожарный»

Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада.    Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим ми...

Тематический модуль "Все профессии нужны, все профессии важны". Тема: "Профессия - Парикмахер".

   Данный модуль предназначен для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 7 лет, рекомендован воспитателям ДОУ и доступен родителям воспитанников. Он расширяет ...