Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alehina_n.n.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России»
в подготовительной к школе группе
автор: воспитатель Алехина Наталия Николаевна
Цель: обобщить знания детей о Родине - России.
Задачи.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательное отношение к разным народам и жителям разных стран;
- воспитывать культуру речевого общения.
Образовательные:
- расширять знания детей о России;
- закрепить знания о символах государства (флаг, герб, гимн);
- закрепить умения детей «читать» карту, знания о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.);
- формировать представление о многонациональности нашего государства;
- активизировать и расширять словарный запас («ландшафт» названия стран, названия деталей национального костюма, названия народов России);
- учить подбирать слова-признаки»;
- учить составлять рассказ с опорой на схему.
Развивающие:
- продолжать формировать навыки разговорной речи: ясно выражать свои мысли, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать грамматический строй речи; интонационную выразительность речи;
- развивать умение двигаться в соответствии с особенностями музыки.
Материал и оборудование: карта мира, картинки с изображение гор, леса, пустыни, моря, реки; иллюстрации по теме: «Народы России»; пазлы «Флаг России», «Герб России»; аудиозапись песни «Я – живу в России», разноцветные кубики, мнемотаблица.
Ход.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло электронное письмо, в котором написано, что оно адресовано детям подготовительной к школе группы. Воспитатель зачитывает содержание письма.
«Дорогие ребята! Пишем вам письмо из далёкой страны – Китая. Нас зовут Джен и Сян, мы брат и сестра, нам 6 лет, мы тоже ходим в детский сад родного города. А живём мы в самом большом городе Китая – Шанхай, которая является столицей Китая.
Обращаемся к вам с просьбой. Дело в том, что мы очень мало знаем о вашей стране. Интересно, какая она? Расскажите, пожалуйста, о ней. Будем очень рады и признательны Вам.
Воспитатель:
- Ребята, давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране, снимем это на видео и отправим его Джен и Сян. Быть может, посмотрев видео, они захотят приехать в гости в нашу страну, чтобы своими глазами увидеть ее красоту и необъятные просторы.
- Что означает слово «страна»? (ответы детей)
- А какие страны кроме России вы знаете?
- Где можно увидеть все страны? (на карте мира)
Дети и воспитатель находят на карте мира Россию и Китай, отмечая, что они находятся на одном континенте.
- У каждой страны есть свои границы (показывает на карте), которые тщательно охраняются, а также есть столица – главный город страны, в котором живёт и работает правительство. А как называется столица России? (показывает на карте)
- Если сравнивать нашу страну с другими странами, что вы скажите о ее площади?
- Давайте прочтем стихотворение о том, какая огромная наша страна.
Дети читают выученное ранее стихотворение «НАША РОДИНА» Н.Забила
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится.
- В нашей стране очень разный природный ландшафт – леса, поля, пустыни, реки, моря, горы. Давайте поиграем в игру «Что рассказывает карта». Я буду показывать иллюстрации с изображением моря, леса, гор, пустыни и вы показать, как они обозначены на карте.
Воспитатель:
- Страна – это, прежде всего, мы с вами, т. е. люди, которые в ней живут. Россия - многонациональная страна. Представители самых разных национальностей проживают в России.
- Какие национальности вы знаете? (ответы детей) Правильно, молодцы. Люди разных национальностей много сотен лет дружно живут в России, относясь друг к другу уважительно, миролюбиво и помогая друг другу. Чем крепче дружба между народами, тем сильнее становится наша страна.
Дети рассматривают иллюстрации по теме: «Народы России»
- Как называется русский национальный женский костюм? (сарафан, вышитая рубашка, кокошник) А как называется русский национальный мужской костюм? (рубаха- косоворотка, портки- штаны, пояс–кушак, лапти или кожаный сапоги, шапка или картуз)
Воспитатель:
- Дети, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
- Один за всех и все за одного!
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
- Когда мы едины – мы непобедимы!
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Ты гроза грозись, а мы друг за друга – держись!
- Русский народ имеет свои традиции и очень любит петь и танцевать. Давайте и мы потанцуем под песню о России. (танцевальная игра «Я живу в России»)
Воспитатель:
- Какие символы нашего государства вы знаете?
- Давайте с помощью игры, мы покажем, как они выглядят.
Дети, поделившись на 2 подгруппы, собирают пазлы «Флаг России», «Герб России».
- Цвета нашего флага выбраны не спроста.
На Руси три цвета имели символическое значение:
Белый – благородство, откровенность;
Синий – верность, честность;
Красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
- Дети, давайте поиграем в игру «Россия какая?» (игра проводится с помощью кубиков, дети называют прилагательное, выстраивая башню из кубиков) Красивая, огромная, необъятная, великая, родная, гостеприимная, многонациональная, разнообразная, щедрая, талантливая и др.
- У каждого жителя нашей страны есть место в России, где он родился. А как называется наш город? Давайте расскажем о нашем городе, может китайские друзья, приехав к нам в Россию, посетят и его.
Игра «Расскажи о своем городе» (по мнемотаблице)
1 квадрат: изображен герб.
Дошкольник говорит, как называется город, в котором он живёт, уточняет область.
2 квадрат: нарисованы ребёнок и буква У, рядом изображение зданий.
Ребёнок рассказывает, на какой улице живёт он, какие достопримечательности есть на его улице.
3 квадрат: нарисованы дети и здания.
Ребёнок рассказывает об учреждениях для детей – школы, детские сады, музыкальная школа, художественная школа, Дом творчества и др.
4 квадрат: изображения взрослых и разных учреждений – завод, банк, больница, дворец, стадион, церковь.
Ребёнок рассказывает об учреждениях нашего города, называет место работы родителей.
5 квадрат: изображения сердца.
Ребёнок высказывает своё отношение к городу: «Я люблю родной город, потому что я здесь родился, здесь живёт вся моя семья».
Воспитатель:
- В нашей стране много достопримечательностей – архитектурных зданий, сооружений, памятников. Предлагаю разместить их изображение на коллаже, который мы изготовим в творческой мастерской. Фото коллажа мы также отправим детям из Китая. (Коллаж дети изготавливают на занятии по аппликации и конструированию)
Информационные источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/11/15/konspekt-po-razvitiyu-rechi-nasha-rodina-rossiya-starshaya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Тема: Осень.Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....
Конспект занятия по развитию речи "Осень" с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники....
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.
Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив подготовительной к школе группе.Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив по...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Сказочный театр»
Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.Задачи: Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...