Игры на развитие слухового внимания
материал по развитию речи
Игры на развитие слухового внимания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слухового внимания
«Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.) Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные. | «Послушай, повтори» Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет. |
Тихо – громко! Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма. Оборудование. Бубен. Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди. | Скажи, что ты слышишь Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке. |
Где позвонили? Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука. Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.). Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. | Кто что услышит? Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д. Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. |
Часовой Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве. Оборудование. Повязки для глаз. Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала. | Найди игрушку Цель. Развитие слухового внимания и координации движений. Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок. |
«Угадай, кто это?» Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала… Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка». | Продавец и покупатель Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи. Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой. Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку. |
Угадай по звуку Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи. Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.). Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки. | Где постучали? Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве. Оборудование. Палочка, стульчики, повязки. Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить. |
Жмурки с колокольчиком Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве. Оборудование. Колокольчик, повязки. Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит. Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать. | Жмурки с голосом Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве. Оборудование. Повязки Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал. |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие оптико-пространственной ориентации
«Добавлялки» Покажите три-четыре предметные картинки, например, еж, дом, кот и шар. Называйте прилагательные и попросите детей угадать слова, например, «Колючий…» – «…еж», «Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом», «Пушистый…» – «…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить словосочетание полностью. | «Найди букву» Формирование у детей буквенногогнозиса.. |
«Подбери родственные слова» Цель: упражнять в образовании родственных слов. Ход игры: Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик … Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … . Мороз – морозный, морозить, замораживать … . Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … . | «Найди слово». Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «Дом». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом. |
«Разноцветные мячики» Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления Мячи красного и синего цвета Поймать мяч, назвать соответствующий звук Воспитатель бросает мяч, поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если синего цвета | «Пишем, лепим, вырезаем». Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание. |
«Непослушные слова». «Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки | «Мастерская поделок» Развитие фонематического восприятия, анализа, дифференциации фонем Игрушки, картинки Распределить поделки игрушкам На конкурсе «Умелые ручки» забыли подписать чьи поделки. С какого звука начинается название игрушки, с того же начинается название поделки Усложнение: Различие звуков по мягкости – твердости Вариант: «Подарки для друзей» |
«Молчанка» Развитие фонематического восприятия, внимания, дифференциации фонем Картинки Хлопнуть в ладоши, если в названии слова есть заданный звук Воспитатель показывает картинку. Дети хлопают в ладоши, если в названии слова есть заданный звук Усложнение: Заданный звук находится в начале (конце, середине) слова. Вариант: а) «Кто в домике живет?» Поселить в домики тех животных, в названии которых есть заданный звук. б) «Кто быстрее?» Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук. (Соревнование по командам) | «Камень – вата» Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные Камешки, вата, картинки Поднять камень, если слово начинается с твердого согласного, вату – с мягкого Воспитатель показывает картинку. Дети определяют первый звук в названии слова и поднимают камень или кусочек ваты Усложнение: Определить последний звук в слове. Вариант: а) «Ванька–встанька». Если твердый звук - встать; мягкий – сесть. б) «Наоборот». Поймав мяч, назвать противоположный звук (мягкий – твердый) |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
«Доскажи словечко» Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей, Вчера в половине шестого. Пожираешь людей, Я видел двух свинок. Так, за это мой меч – Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч) *** *** Постой, не тебе ли Муравей, муравей На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей) Я выслал две пары Отличных … (калош) Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей? Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей) | «Один и много» Закрепление изменять слова по числам. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши». Слова для игры: Книга ручка лампа стол окно город стул ухо брат флаг ребенок человек стекло трактор озеро имя весна друг семя арбуз «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один». Слова для игры: когти облака волны листья цветы пилы молодцы стебли | |
«Прятки» Использование в речи предлога с пространственным значением (в, на, около, перед, под). В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д. | «Мой, моя, моё, мои» Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. Воспитатель просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.). | |
«Распутай слова» Составление предложения, используя данные слова. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. | «Перевертыши» Закрепление умений дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в — из, на — с, к — от. Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот. Мальчик положил мяч в ящик. ... Девочка налила воду в графин. ... Мама положила яблоки на стол. ... Брат поставил лампу на тумбочку. ... Машина подъехала к дому. ... Дедушка подошел к забору. ... | |
«Правильно или нет?» Закрепление находить грамматические ошибки. «Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей. | «Слово-сказка». Умение сочинять сказку по одному слову. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу. | |
«Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок») Развитие сенсомоторную координацию, конструктивный праксис, согласование слов во фразе. Нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке. Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине. | «Только ласковые слова» Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д. | |
« Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»). Развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения, закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные. | «Длинные слова» Образование сложных слов. У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д. | |
«Если бы, да кабы…» Умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили») | «Два брата ИК и ИЩ» Образование слов с помощью суффиксов ИК, ИЩ. Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) | |
«Веселая полянка» Закрепление навыков употребления в речи предлогов. Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Воспитатель моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д. | «Волшебная радуга» Закрепление умения согласовывать прилагательное и существительное. На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. Воспитатель: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги. Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий. | |
“Жадный медвежонок” Закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе. Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!” Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. “Мой!” – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. “Бедная моя лапа!” -зарычал он. Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. “Моя!” – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину. Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. “Мое!” – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул. С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: “Мой! Моя! Мое!” После рассказа и показа этой сказки логопед спрашивает у детей: “Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”? Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их. |
Предварительный просмотр:
Игровые задания для профилактики оптической дисграфии
«Найди и обведи». Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления. выдается карточка с коротким текстом, найти и обвести в кружок определенную букву. | «Повторяй за мной». Развитие координацию движений; Воспитатель показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет |
«Клад». Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо. | Выложи из спичек. Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. |
«Выкладывание букв из палочек» Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления. | «Ощупывание картонных букв». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву. |
«Буква сломалась» Детям прелагают найти недостающие элементы буквы. I V I I | «Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, липучкой, резиночкой. Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы. |
«На что похожа буква?» - рисунки на ассоциативные связи. А - антенна, стремянка…. У – сучок, вешалка… | «Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится буквы), на ладони, в воздухе. Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). |
«Нахождение букв в геометрических фигурах». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек. | «Цветные дорожки» Игровой материал: карточка с «дорожками» и кружочки для выкладывания дорожек Описание игры : Предложить ребёнку на начальном этапе выложить «Дорожку» по образцу, а затем по памяти, соблюдая последовательность |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/28/picture-207158-1401273854.jpg)
Картотека. Игры для развития слухового внимания
В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....
Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/24/picture-275794-1374662742.jpg)
Дидактические игры для развития слухового внимания
Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389565-1390493346.jpg)
Игры на развитие слухового внимания.
Игры для детей среднего, старшего и подготовительного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-536780-1416763528.jpg)
Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).
Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.Подготовительная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-226495-1364393951.jpg)
Дидактические игры на развитие слухового внимания в 1 младшей группе
Подборка игр на развитие слухового внимания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514979-1415122831.jpg)
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
С детьми играем- речь развиваем....