Игры на развитие слухового внимания
материал по развитию речи

Ворохобина Алена Викторовна

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания

«Отгадай, что звучит»

(шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,

звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

«Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Часовой

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети  с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Найди игрушку

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

«Угадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,

водящий определяет, кто «лягушка».

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр.  Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование.  Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1.  Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие оптико-пространственной ориентации

«Добавлялки»

Покажите три-четыре предметные картинки, например, еж, дом, кот и шар.

Называйте прилагательные и попросите детей угадать слова, например,

«Колючий…» – «…еж», «Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом»,

«Пушистый…» – «…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить

словосочетание полностью.

«Найди букву»

Формирование у детей буквенногогнозиса..
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

«Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Ход игры: Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

«Найди слово».

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «Дом». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

«Разноцветные мячики»

Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления

Мячи красного и синего цвета

Поймать мяч, назвать соответствующий звук

Воспитатель бросает мяч, поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если синего цвета

«Пишем, лепим, вырезаем».

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

«Непослушные слова».

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки

«Мастерская поделок»

Развитие фонематического восприятия, анализа, дифференциации фонем

Игрушки, картинки

Распределить поделки игрушкам

На конкурсе «Умелые ручки» забыли подписать чьи поделки. С какого звука начинается название игрушки, с того же начинается название поделки

Усложнение:

Различие звуков по мягкости – твердости

Вариант:

«Подарки для друзей»

«Молчанка»

Развитие фонематического восприятия, внимания, дифференциации фонем

Картинки

Хлопнуть в ладоши, если в названии слова есть заданный звук

Воспитатель показывает картинку. Дети хлопают в ладоши, если в названии слова есть заданный звук

Усложнение:

Заданный звук находится в начале (конце, середине) слова.

Вариант:

а) «Кто в домике живет?»

Поселить в домики тех животных, в названии которых есть заданный звук.

б) «Кто быстрее?»

Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук. (Соревнование по командам)

«Камень – вата»

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные

Камешки, вата, картинки

Поднять камень, если слово начинается с твердого согласного, вату – с мягкого

Воспитатель показывает картинку. Дети определяют первый звук в названии слова и поднимают камень или кусочек ваты

Усложнение:

Определить последний звук в слове.

Вариант:

а) «Ванька–встанька».

Если твердый звук - встать; мягкий – сесть.

б) «Наоборот». Поймав мяч, назвать противоположный звук (мягкий – твердый)



Предварительный просмотр:

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

«Доскажи словечко»

 Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

*** ***

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

«Один и много»

Закрепление изменять слова по числам.

 «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга ручка лампа стол окно

город стул ухо брат флаг

ребенок человек стекло трактор озеро

имя весна друг семя арбуз

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

Слова для игры:

когти облака волны листья

цветы пилы молодцы стебли

«Прятки»

 Использование в речи предлога с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Мой, моя, моё, мои»

Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Воспитатель просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

«Распутай слова»

 Составление предложения, используя данные слова.

 Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

«Перевертыши»

  Закрепление умений дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в — из, на — с, к — от.

Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. ...

Девочка налила воду в графин. ...

Мама положила яблоки на стол. ...

Брат поставил лампу на тумбочку. ...

Машина подъехала к дому. ...

Дедушка подошел к забору. ...

«Правильно или нет?»

 Закрепление находить грамматические ошибки.

 «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

«Слово-сказка».

 Умение сочинять сказку по одному слову.

 Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

«Домики  для друзей - животных»

(по сказке «Теремок»)

Развитие сенсомоторную координацию, конструктивный праксис, согласование слов во фразе.

Нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

«Только ласковые слова»

Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

« Угости медведей»

(по сюжету сказки «Три медведя»).

Развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения, закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

«Длинные слова»

Образование сложных слов.

У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д.

«Если  бы, да кабы…» 

Умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»)

«Два брата ИК и ИЩ»

Образование слов с помощью суффиксов ИК, ИЩ.

 Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

«Веселая полянка»

Закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Воспитатель моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.

«Волшебная радуга»

Закрепление умения согласовывать прилагательное и существительное.

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Воспитатель: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

Жадный медвежонок”

 Закрепление  умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”

Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. “Мой!” – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. “Бедная моя лапа!” -зарычал он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. “Моя!” – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину.

Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. “Мое!” – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: “Мой! Моя! Мое!”

После рассказа и показа этой сказки логопед спрашивает у детей: “Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”?

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

 

 



Предварительный просмотр:


Игровые задания для профилактики оптической дисграфии

           

«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления.

выдается карточка с коротким текстом, найти и обвести в кружок определенную букву.

«Повторяй за мной».

Развитие координацию движений;

Воспитатель показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет

«Клад».

Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания

Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.

Выложи из спичек.

Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления.

Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком.

«Выкладывание букв из палочек»

Развитие мелкой моторики, закрепление основ грамоты, совершенствование пространственного мышления.

«Ощупывание картонных букв».

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках,         назвать её, придумать слова, содержащие данную букву.

«Буква сломалась»

Детям прелагают найти недостающие элементы буквы.

               I      V      I I    

«Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы

семечками, липучкой, резиночкой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

«На что похожа буква?» - рисунки на ассоциативные связи.

А - антенна, стремянка….

У – сучок, вешалка…

«Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится буквы), на ладони, в воздухе.

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Нахождение букв в геометрических фигурах». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

«Цветные дорожки»

Игровой материал: карточка с «дорожками» и кружочки для выкладывания дорожек

Описание игры : Предложить ребёнку на начальном этапе выложить «Дорожку» по образцу, а затем по памяти, соблюдая последовательность


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития слухового внимания

В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Дидактические игры для развития слухового внимания

Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания...

Игры на развитие слухового внимания.

Игры для детей среднего, старшего и подготовительного  возраста....

Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).

Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию.Подготовительная работа...

Дидактические игры на развитие слухового внимания в 1 младшей группе

Подборка  игр  на  развитие  слухового  внимания....