проект развития речи
проект по развитию речи
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi_cherez_kommunikativnye_igry_na_sayt.docx | 221.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Практическая работа:
Пояснительная записка:
Актуальность: Проблема межличностных отношений является весьма актуальной на сегодняшний день. Дети не имеющие навыков конструктивного общения со сверстниками не редко становятся причиной конфликтов в детском коллективе.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольноговозраста.
Задачи : 1. Помочь детям в установлении контактов друг с другом;
2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
3. Дать элементарные представления о культуре общения и через игры и упражнения, побуждать и стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.
Механизм реализации: Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями. Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.
Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель.
Известно, что коммуникация процесс установления контактов между
людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности,
включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием
и попытками влияния друг на друга. Это способность общаться, понимание
и осознания себя.
Коммуникативная игра совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.
К игровому приёму относят: пальчиковые игры, арттерапию, ситуативный разговор, сюжетноролевые игры, моделирования и обсуждения речевых ситуаций, игры с правилами, диалоги с куклами.
Обеспечение проекта: -видео- и аудио - треки, картотеки игр и упражнений ; -наглядный материал – презентации, буклеты, иллюстрации, картинки, карточки; -технические средства – компьютер, музыкальный центр, проектор; -атрибуты для игр и драматизаций
Длительность проекта: 1 месяц.
Основная часть:
1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.
Календарно - тематический план на месяц.
Месяц неделя | Занятие № | Тема | Задачи работы с детьми | Прогнозируемые результаты |
1неделя | 2 | Владение речью - средство общения и культуры. | Учить владеть речью, как средством общения и культуры. | Уметь владеть речью. |
2неделя | 2 | Невербальные формы общения. | Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру при общении. | Уметь общаться. |
3неделя | 2 | Рука, как средство коммуникации. | Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами. | Уметь пользоваться рукой, как средством коммуникации. |
4неделя | 2 | Побуждать детей к речевому высказыванию. | Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками. | Уметь высказывать по результатам действий. |
Модель взаимодействия с другими педагогами.
Перечень методов и приемов на развитие коммуникации
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и
практические.
Наглядные методы используются чаще. Применяются как
непосредственные, так и опосредованные методы.
К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:
экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.
Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают
связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на
применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек,
картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по
игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря,
развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Опосредованные методы могут быть использованы также для
ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно
познакомиться непосредственно.
Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и
умений и их совершенствование. К практическим методам относятся
различные дидактические игры, игры драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они
используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно
выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяются в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, при формировании грамматических навыков и связной речи.
К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных
связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные
ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому
приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий
характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные
методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести
обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста,
дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования,
творческие задания. В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три
основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой
образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской
речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая
деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их
ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме.
Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается
для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей.
Но иногда образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение учителя и детей,хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте
интересной для них деятельности. Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
2 Этап – Практический – познавательный.
Особенности речевого развития.
Особенности устной и письменной речи младших школьников
У младших школьников развитие речи идет в двух основных
направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и
усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается
настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний от 3000 до 7000 слов.
Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей,
которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
Шести-семи летний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию
выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная
культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть
выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.
Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь
уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.
У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно
освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для
того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать
внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или
сверстниками во время игрового общения. Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.
Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.
Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.
Чтение это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать.
Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.
Перечень методик коммуникативного развития.
- Обучение в сотрудничестве, работа в парах.
- Коммуникативная компетентность.
- Работа с художественной литературой.
- Занятие искусством.
- Посещение театров.
- Диалог: взрослые дети.
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков
1.Клеевой ручеёк.
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кемобщаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,
что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком
положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны
отцепляться друг от друга.
2.Игры ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят
твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они
ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища
10. Ребёнок плачет – успокой его.
помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою
комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или
бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя
схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как
нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
3.Позвони другу
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать
сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
4.Подарок на всех.
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со
сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса,
то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был
Цветик Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок
загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, помоему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
5.Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого
человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг
друга на расстоянии вытянутой руки.
Учитель даёт задания:
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
опустите руки;
6.Пресс-конференция.
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и
корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в прессконференции на любую тему (например:
“Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В
цирке” и др.). Один из участников прессконференции “гость” (тот, кому
будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы
детей.
7.Пойми меня.
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 45предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
8.«Лебедь, рак и щука».
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений,
улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство
партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине,
соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу
ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть
соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит, чтобы дети не нанесли
себе травмы.
9.Игра «Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше.
Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка
впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он
направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение
сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно
справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят
усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
10.На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Учитель предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на
полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 3040 см. По
условию, по «мостику» должны с двух сторон на¬встречу друг другу идти
одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не
переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про¬пасть и
выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что,
когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по
«мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе
движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика —
аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
11.Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных
барьеров.
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка.
Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее.
Газету складывают до тех пор, пока ктото из участников не сможет встать
на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно
обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде.
Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
12.РАССЛЕДОВАНИЕ.
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические
способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная
занавеска.
Ход игры:
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит
его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.
Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать,
кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше
его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т.
е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята
выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может
выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно
объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже
целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить
гораздо больше отличительных качеств.
Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.
Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития».
Продолжительность: 40 мин.
Цель: закрепить у учащихся знания о предлогах; совершенствовать умение употреблять предлоги в речи; учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения;
развивать слуховое внимание, способность к переключению, наблюдательность к языковым явлениям, долговременную память, наглядно-действенное и логическое мышление, фонематическое восприятие;
воспитывать у детей любознательность и интерес к русскому языку, аккуратность, нравственные качества, определяющие отношение к людям, природе.
Задачи:
1.Образовательные:
- дифференциация предлогов;
- перенос навыка употребления предлогов на окружающие предметы;
- автоматизация навыка употребления предлогов в падежно-предложных формах в собственной монологической речи;
2.Воспитательные:
- воспитание сопереживания к героям, попавшим в трудную ситуацию.
3.Развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- развитие слухового восприятия; устойчивости внимания;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- развитие мелкой моторики;
Материал демонстративный: мультимедийная установка, презентация, сюжетные картинки к заданию № 2; сказочные герои.
Раздаточный: веера с цифрами, пластилин, индивидуальные конверты к заданиям № 3, 9; карточки к заданиям № 5,10.
Ход занятия.
І Этап. Организационный.
1.Организационный момент.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
2. Сообщение темы и цели занятия (см. презентацию слайд 1-2). Отправляемся в путешествие по сказкам.
-Сегодня у нас необычное занятие, мы отправляемся с вами в путешествие по сказкам в гости к сказочным героям. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?
3. Построение кораблика по клеточкам (см. презентацию слайд 3)
2 клеточки вправо;
2 клеточки вверх;
2 клеточки вниз, вправо, наискосок;
2 клеточки вправо;
1 клеточка вниз, влево, наискосок;
4 клеточки влево;
1 клеточка вверх, влево, наискосок.
4. Назначается капитан кораблика. Дети строятся по указанию командира (за, между, рядом).
Дети отвечают на вопросы:
-За кем стоит ….?
-Перед кем стоит…..?
-Рядом с кем….?
ІІ Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению
знаний.
1. Отгадывание загадки.
- Отгадав загадку, вы узнаете нашего первого сказочного героя?
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал, кто такой?
Потянулся сладко-
Вот и вся зарядка.
(Кот) (см. презентацию слайд 4)
-Из какой сказки этот сказочный персонаж?
-Когда-то находчивый, умный, ласковый "Кот в сапогах" был маленьким, шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
2. Составление предложений по картинке.(индивидуальная картинка каждому ребенку)(см. презентацию слайд 5)
-Составьте предложение, ответьте на вопрос: " Куда спрятался котенок?"
-Начертите схему к своему предложению. (взаимопроверка)
-Сколько слов в предложении?
-На каком месте стоит предлог?
-Как пишутся слова с предлогом?
-Для чего нужны предлоги?
Например: Котенок спрятался на дереве. ( под столом, в шкафу, за диваном).
III Этап усвоения новых знаний.
1. Составление предложения из данных слов.(см. презентацию слайд 6)
-К нам пришла телефонограмма. Чтобы расшифровать ее нужно из слов составить предложение.
Конверт №1 (у каждого ребенка конверт со словами к своему предложению)
-Возьмите конверт, достаньте слова, составьте предложение.
-Прочитайте полученные предложения.
( Хрюша просит о помощи. Волк спрятался за домом. Помогите Хрюше выйти из дома. Исправь ошибки в рассказе.)
-Как вы считаете, из какой сказки эти сказочные герои?
2. Дидактическая игра «Найди ошибку».(см. презентацию слайд 7)
-Я буду читать вам Хрюшино произведение, а вы будете исправлять ошибки в нем.
Называется рассказ "Хрюшино утро в деревне".
Жил-был под деревней поросенок Хрюша. Жил он на теплом сарае. Встанет он утром из-под кровати. Посмотрит под окошко. Там за небом солнышко сверкает. Потом садится Хрюша в стол. Под столом за тарелкой каша вкусная. Позавтракает Хрюша и бежит гулять в улицу.
3. Составление предложения по заданной схеме. (см. презентацию слайд 8)
-Какие вы молодцы, помогли Хрюше. А сами вы сможете при помощи схем придумать предложения?
Карточка №1 (у каждого ребенка конверт со схемой)
Девочка цветы лейки.
Собака щенятами полянку.
дому машина.
озером стрекозы.
-Составьте схему к своему предложению, укажите предлог.( самопроверка)
-Как пишутся слова с предлогом?
4. ФИЗМИНУТКА
-Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру под названием "Смотри не ошибись". Для этого мы с вами выйдем….Откуда мы с вами выйдем? (Дети: «Из-за столов».)
-Правильно, выйдем из-за столов.
-Постройтесь по порядку за командиром, повернитесь ко мне лицом. Вы будете делать только то, что я скажу, а не покажу (Затем задача меняется: следует делать только то, что логопед показывает.)
Руки на пояс.
Руки за голову.
Левую из-за головы. И т.д.
IV Этап закрепления новых знаний.
1. Дидактическая игра «Угадай сказку» (см. презентацию слайд 9)
- Угадать о какой сказке идет речь в данном предложении. Найди место предлога в слове, укажи при помощи веера с цифрами.
(Сбегая с лестницы, потеряла девочка туфельку. Мышка влезла в рукавичку и говорит: "Тут я буду жить!" Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут. Жила у деда с бабкой курочка ряба. Печь сама пошла по улице. - Положи, внучка, пирожки на стол. Сел Иван Царевич на коня и полетел.)
2.Составление предложений по вопросам. (см. презентацию слайд 10)
-Вы знаете много сказок. А сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Я вам помогу, буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них полным ответом и показывать свой ответ на мультимедийной доске.
"Птичка и кошка"
На мультимедийной доске расположена избушка, перед ней дерево, под ним скамейка. Дети отвечают полным ответом на вопросы логопеда и показывать свой ответ на мультимедийной доске.
1)-Дед вышел, откуда? (из избушки)
-И сел куда? (на скамейку)
-Под чем? (под деревом)
2)-Птичка сидела где? (на дереве) и пела.
3)Услышала ее кошка и прыгнула.
-За кем? (за птичкой)
-Куда? (на дерево)
2)-Но птичка улетела и села.
-Куда? (на крышу избушки)
3)-Кошка полезла за кем? (за птичкой)
4)-Бабушка вышла, откуда? (из избушки)
-Рассердилась на кого? (на кошку)
-И прогнала ее куда? (на чердак)
-Как вы думаете о ком сказка?
-В какой еще сказке есть бабка и дед, вы узнаете, собрав лото.
3.Дидактическая игра «Лото» (конверт №2) (см. презентацию слайд 11)
( В конверте игровое поле и 4 маленьких карточек, на игровом поле изображены анаграммы)
- Задание: угадай слово, поменяв слоги или буквы местами, и накройте каждой из 4-ех карточек соответствующие ей анаграммы на игровом поле - картинкой (открыткой) вверх, задавая вопросы друг другу.
Например: Угадай слово, которое расположено в верхнем левом углу? (самопроверка)
Ведьмед (медведь)
Сали (лиса)
Яцза (заяц)
Клов (волк)
-Из какой сказки эти сказочные герои?
-Кто главный герой сказки?
-Что случилось с колобком в конце сказки?
-Вы хотите спасти колобка?
4. Дидактическая игра "Помощник" (карточка №2).(см. презентацию слайд 12)
-Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я колобок, колобок
амбару метен
сусекам скребен,
сметане мешен,
печку сажен
окошке стужен,
Я дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
А тебя, зайца,
Не хитро уйти.
-Как пишутся слова с предлогами?
5. Лепка колобка из пластилина.
-Как вы считаете, раз мы спасли колобка от лисы, значит какое у него должно быть настроение?
V Итог занятия. Рефлексия.
-С какими сказками и сказочными героями мы сегодня встретились?
-Чему вы учились на занятии?
-Что вам больше всего понравилось в занятии?
Оценка логопедом работы учащихся на уроке.
Самоанализ логопедического занятия
Данное занятие проводилось с группой детей подготовительной группы, с логопедическим заключением: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР, на фоне ЗПР, в соответствии с перспективным планированием. Это занятие, является одним из последних, на тему «Предлоги», поэтому по типу и структуре это занятие закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Тема занятия: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития», цели которого:
закрепить знания о предлогах, совершенствовать умение употреблять предлоги в речи, учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения;
развивать слуховое внимание, способность к переключению, наблюдательность к языковым явлениям, долговременную память, наглядно-действенное и логическое мышление, фонематическое восприятие;
воспитать у детей любознательность и интерес к русскому языку, аккуратность, нравственные качества, определяющие отношение к людям, природе.
Исходя из этого, были определены следующие задачи:
- дифференциация предлогов; перенос навыка употребления предлогов на окружающие предметы; автоматизация навыка употребления предлогов в падежно-предложных формах в собственной монологической речи.
- развитие орфографической зоркости; развитие слухового восприятия; устойчивости внимания; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления; развитие мелкой моторики.
- воспитание сопереживания к героям, попавшим в трудную ситуацию.
Во время подготовки к занятию были учтены и реализованы программные требования и образовательные стандарты:
-по работе над предлогами;
-по развитию устной и письменной речи;
-валеологии (перегрузку снимала за счёт чередования различных видов деятельности (игровой, индивидуальной, фронтальной, устной, письменной) и физкультминутки);
-особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность;
-психологические особенности детей ЗПР.
В процессе подготовки к занятию старалась учесть все перечисленные аспекты и подобрать задания таким образом, чтобы у каждого ребенка были возможности реализовать себя.
Занятие было построено по принципу от простого к сложному, выполнялись психолого-гигиенические требования. На некоторых этапах занятия я постаралась установить межпредметные связи с другими предметами: математикой, чтением, русским языком и думаю, что у меня это получилось.
Игровая форма занятия была выбрана для того чтобы поднять интерес к русскому языку, повысить учебную мотивацию.
Для достижения поставленных целей занятия, мною были выбраны следующие методы:
1 Наглядно-иллюстративный (карточки для групповой и индивидуальной работы)
2 Словесный (объяснение, беседы).
3 Частично-поисковый (найдите место предлога в слове, доскажите словечко, составьте предложение по схеме, исправьте ошибку, деформированные предложения).
4 Работа с ИКТ (занятие сопровождалось мультимедийной презентацией).
Выбранные методы обучения способствовали постоянной мыслительной деятельности, следовательно, развитию психических процессов и были подчинены целям и задачам урока. Дети учились слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
На занятии учитывались индивидуальные особенности учащихся, поэтому целесообразным было использование таких приёмов, как разъяснение, рассуждение, обобщение.
Занятие способствовало развитию познавательных процессов: концентрации, устойчивости внимания (использовала различные наглядно-дидактические материалы, таблицы, схемы), способности к переключению (при переходе к следующему заданию); наблюдательности к языковым явлениям (найти нужный предлог); долговременной памяти (вспомните названия сказок и сказочных героев); мышления (ответы на проблемные вопросы, высказывание детей своей точки зрения); воспитание мотивации к учению (различные виды деятельности), нравственных качеств, определяющих отношение к людям, природе (добро - зло); развитие мелкой моторики (на протяжении всего занятия, при работе с разнообразным раздаточным материалом: построение кораблика по клеточкам, лепка колобка). Задания давала с опорой на несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. На занятие использовала все виды речи: слушание, говорение, чтение, письмо. Развивала коммуникативную функцию речи, разбирала допущенные ошибки и их корректировала. Контроль осуществляла постоянно, через обратную связь и самоконтроль.
Для достижения целей занятия использовались принципы: доступности, научности, наглядности, активности, сознательности, проблемности, системности и последовательности.
На занятии использовались следующие формы работы:
индивидуальная (подбор предлогов к схеме, составление предложений из слов, по картинкам)
групповая (игра «Лото», составление предложений по вопросам)
фронтальная (вставление предлогов в предложение, исправление ошибок, работа с веерами)
В ходе занятия были созданы условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся (обсуждение проблемных вопросив, ребята высказывали свою точку зрения, участвовали в дидактических играх (лото, помощник, угадай предлог)). Развивала познавательные и творческие способности, через разнообразные виды деятельности.
Смена видов деятельности была необходима для поддержания работоспособности учащихся, для реализации здоровьесберегающих
принципов обучения.
Ценность занятия в том, что учащиеся не боялись на занятии рассуждать и отстаивать свою точку зрения, использовали ИКТ в работе.
Поставленные цели были достигнуты. Дети научились применять знания и умения в новых ситуациях, правильно употреблять предлоги в предложно падежных формах собственной монологической речи, делать обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты, качественно обогатили свой словарный запас и социальный опыт, путем переживания тех или иных ситуаций, продуктивно усвоили учебный материал, активно и творчески работали, проявляли свою индивидуальность.
В конце урока была проведена беседа о результативности занятия для детей, с целью получения обратной связи.
Вывод: Я считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, имело коррекционно - воспитывающее и коррекционно - развивающее значение. Мне удалось решить поставленные задачи, избежать при этом перегрузки и переутомления детей.
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы | Задачи | Форма работы | Показатели достижений обучающегося |
| Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова. | Консультация родителей, учителя-предметника | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Положительная динамика в усвоении фонем родного языка |
| Постановка и автоматизация в речи звука [Л], коррекция парасигматизма шипящих, губных [П] и [Б], автоматизация в словах, предложениях, речи звука [Р] | Индивидуальные КРЗ | Звукопроизношение без нарушений |
| -формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления. | Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, самого обучающегося | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях Самостоятельное выполнение заданий |
Развитие связной речи. | -формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию. | Индивидуальные, групповые КРЗ | Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи. |
Коррекция акустической дисграфии,дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Устранение нарушений письменной речи | Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, учителя-предметника | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Самостоятельное выполнение заданий. Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста |
Развитие психических процессов | -Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений. | Индивидуальные, групповые КРЗ | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале. Положительная динамика развития ребенка. |
Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции ФН (фонетическое нарушение)
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) звуков [р, р’] их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
№ п.п. | Тема, содержание. | Кол-во занятий |
Развитие общих речевых навыков | ||
1. | Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 2 ч. |
2. | Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственновременных представлений. | |
Работа по постановке и закреплению звуков | ||
3. | Постановка звука | 10ч. |
4. | Автоматизация в прямых слогах, в начале слов | |
5. | Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов | |
6. | Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | |
7. | Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | |
8. | Автоматизация в словах, в предложениях | |
9. | Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | |
10. | Закрепление произношения звука в связной речи | |
11. | Закрепление произношения звука при чтении | |
12. | Развитие самоконтроля | |
Работа по дифференциации смешиваемых звуков | ||
13. | Различение звуков в слогах | 3 ч. 15 ч. |
14. | Различение звуков в словах | |
15. | Различение звуков в предложениях.Различение звуков в речи | |
Всего: |
Коррекционно-логопедическая работа по пяти формам дисграфии (смешанной дисграфии):
- Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
- Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания (акустическая форма).
- Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия.
- Оптическая дисграфия.
Тематическое планирование занятий по преодолению акустической дисграфии
Тема занятия | Основные виды учебной деятельности |
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Различают на слух неречевые звуки; распознают зашумлённые и наложенные изображения. |
2. Звуки. Гласные — согласные | Различают звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове. |
3. Дифференциация гласных букв I—II ряда | Различают гласные I—II ряда; различают на слух твёрдые и мягкие согласные. |
4. Мягкий знак | Различают на слух твёрдые и мягкие согласные; анализируют звукобуквенный состав слов; выделяют ошибкоопасные места в слове по теме. |
5. Звонкие и глухие согласные | Различают на слух и на письме звонкие и глухие согласные, выделяют ошибкоопасные места в слове по теме. |
6.Лабиализованные гласные. Звуки и буквы О-У, Ё-Ю | Различают по артикуляции, на слух и на письме лабиализованные гласные. |
7.Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'—Й | Различают на слух и на письме сонорные звуки; объясняют разницу в артикуляции этих звуков. |
8. Звуки И-Й | Различают на слух и на письме звуки И-Й; объясняют разницу в артикуляции этих звуков. |
9. Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Различают на слух и на письме свистящие и шипящие звуки и буквы, объясняют разницу в артикуляции этих звуков. |
10. Аффрикаты | Различают на слух и на письме звуки-аффрикаты; объясняют разницу в артикуляции этих звуков. |
11. Развитие связной речи | Пересказывают текст, составляют описательный и сюжетный рассказы письменно. |
План работы по преодолению аграмматической дисграфии
Темы | Основные виды учебной деятельности |
1. Родственные слова | Выделяют корень слова, подбирают родственные слова. |
2. Корень слова | Выделяют корень слова, подбирают родственные слова, учатся дифференцировать омонимичные корни. |
3. Приставка | Образуют новые слова с помощью приставок, выделяют приставки в составе слова. |
4. Суффикс | Выделяют суффиксы в составе слова, образуют новые слова с помощью суффиксов. |
5. Морфемный состав слова | Выделяют все части слова, делают морфемный разбор слов. |
6. Предлоги | Различают по значению и написанию приставки и предлоги. |
7. Слова-предметы | Выделяют в тексте имена существительные. |
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Правильно употребляют имена существительные в форме единственного и множественного числа. |
9. Практическое употребление существительных разного рода | Употребляют в речи существительные мужского, женского и среднего рода. |
10. Употребление существительных в косвенных падежах | Употребляют в речи существительные в косвенных падежах. |
11. Слова-признаки | Выделяют в тексте имена прилагательные. |
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Согласуют прилагательные с существительными в роде и числе, проверяют правильность написания окончаний имён прилагательных. |
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласуют прилагательные с существительными в падеже, проверяют правильность написания окончаний имён прилагательных. |
14. Слова-действия | Выделяют в тексте глаголы. |
15. Согласование глагола с существительным в числе | Согласуют глаголы с существительным в числе. |
16. Согласование глагола с существительным в роде | Согласуют глаголы с существительным в роде. |
17. Время глагола | Различаю глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. |
18. Имя числительное | Выделяют в тексте имена числительные, применяют на письме правила написания числительных. |
19. Предложение | Графически обозначают границы предложений, делят текст на предложения, работают с деформированными предложениями. |
20. Состав предложения | Выделяют главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении. |
21. Работа над текстом | Работают над деформированным текстом, пересказывают текст устно и письменно. |
План работы по преодолению оптической дисграфии
Темы | Основные виды учебной деятельности |
1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа | Различают на слух неречевые и речевые звуки; распознают зашумлённые и наложенные изображения, различают основные и оттеночные цвета |
2. Развитие пространственно-временных отношений | Различают и называют геометрические фигуры; схему собственного тела; направления; времена года, месяцы, части суток. |
3. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Различают в чтении и на письме смешиваемые оптически и кинетически сходные гласные буквы. |
4. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Различают в чтении и на письме смешиваемые оптически и кинетически сходные гласные и согласные буквы (рукописного и печатного шрифта). |
4. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Различают в чтении и на письме смешиваемые оптически и кинетически сходные согласные буквы. |
Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
Темы | Основные виды учебной деятельности |
1. Звук. Гласные-согласные звуки | Различают звуки и буквы, гласные и согласные звуки. |
2. Гласные I ряда | Различают гласные I ряда; объясняют различия в артикуляции гласных звуков. |
3. Гласные II ряда | Различают гласные I—II ряда; понимают образование гласных II ряда; различают на слух твёрдые и мягкие согласные. |
4. Мягкий знак | Различают на слух твёрдые и мягкие согласные; анализируют звукобуквенный состав слов; выделяют ошибкоопасные места в слове по теме. |
5. Согласные звуки | Различают на слух и на письме оппозиционные согласные, выделяют ошибкоопасные места в слове по теме. |
6. Слог | Делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове. |
7. Ударение. Ударная гласная | Понимают разницу между ударной и безударной гласная, ставят ударение в словах разной слоговой структуры. |
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я) | Проверяют безударную гласную в корне слова. |
9. Родственные слова. Корень слова | Выделяют корень слова, подбирают родственные слова, учатся дифференцировать омонимичные корни. |
10. Образование слов при помощи суффиксов | Выделяют суффиксы в составе слова, образуют новые слова с помощью суффиксов. |
11. Словообразование слов при помощи приставок | Образуют новые слова с помощью приставок, выделяют приставки в составе слова. |
12. Приставки и предлоги | Различают по значению и написанию приставки и предлоги. |
13.Морфемный состав слова | Выделяют все части слова, делают морфемный разбор слов. |
14. Состав предложения | Графически обозначают границы предложений, делят текст на предложения, работают с деформированными предложениями. |
15. Последовательный рассказ | Составляют план повествовательного текста, пересказывают текст по плану устно и письменно. |
16. Описательный рассказ | Составляют план описательного текста, пересказывают текст по плану устно и письменно. |
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин | Составляют план связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин, пишут рассказ. |
Так как темы занятий по коррекции дисграфии перекликаются, для групповых занятий по коррекции смешанной дисграфии разработан один КТП, объединивший все планы работы.
Ожидаемые результаты логопедической работы:
В итоге коррекционного логопедического сопровождения обучающийся 2 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) Ярослав должен знать: слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
должен уметь:
-производить звукобуквенный анализ слов;
-устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
-пользоваться различными способами словообразования;
-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
-использовать в речи различные конструкции предложений;
-строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
-точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- -правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
- -отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Результативность логопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
-динамики развития обучающегося 2 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР)
-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучающийся Ярослав сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программ.
Рекомендации для педагогов:
- Привлекать внимание к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым , отрабатывать артикуляцию гласных первого ряда, согласных.
- Упражнения в управлении и вычленении определенного звука, при громком проговаривании и акцентировании внимании искомого звука, в дальнейшем при обычном принесении слов.
- Использование звуковой линейки и цифрового ряда для формирования звукового анализа.
- Развитие фонематического восприятия ( сравнение звуков по артикуляционным и акустическим свойствам).
- Качественное обогащение словарного запаса путем накопления новых слов различных частей речи.
- Знакомство со способами словообразования и словоизменения; ответы на вопросы учителя, работа с деформированными предложениями, выделения предложения из сплошного текста, составление повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, составление рассказов по вопросам, по серии картинок, по сюжетной картине, по предложенному началу.
- Обращать внимание на правильное произношение звуков , после постановки их логопедом.
- Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал
свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим
плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес. - Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или
дневнике красными ручками с толстым нажимом. - Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше
лишний раз похвалите за то, что хорошо получается. - Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу,
например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций. - Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения
успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. - Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми
в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15
ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к
удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Рекомендации для родителей.
- Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите
за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши. - Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За
малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам. - Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума
пища — бананы, орехи, мед, лимоны). - Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это
занятие «собиранием умных мыслей». - Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные
стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
Благодаря установлению доверительно партнерских отношений между
всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления,
моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный
психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии,
формируются детскородительские отношения.
3 Этап:
Заключительный:
Презентация по основным проектам представленна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...
Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."
Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....
проект " Развитие речи детей с ОНР посредством развития мелкой моторики"
Развиваем речь дошкольника посредством развития мелкой моторики...
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...
Опрос для родителей «Любите ли вы театр?» и анкета для родителей «Как Вы развиваете речь ребенка?» по проекту развитие речи через театрализованную деятельность во 2 младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей....
Опрос для родителей «Любите ли вы театр?» и анкетирование для родителей «Как Вы развиваете речь ребенка?», по проекту развитию речи через театрализованную деятельность во 2 младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей....
ПРОЕКТ « Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Форма проекта долгосрочный
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить мно...