Конспект занятия по развитию речи для детей от 3 до 4 лет "Едем к бабушке в деревню"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятие разработано для приобщения детей к традициям русского народа посредством фольклорных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_sharova_o.v.docx | 266.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 110»
Конспект занятия по развитию речи
для детей в возрасте от 3 до 4 лет
«Едем к бабушке в деревню»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории,
Шарова О.В.
г. Оренбург
Организационная информация | Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||
1 | Доминирующая область | Речевое развитие | |
2 | Вид деятельности детей | Игровая, Познавательная, Двигательная, Продуктивная, Чтение художественной литературы, Коммуникативная. | |
Методическая информация | |||
1 | Тема образовательной деятельности | «Едем к бабушке в деревню» | |
2 | Методы и приемы реализации содержания занятия | Беседа с детьми, Художественное слово, Игровые упражнения, Использование демонстрационного материала, Постановка проблемы, Обсуждение, Музыкальное сопровождение, Поощрение, Оказание помощи. | |
3 | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. | |
4 | Возрастная группа | 3 – 4 года | |
5 | Цель: | Создание условий для приобщения детей к традициям русского народа посредством фольклорных произведений. | |
6 | Задачи: | ||
6.1 | Обучающие: - познакомить детей с бытом и жизнью людей проживающих в русской избе, - расширить представление детей о фольклорных произведениях, - обогатить речь детей существительными, прилагательными, глаголами (горница, самовар, ложки, противень, мягкая, пушистая, белая, лакает, мурлычет); - упражнять детей в раскатывании теста кругообразными движениями, с приёмом сплющивание ладонями. | ||
6.2 | Развивающие: - развивать когнетивные процессы, - развивать монологическую и диалогическую речь детей, артикуляционный аппарат, фонематический слух у детей, - развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
6.3 | Воспитывающие: - воспитывать умение слушать друг друга, - воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. | ||
7 | Планируемые результаты: | ||
- знакомы с бытом и жизнью людей проживающих в русской избе, - знают фольклорные произведения, - употребляют в речи слова (горница, самовар, ложки, противень, мягкая, пушистая, белая, лакает, мурлычет), - умеют раскатывать тесто кругообразными движениями, с приёмом сплющивание ладонями, - развиты когнетивные процессы, - развита монологическая и диалогическая речь детей, артикуляционный аппарат, фонематический слух, - развита мелкая моторика пальцев рук, - владеют умением слушать друг друга, - самостоятельны, развито чувство взаимопомощи и взаимовыручки. | |||
8 | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Декорация русской печи, подвесные муляжи: лук, чеснок, перец, чугунок, ухват, половичок, лавка, игрушечный кот, маска кота, «лоскутное одеяло», самовар, деревянные ложки маленькие и большие, сахарница, противень, рушник, солёное тесто, изготовление пряничков из солёного теста, влажные салфетки, фартуки, клеёнки, скатерть, тарелочки, лошадки на палочках, выучить с детьми потешки, пестушки; вязанные салфетки, вышивки, аудио запись русских народных мелодий. | |
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение произведений художественной литературы по русскому фольклору (песенки, потешки) , рассматривание предметы русской избы, русские народные игры (пальчиковые, подвижные), приготовление декорации печи, изготовление «лоскутного одеяла», беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода, разучивание потешки «Кисонька- Мурысонька», «Как у нашего кота», игры «Мыши водят хоровод», П/Г: «Тесто замесили» | |
Конспект занятия | |||
I | Вводная часть | ||
1.1 1.2 | Введение в тему Мотивация деятельности | Дети входят в группу, где их ждут лошадки. Воспитатель: - Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик, встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Воспитатель: придумано кем- то просто и мудро При встречи здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро приветливым лицам! Каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Давайте свои улыбки подарим гостям и дружно с ними поздороваемся и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Воспитатель: Ребята, а вы когда - нибудь были в деревне? А к кому вы туда ездили? А за что вы любите своих бабушек? (ответы детей). А у меня тоже есть бабушка Матрена, с которой мы вчера говорили по телефону и она всех вас пригласила к себе в гости, чтобы угостить чем-то вкусным. Хотите побывать у неё в гостях? | Воспитатель рассказывает |
1.3 II | Целеполагание Основная часть | А на чем мы до нее доберемся? (ответы детей)…поедем с вами ни на поезде, ни на автобусе, а на чём узнаете сами если отгадаете загадку. У меня большая грива, уши и копытца. Прокачу того игриво, кто не боится. Моя шёрстка гладкая, кто же я? …(лошадка). Дети: лошадка. Воспитатель: правильно, молодцы, отгадали! И нас с вами ждут лошадки, быстро вы их разбирайте, оседлайте, и едим в гости к моей бабушке, а гостей с собой возьмём? (ответы детей). Воспитатель: Игра «Еду, еду к бабе, к деду». (Дети проговаривают слова вместе с воспитателем, имитируя движения по тексту): -Еду, еду к бабе, к деду (пружинка) На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, по ровненькой дорожке (ходьба на месте) По рытвинам, по кочкам, (наклоны в стороны) Все прямо и прямо, А потом вдруг. в яму: "Бух!" (присели) Тпру. Приехали! Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, что это (ответы детей). Что это за домик стоит? Бабушка- Матрёнушка в домике живёт. Наших ребятишек в гости к себе ждёт. Давайте постучимся? –Тук-тук-тук. (имитируют). Никто не отвечает. Я сейчас пойду, посмотрю. (Бабушка встречает детей и приглашает их к себе в гости). Воспитатель: здравствуйте внучата! Детушки- малолеточки, я бабушка Матрёна, живу в деревенской избе. Вы сейчас живёте в многоэтажных домах, а раньше люди жили в избах. В избе была одна большая комната, а кто знает, как её раньше называли? Горницей, повторите за мной. Дети: горница. |
Воспитатель: а посмотрите, что стоит у меня на столе? Дети: поднос, самовар, сахарница, ложки. Воспитатель: а какие ложки? Дети: деревянные, расписные. Воспитатель: а ещё какие? Дети: маленькие и большие. Воспитатель: А для чего нужны ложки? Дети: чтобы есть. Воспитатель: ребята, а на ложках ещё можно и поиграть. Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть в горнице, чего у вас нет в квартире? Дети: печка. Воспитатель: правильно- это печка. А для чего она нужна? (ответы детей: готовить еду, греться). Воспитатель: а как называли печку раньше? Дети: матушкой. Воспитатель: да, матушкой, кормилицей. А почему кормилицей? Дети: потому что на ней варили кашу, щи, пекли пироги. Воспитатель: ребята, а раньше не было кастрюль, в чём же варили? Отгадайте загадку К низу узок, верх широк, Не кастрюля…(чугунок). Воспитатель: а из чего были сделаны чугунки? Дети: из стали, глины. Воспитатель: какие вы умники, всё знаете, загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками? Дети: нет. Воспитатель: а почему? Дети: чугунок горячий. Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете чем можно вытащить чугунок из печи: Из русской печи Кашу тащи. Чугунок очень рад, Что схватил его..(ухват) (показ) Воспитатель: какие вы умные и смышлёные! И про чугунок знаете, и про ухват, а ещё я вам хочу сказать, что печку всегда держали в чистоте и украшали разными узорами. Ой, посмотрите, кто же спрятался у меня на печке? Я умею чисто мыться, Не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится Блюдце с тёплым молочком. Дети: кошка. Воспитатель: да это кисонька- мурысонька. А как она разговаривает? Дети: мяу. Воспитатель: а что любит кисонька поесть? Дети: рыбку, мясо, молоко. Воспитатель: а покажите язычком как киска лакает молочко. А вы знаете потешку про кисоньку- мырысоньку? - Кисонька- мурысонька, где ты была? - на мельнице. - Кисонька- мурысонька, что там делала? - Муку молола. - А что из муки делала? - Прянички пекла. - А с кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна, не ешь одна! Воспитатель: Ребята, где была кисонька? Дети: на мельнице. Воспитатель: Что делала она на мельницце? Дети: муку молола. Воспитатель: что из муки пекла? Дети: прянички. Воспитатель: ребята, а разве можно жадничать, как мы можем помочь кисоньке мурысоньке? Давайте слепим прянички, чтобы хватило на всех. Проходите к столам, оденем фартучки и садимся за столы. Посмотрите какой пряник мы сейчас будем лепить, красивый, кругленький и немного сплющенный, посмотрите, как надо лепить пряник. Сначала я раскатываю тесто круговыми движениями между ладонями, у меня получился шарик. а потом я шарик положу между ладошками и сильно прижму ладошки друг к другу: я сплющила шарик и получился вот такой пряничек. Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать тесто круговыми движениями, как будем сплющивать. Лепить мы будем прянички из солёного теста. А давайте тесто замесим сами! Тесто, тесто, мнём, мнём. Тесто, тесто, жмём, жмём. По ладошке покатаем И ладошкой мы прижмём. Тесто, тесто, шлёп, шлёп, Тесто, тесто тук, тук Дружно делаем печенье. Не жалеем наших рук! Молодцы, а теперь вы сами будете лепить прянички. Поднимайте салфеточки, берите тесто в руки, какое тесто? Мягкое или твёрдое? Дети: мягкое. Воспитатель: приступаем к работе. Воспитатель: слепили, молодцы, а теперь мы их положим на противень и отправим их в печь. Посмотрите наша киска на печи всё лежит и за мышками следит. Пока наши прянички пекутся, давайте поиграем. Выберем кота считалкой. Раз, два, три, четыре, пять. Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку. Прибавляет кошки- мышки, Получается ответ, Кошка -есть, а мышки -нет. (одеваем маску коту, остальные мышки- маски, кот садится в серединке, мышки его окружают и произносят слова) Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Как проснётся Васька кот Разобьёт ваш хоровод. Воспитатель: Я очень рада была видеть вас у себя в горнице. А теперь пора возвращаться в группу. Ой, ребята, я совсем забыла, ведь в печь мы поставили прянички, они наверное уже испеклись, давайте посмотрим? (достаём прянички, складываем в корзину). Воспитатель: Молодцы, ребята, вы меня так сегодня порадовали! Наши лошадки уже заждались нас, давайте их напоим водичкой и отправимся в группу. Едем, едем из деревни, И везём с собой печенья. Для гостей и для ребят, Угощенью, каждый рад. По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом вдруг, в ямку: «Бух!» (присели) Тпру. Приехали! | Русская народная мелодия «ложкари». . Показ артикуляционной гимнастики Дети рассказывают потешку Дети грозят пальчиком/ Пальчиковая гимнастика «Тесто замесили» Дети мнут, перекладывают тесто из руки в руку, расплющивают. Звучит тихая музыка. Самостоятельная деятельность детей, затрудняющимся детям дать индивидуальный показ. П/И «Кот Васька»/ Дети поят лошадок водичкой, имитируя руками тарелочки. Садятся верхом на лошадок и скачут верхом | ||
III | Подведение итогов, закрепление полученных знаний. | Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали. А где вы были? А как называлась раньше комната в избе? А что мы делали в горнице? С кем играли? (ответы детей). Воспитатель: Вам понравилось? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "В гости к бабушке"
Комплексное, сюжетно-игровое занятие "В гости к бабушке" позволит воспитателю закрепить у детей умение различать домашних животных по внешнему виду, учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав,...
Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы "В гости к бабушке"
Закреплять знания детей о домашних животных. Обогащать активный словарь детей: кошка, котёнок, собака, щёнок, корова, телёнок, курочка, цыплёнок, хвост, рога, уши, ноги, ест, пьёт.Развивать у де...
Конспект занятия по развитию речи для детей «В гостях у бабушки Федоры»
Закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари: название, части предметов, назначение....
Занятие по развитию речи для младшей группы "В гости к бабушке в деревню"
Познакомить детей младшего возраста с домашними животными....
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста (2–3 года) «В гости к бабушке».
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста (2–3 года) «В гости к бабушке»....
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Кукла Маша в деревне»
Программное содержание:...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к бабушке в деревню»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к бабушке в деревню»Цель: Закрепить знания детей о цвете, развивать внимание, память, ловкость, ум...