"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
материал по развитию речи

Терзинова Инна Борисовна

Назначение всех игрушек побуждать детей к коллективным играм, содействовать проявлению их инициативы, фантазии. Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Чем больше игрушка дает возможность для различных действий и комбинаций с ней, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее развивающее значение. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. Особое значение для психологического развития детей раннего возраста имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kukloterapii_s_doshkolnikami_rannego_vozrasta.docx230.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Образовательный центр «СОЗВЕЗДИЕ»»

143403, Россия, Московская область, городской округ Красногорск, г. Красногорск,

улица Большая Комсомольская, д.13Б

e-mail: mbdou-ds@mail.ru

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Выполнила Терзинова Инна Борисовна

Красногорск 2023 год

Ранний возраст, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека. В этом возрасте происходит интенсивное овладение речью, общением, мышлением, активно начинают формироваться познавательные способности. Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. При этом важно отметить, что развитие познавательной активности связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, благодаря ранней социализации малыша, т.е. благодаря взаимодействию с социальным окружением.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности ребенка происходит развитие восприятияа поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Все переживания ребёнка раннего возраста сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны «специальные» игрушки. Назначение всех игрушек побуждать детей к коллективным играм, содействовать проявлению их инициативы, фантазии. Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Чем больше игрушка дает возможность для различных действий и комбинаций с ней, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее развивающее значение. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. Особое значение для психологического развития детей раннего возраста имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Кукла является не такой уж простой игрушкой, какой кажется на первый взгляд. Играя с куклой, ребёнок:

-переносит на нее качества своего характера, сопоставляет себя с ней, воспринимая, тем самым, окружающее наиболее ярче и образнее;

-кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых новые для него факты и стороны;

-обыгрывая разнообразные ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится проявлять чувства и эмоции;

-с помощью образов кукол животных и людей, ребёнок погружается в мир сказок, на примере которых происходит познание и развивается мышление.

Таким образом, игра с куклами является важным средством формирования познавательных и психических процессов, способствующих полноценному развитию ребёнка в раннем возрасте.

Изучая методическую литературу о роли куклы в познавательном развитии детей раннего возраста, я натолкнулась на такое понятие, как куклотерапия.

В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Так, что же такое куклотерапия? Это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы переносим в разных видах деятельности, позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Это метод организации воспитания и развития, основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра», «кукла», «кукольный театр».

Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и воспитателя. Цель куклотерапии заключается в том, чтобы помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Как не нам, воспитателям группы детей раннего возраста не знать, как куклы помогают в период адаптации, в начале года. С помощью куклы мы умеем найти подход к детям, наладить контакт, раскрепостить малышей.

Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и т.д.); - обучающую – обогащение информации об окружающем мире. В куклотерапии используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол:

Куклы-марионетки

(Слайд)

Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Плоскостные куклы

(Слайд)

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я»

Пальчиковые куклы

(Слайд)

Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Ростовые куклы (объемные)

(Слайд)

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Перчаточные куклы

(Слайд)

Перчаточные куклы (би-ба-бо) сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать и плакать, кричать и обижаться, удивляться и капризничать, хихикать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок. И многие другие. Много кукол можно создать своими руками, привлекая к этой работе родителей воспитанников. Это позволяет объединить общим делом и родителей, и детей, и педагогов. К тому же кукла, выполненная в домашней обстановке, несёт в себе не только игровую и познавательную функцию, но и является частичкой тепла родного дома, а это очень важный момент для ребёнка в раннем возрасте.

Куклы, предназначенные для игр детей должны быть лёгкими в управлении. Дети двух–трех лет не только любят «общаться» с ожившими в руках взрослого игрушками, но, и они сами могут говорить от лица персонажей. Правда, ростовую куклу или марионетку им еще в руках не удержать, а вот куклой, представляющей собой фигурку на тросточке, им управлять под силу; или игрушкой-попрыгунчиком, резво подпрыгивающей на резиночке.

В год театра у нас в группе появились самые разнообразные виды кукольных театров, созданные по мотивам русских народных сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и просто отдельные персонажи близкие и знакомые детям: сова, волк, коза, лягушка, ёжик и многие другие.

Из опыта работы

Куклотерапия используется мною в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в играх (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.)

В ходе совместной деятельности и в индивидуальной работе я чаще использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы «Би-ба-бо» можно варьировать требования к речи и поведения детей во время организованной деятельности. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой «Би-ба-бо».

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание я использую перчаточные куклы и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.).

Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывают культуру поведения, формируют гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел Зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки.

Для детей показываю простые спектакли, например «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла – обезьянка, с которой что-то происходит и она, поет и танцует, радуется и грустит. От такого представления не откажется ни один ребенок!

Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть «капризулькой», и малыши обучают ее хорошим манерам, «нехочухой», и дети уговаривают её съесть кашу.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками, например: Мишкой и Куклой. Они могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга; Филей и Хрюшей из любимой передачи детей «Спокойной ночи, малыши». Они спорят, Хрюша вредничает, Филя учит его, как себя вести. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки.

Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Ребенок не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с детьми, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Дети очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят «игрушки-артисты» – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая кукольный театр, мы доставляем детям много радости и удовольствия, создаём у них хорошее настроение.

Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем необычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого я разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «кукольным» голосом, прошу детей о помощи и прочее.

Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Вместе с детьми разыгрываем различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие их собственные.

«Кукла Оля хочет спать». Оля жалуется, что очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Взрослый с группой детей или индивидуально раздевают куклу, готовят кровать и укладывают куклу Олю в кроватку, поют колыбельную песенку. «Кукла хочет есть». Оля просит кушать и мы вместе с детьми уже накрываем на стол, усаживаем куклу и кормим её игрушечной ложечкой. За едой Оля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя, как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий медвежонок, поющая собачка и т.д. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, медвежонок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают мне корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивать речь, укреплять связь «ребёнок – воспитатель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

Интегрированное музыкально-коррекционное развлечение с использованием куклотерапии. (для детей раннего возраста) « В гостях у Сороки-белобоки».

Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик на музыку,желание слушать музыкальные произведения....

Конспект игрового занятия с использованием ЭОР в группе раннего возраста.

Конспект игрового занятия с использованием ЭОР в группе раннего возраста.Здравствуйте, я молодой воспитатель, находящийся в декретном отпуске, но чтобы не отставать за новыми технологиями в работе вос...

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...

ПОТЕШКИ (описание технологии использования потешек с детьми раннего возраста)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида», г. СыктывкарПолякова Светлана Владимировна, воспитатель 1 категорииПОТЕШКИ...

«Роль куклотерапии для детей раннего возраста»

laquo;Роль куклотерапии для детей раннего возраста»В последние годы игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую п...