«В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segodnya_k_nam_v_gosti_prishla_geroinya_odnoy_skazki.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Умница, разумница»

Задачи:

- закреплять умение детей находить антонимы;

-развивать умения выделять противоположности и обозначать их схематически.

-учить решать диалектические задачи с помощью схемы опосредствования.

 Материалы:

Разумница (кукла –героиня сказки девушка Маша), черный и белый квадраты, картинки : носки, сандалии, хрустальные туфельки (или просто туфли), ноги раскрашенные краской, торт, снеговик, ваза, цветы, поезд, коньки, велосипед, самокат.

Предварительная работа: читаем сказку «Разумница», отвечаем на вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель:

-У меня есть два квадрата белый и черный. Давайте вспомним, что они обозначают?(ответы детей)

-Да, эти квадраты не простые: они обозначают то, что наоборот, противоположно друг другу.

( белый и черный квадраты на доске)Мы их используем когда играем в игру "Скажи наоборот".

-Давайте поиграем в нее. Я называю слово, а вы называете слово наоборот.

-Бедный - богатый.

-Добрый - злой.

-Умный - глупый.

-Мокрый -сухой.

-Тепло -холодно.

-Лево-право.

-Большой -маленький.

-Много--мало.

-Твердый -мягкий.

-День- ночь.

-Высокий -низкий.

-Узкий -широкий.

Воспитатель:

-Сегодня к нам в гости пришла героиня одной сказки, которую мы с вами читали. Вы все должны ее хорошо помнить. Это очень умная, смышленая девушка. Как называется эта сказка и как зовут эту девушку? (ответы детей)

-Ребята, вспомните три сложных задания барина, которые Маша смогла выполнить. (ответы детей)

-Хорошо, барин задал разумнице три задания, чтобы она пришла ни голая, ни одетая, ни шла, ни ехала, ни с подарком, ни без подарка.

-Разные это задания или одинаковые?(ответы детей)

На доске белый и черный квадраты.

-На доске схема какого -то из этих заданий. Вы должны угадать, какого?

Задача состоит в том, чтобы дети обнаружили, что все три задания описываются при помощи двух квадратиков(противоположные действия), то есть во внешне различном необходимо увидеть единое. Если дети предлагают только одно из заданий барина как подходящее, то воспитатель сам предлагает другое задание и просит, чтобы дети решили - кто из них прав(а  правы ,разумеется, оба).

- Так скажите: эти задания разные или одинаковые?

(ответы детей)

Только после того как дети ясно увидят, что все задания описываются одной схемой, воспитатель задает вопрос:

-Так что, получается, что барин задал три одинаковых задания?(ответы детей)

Если дети согласятся с этим, воспитатель напоминает, что в загадках идет речь о разном: в одном о подарке, в другом - о способе передвижения, в третьем - об одежде.

Решением этой задачи будет объединение - признание того, что задания одновременно оказываются и разными и одинаковыми.

Физкульминутка.

Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Воспитатель:

-Мы выяснили ,что к барским заданиям подходит такая схема: барин просил девушку одновременно исполнить противоположные требования: и идти и ехать, и одетой и голой, и с подарками и без.

-Сегодня в  детский сад пришло письмо для нашей группы. Давайте прочитаем его.

-Здравствуйте ребята, я добрый сказочник. Я хочу  помочь барину сочинять задания, которые были бы похожи на задания в сказке, но у меня не всегда это получается. Я знаю, что вы добрые,  умные ребята, помогите мне пожалуйста, подскажите, правильно ли я сочинил задания.

Воспитатель:

-Давайте поможем сказочнику, подскажем, какие задания оказались такими же, а какие - нет?

-Я перечислю задания, а вы скажете примет их барин или нет.

-Сделать дом и высокий и низкий.

-Сделать дом и высокий и теплый.

-Прийти на обед и сытым и голодным.

-Приехать и больным и здоровым.

-Спеть песню и громко и весело.

- Спеть песню и громко и тихо.

-Принести подарок и большой и сладкий.

-Принести подарок и большой и маленький.

(ответы детей)

Воспитатель:

-Итак, барин загадал хитрые загадки: он хотел, чтобы девушка ни шла, ни ехала, ни одетая, ни раздетая, ни с подарком, ни без подарка. Загадку мы обозначили  белым и черным квадратами.

-А как же нам обозначить разгадку, которую придумала  разумница?

-Можно ли сказать, что девушка пришла без подарка - то есть оставить только черный квадрат?

(ответы детей)

Воспитатель помогает детям вспомнить, что подарок все же был, значит обозначить его только черным квадратом нельзя.

-А можно ли сказать, что девушка пришла с подарком - то есть оставить только белый квадрат?

(ответы детей)

Все вместе вспоминают, что подарок оказался крайне необычным - он исчез в ту же минуту, как был предъявлен барину.

-Как же тогда обозначить подарок?

(ответы детей

Тоже самое с одеждой и средством передвижения.

Если дети будут предлагать все же остановиться на одном из имеющихся на доске квадратов- черном или белом, воспитатель говорит, что такое решение не подходит.(Ты говоришь, что надо выбрать белый квадрат - но ведь подарок-то исчез в тот же момент (одежды не было, не ехала)? Ты говоришь, что надо выбрать черный квадрат - но разве она совсем с пустыми руками пришла(разве голая, одна нога ехала)?).

Если никто не вспомнит про черно-белый (серый)  квадрат, воспитатель напоминает про квадрат который объединяет белый и черный.

Воспитатель:

-Теперь вспомним какие решения предложила девушка в сказке.

- Как смогла приехать и одетой и неодетой?

-Как она смогла приехать и верхом и пешком?

- И с подарком и без подарка?

(ответы детей)

В каждом случае воспитатель указывает на серый квадрат как знак опосредствования -объединения двух противоположных требований.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Сказку вы знаете хорошо, сложные задачи решать умеете. У нашей гостьи есть для вас особое задание.

-Представьте себе, что барин каким-то чудом попал в наше время и задал похожие вопросы нам. Давайте попробуем придумать варианты ответов, только они должны подходить к нашей схеме, то есть объединять противоположности.

-Как бы вы пришли к барину и одетыми и раздетыми?

(ответы детей)

-А как бы вы и не шли и не ехали?

(ответы детей)

-А как бы вы пришли и с подарком и без подарка?

(ответы детей)

-Молодцы! Маша была в другом детском саду и там ребята тоже пробовали эти загадки разгадать.

Маша принесла нам раскраски на которых изображены их разгадки. Давайте посмотрим  правильно ли они разгадали.

На доску вывешиваются картинки.

Дети выбирают правильные ответы и объясняют почему они выбрали эти ответы.

Воспитатель:

-Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо поработали, все сложные задачи решили. Маша прощается с вами и оставляет вам в подарок раскраски.

Используемая литература:

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О.А.Шиян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...