План по самообразованию Тема:«Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Вандышева Валерия Ивановна

Развитие связной речи детей и обогащение словарного запаса через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема:«Влияние дидактических игр на развитие речи  детей 3–4 лет»

 Подготовила : Вандышева В.И. -  воспитатель  первой младшей  группы

                                         

                                                 

                                                       Г. Белогорск

Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3-х до 4-х лет имеет особое значение для речевого развития. Главная задача педагога- в области развития речи младшего дошкольного возраста- помочь детям в освоении разговорной речи, обогатить словарный запас. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Благодаря использованию дидактических игр и упражнений процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.

Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников очень велико. Это и формирование правильного звукопроизношения, пополнение и активизация словаря, привитие навыков культуры речи, развитие речевого творчества.

План работы на год.

Сентябрь – май – изучение методической литературы.

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: младшая группа.

2. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения/Конспекты занятий/Под ред. О. С. Ушаковой.

3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет.

4. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет.

5. Ушакова О. С. Давай расскажем: речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет.

Работа с детьми.

Сентябрь.

1-2 недели – диагностика.

3-4 недели- тема: «Наш любимый детский сад. Игрушки».

Цели: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, закреплять умение читать стихи самостоятельно.

Дидактические игры: «Назови ласково по имени», «Сравни кукол», «Кукла веселая и грустная».

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».

Чтение стихов А. Барто «Игрушки».

[b]Октябрь.

1-2 недели- тема: «Овощи и фрукты».[/b]

Цели:- проверить как дети знают и называют овощи и фрукты;

- обогащать словарь детей по теме;

- учить использовать в речи обобщающие слова: «овощи», «фрукты».

- развивать умение слышать воспитателя и отвечать на вопросы;

- воспитывать умение воспринимать художественное произведение на

слух.

Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Что изменилось».

Повторение сказки «Репка» с элементами драматизации.

3-4 недели- тема «Осень».

Цели:- закрепить знания о характерных признаках осени;

- развивать слуховое и зрительное внимание.

- развивать мелкую моторику.

Дидактические игры: «Мы листики осенние», «Солнышко и дождик», «Такой листок –лети ко мне».

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

[b]Ноябрь.

1-2 недели – тема: «Домашние животные».[/b]

Цели: - продолжать знакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных,

- учить использовать в речи обобщаюшие слова: «домашние животные;

- учить правильно образовывать имена существительные, обозначаю-

щие детенышей;

- закрепить произношение звукоподражательных слов.

Дидактические игры: «Назови детенышей животных», «Кто что ест», «Угадай, кто кричит».

Подвижная игра: «Лохматый пес»

Пальчиковая игра: «Как у нашего кота».

3-4 недели – тема «Дикие животные».

Цели: - закрепить знания и представления о диких животных;

- учить использовать в речи обобщающие слова: «дикие животные»; ---учить узнавать и называть детенышей.

Дидактические игры: «Назови детенышей», «Кто что ест».

Речевая игра: «Какой, какая?»

Сюжетно-ролевая игра «Звери из леса в гостях у ребят».

Подвижная игра со словами: «У медведя во бору».

Пальчиковая игра: «Зайчики».

Чтение сказки «Теремок» с элементами драматизации.

Декабрь.

1-2 недели – тема –«Одежда».

Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении предметов одежды;

- расширить словарный запас по теме;

- учить использовать в речи обобщающее слово «одежда»;

- правильно называть предметы одежды;

- учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ.

Дидактические игры: «Кукла одевается на прогулку», «Найди свой шкафчик и расскажи, что в нем лежит», «Один- много».

3-4 недели – тема «Зима. Новый год».

Цели: - способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме, празднике;

- активизировать словарь по теме;

- развивать умение слушать и отвечать на вопросы.

Дидактические игры: «Угадай- зиму называй», «Снежинки», «Снег кружится», «Снежинки и ветер».

Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».

Январь.

1-2 недели – тема «Зимние забавы».

Цели: - расширить представления детей о зимних развлечениях;

- активизировать словарь по теме;

- учить составлять предложения.

Игровое упражнение: «И мы тоже» (рассказы о зимних развлечениях по картинкам).

Подвижная игра с текстом: «Снежки».

3-4 недели –тема- «Посуда».

Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении посуды;

- активизировать словарь по теме;

- учить использовать в речи обобщающее слово «посуда».

Дидактические игры: «Один-много», «Большой- маленький», «Найди предмет по описанию», «Что изменилось».

Чтение сказки «Три медведя».

Февраль.

1-2 недели – «Наше тело».

Цели: - учить различать и называть части тела;

- активизировать словарь по теме.

Дидактические игры: «Где же наши ручки», «Скажи ласково».

Игровое упражнение: «Ау тебя».

Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики».

Разучивание потешки «Водичка- водичка».

3-4 недели- тема «Рыбы».

Цели: - расширить и уточнить представления детей о рыбах;

- воспитывать у детей умение при рассматривании рыбки называть ее цвет и особенности;

- помочь усвоить соответствующий словарь.

Дидактические игры: «Опиши рыбку», «Чем похожи, чем отличаются»,

«Найди такую же».

Пальчиковая гимнастика: «Рыбки плавают в водице».

Март. 1-2 недели – тема «Семья». Цели: - уточнить знания детей о родственных связях; - ---учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ (2-3 предложения) о маме и папе;

- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы (добрая, ласковая, красивая; умный, сильный, работает, ремонтирует).

Дидактические упражнения: «Какая, какой», «Расскажи о маме, папе».

Пальчиковая игра: «Семья».

3-4 недели – тема –«Мебель».

Цели: - продолжать знакомить детей с предметами мебели и их назначением;

- активизировать словарь по теме;

- упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов

в, на, за, около.

Дидактические упражнения: «Назови как можно больше предметов мебели», «Где находится предмет».

Апрель.

1-2 недели – тема «Весна».

Цели: - познакомить детей с характерными признаками весны;

- активизировать словарь по теме;

- учить заучивать наизусть небольшие тексты.

- учить воспринимать текст на слух.

Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Через ручеек»

Дидактическая игра: «Тихо- громко».

Пальчиковая игра: «Солнце, цветок».

Хороводная игра: «Весна, весна, красная».

Слушание и заучивание заклички «Солнышко».

3-4 недели – тема «Транспорт».

Цели: - уточнять и расширять знания детей о транспорте;

- называть составные части транспортных средств;

- активизировать словарь по теме;

- учить использовать в речи обобщающее слово «транспорт»;

- упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов

в,на, за, около.

Дидактические игры: «Расскажи как нам транспорт помогает», «Скажи правильно», «Чем похожи и чем отличаются».

Физкульминутки: «Самолет», «Теплоход».

Май.

1-2 недели –тема-«Насекомые».

Цели: - расширить представления о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

- учить различать их;

- учить слушать загадки о насекомых и разгадывать;

- учить запоминать небольшие по объему стихи о насекомых.

Дидактические игры: «Кого не стало», «Ползает, прыгает, летает».

Разучивание стихов о божьей коровке, бабочке.

3-4 недели – тема –«Лето».

Цели: - активизировать словарь по теме;

- познакомить с закличками о солнце.

Дидактические игры: «Расскажи и покажи», «Цветик- семицветик».

Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы …»

Заучивание потешки о солнце.

Работа с родителями.

Изготовление буклетов «Что могут сделать родители для успешного развития речи?

Самореализация.

Май.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план дидактических игр по развитию словаря в средней группе

План рассчитан для групп среднего возраста с общим недоразвитием речи...

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

План профессионального самообразования "Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей"

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:научить детей различать основные цвета;познакомить детей различать основные цвета;сформировать навыки самостоятельной деятельности....

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создан...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...