Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (младшая группа)
Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.
По утверждению педагогов, развитие любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства.
Дошкольное детство – период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».
На раннем этапе познания ребенку младшего дошкольного возраста свойственно любопытство. По определению С. Л. Рубинштейна любопытство – тяга ко всему новому, проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну предмета.
Любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность.
Наиболее любознательны – дети. Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.
Щукина Г. Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. [55]
Любознательность – самая ранняя форма познавательной активности. Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим интересом вопросами к взрослым; в позитивном эмоциональном переживании, связанном с получением новой информации.
Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Родителями и педагогом детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов.
Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.
Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности младшего дошкольника, – насыщенная информационная среда, в том числе и в детском саду, в группе, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности, которую он понимал как растущую, никогда не угасающую, а наоборот, все время усиливающуюся потребность знать и стремление узнать, объяснить. По его мнению, сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке. «Сухомлинский называл любознательность хрупкой и нежной сердцевиной человека, которую «легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия».
Для ребенка младшего дошкольного возраста главный вопрос любознательности «Что это?».Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».
Извечный вопрос – удивление «Что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность.
Каждый родитель замечал, в период, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. На начальном этапе развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»). На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).
Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.
Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям.
На этапе младшего дошкольного детства расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.
Любознательность – это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства.
Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим вопросами к взрослым – родителям, воспитателям; позитивном эмоциональном переживании, связанным с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения.
Чтобы ответить на вопрос: «Как эффективно развивать любознательность ребенка?», должены не только знать понятие «любознательность», но и разные способы ее развития. При этом важно использовать как развивающие игры и упражнения, так и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. На формирование любознательности влияет:деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса,например: «Смотри, енотик умеет мыть свои лапки!»; внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ; пример взрослых (воспитателей, родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе.
Главное – не ограничивать «исследовательскую» деятельность младшего дошкольника. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как ребенок старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Ребенка нужно немного опережать, предлагать ему разные действия, например игры, в том числе экологические.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т. е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения
к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности.
Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущения радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы. Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает проявляемые дошкольником интерес, радость и удивление от наблюдения, исследования и создания чего – либо. Если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты. Второй способ развития любознательности дошкольника – внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь этим вопросам, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно. Третий способ развития любознательности состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес и радость от наблюдения, исследования или создания чего-то нового, т.е. «заразить» собственными эмоциями. Четвертый способ – это высказывать уважение. Ведь их достижения – результат любознательности. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребенка.
Иногда ребенок «открывает» для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно всем. Практическое применение способов развития любознательности. « Интересное вокруг нас» Цель - активизировать познавательный интерес детей к предметам и явлениям, с которыми они встречаются каждый день, сформировать уважительное отношение к ученым и изобретателям. Родители рассказывают ребенку о любом изобретении или открытии. Суть изобретения не отображается, т.к. может быть сложной для понимания ребенка, говорят только о значении. Ребенок рассказывает своим друзьям или родственникам об этом открытии, показывает рисунки или иллюстрации. Примеры возможных открытий: изобретение фотографии, велосипеда, лыж, наперстка. « Мои изобретения и открытия» Цель - помочь каждому ребенку осознать и порадоваться тому, что он сам делает открытия для себя, создает новые необычные поделки, готов познать новое и отличается любознательностью.
Библиографический список:
1. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 54-60.
2.Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников [Текст] / В.Г. Иванов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. 83 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...