Занятие в старшей группе, с применением технологий ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие со снежинкой.
Цель: расширять и систематизировать знаний детей о зиме, о снеге.
Задачи:
Обучающие:
Обобщать и уточнять знания детей о зиме, о жизни зверей в холодное время года; сформировать представление об образовании снежинок, свойствах снега;
Развивающие:
Развивать устную речь, память, восприятие, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности.
Словарная работа: снегопад, хлопья, хрупкая, узорная, сверкающая, резная, серебристая, кружевная.
Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; разучивание физкультминуток.
Оборудование : снежинка, схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета, волшебная палочка, иллюстрации с дикими животными, фигуры животных на фланелеграф. Компьютерные иллюстрации: зимний лес, следы диких животных на снегу. Стаканчики с водой, снегом, лупа. Бумага синего цвета, печатки со снежинкой, гуашь.
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И в ответ получим много ласковых улыбок друг от друга.
1.Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, когда я пришла, то увидела на подоконнике вот эту снежинку. Но это не простая снежинка, на снежинке что-то написано, послушайте:
"Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летела со своими сестричками-снежинками, но вдруг подул сильный ветер, и занес к вам в группу. Я очень люблю путешествовать и узнавать много интересного. Приглашаю вас в увлекательное путешествие».
Воспитатель. Ребята, отправимся в увлекательное зимнее путешествие вместе со снежинкой? Дети. Да.
2.Основная часть.
Воспитатель. А в этом нам поможет волшебная палочка. С помощью нее мы попадем туда, куда захотим. (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).
-Раз, два, три, обернись и в лесу окажись!
Вот мы и в зимнем лесу. (на экране интерактивной доски -зимний лес). Посмотрите, ребята, как красиво вокруг. Кругом лежит снег, деревья накрылись снегом словно шапкой.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам послушать сказку Н. Сладкова «Зачем зимой снег?».
«Снегу в лесу навалило - ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу заяц. Бежал и ворчал:
-Ишь сколько намело! И зачем он только нужен, этот снег? Услыхал зайца старый тетерев на березе и спрашивает: -Кого это ты ругаешь, заяц?
Как кого? - тряхнул ушами косой. - Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди собака выследит, лиса или волк. И кто этот окаянный снег выдумал?
- Не прав ты, косой, не прав, - затряс головой тетерев. – Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, холодно мне на березе – кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом как в теплой спальне».
Воспитатель. Понравилась вам сказка? Что говорил заяц?
Дети. Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди собака выследит, лиса или волк.
Воспитатель. А что ответил тетерев? Дети. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, холодно мне на березе – кувырк в сугроб. Под снегом как в теплой спальне».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо или плохо», как вы считаете, снег зимой это хорошо или плохо?
Хорошо потому, что:
-снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
-корни деревьев защищает от мороза;
-можно кататься на санках, лыжах, коньках;
-можно лепить из снега;
- на снегу не видно зайца в белой шубке.
Плохо, потому что:
-снег засыпал все: животные и птицы остались без пищи;
-в лесу диким животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм;
-можно заболеть;
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Какие дикие животные обитают в зимнем лесу?
Дети. Волки, лисы, зайцы, белки.
Воспитатель. Правильно это следы диких животных.
(Воспитатель показывает иллюстрацию (или слайд) диких животных).
Воспитатель. Посмотрите на картинку и скажите, каких животных вы видите? (Ответы детей). Почему здесь не видно медведя и ежа?
Дети. Медведь, ёж зимой спят.
Воспитатель. Правильно. Молодцы! А как животные готовятся к зиме?
Дети. Поменяли шубки, приготовили запасы.
Воспитатель. Правильно, шерсть у диких животных становится зимой густая, теплая. А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Кто самый внимательный». Посмотрите, все правильно изображено на картинке? (Зимняя картинка с изображением зверей).
Дети. Зайчик серый.
Воспитатель. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику.
Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку».
Воспитатель. У вас на столах карточки с изображением зайца. Наш заяц не простой, а математический. Из каких геометрических фигур состоит заяц? Поменяйте ему шубку.
Работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур.
Воспитатель. Ребята, какого цвета у вас стал заяц? (Ответы детей).
Воспитатель. Теперь зайца не заметят на снегу ни волк, ни лиса.
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
Воспитатель. Молодцы! Ребята продолжим путешествие? А теперь, я приглашаю вас в зимнюю лабораторию. (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).
-Раз, два, три, обернись и в лаборатории окажись!
Воспитатель. Приглашаю вас в лабораторию. (Дети садятся за столы). Давайте с вами вспомним правила работы в лаборатории.
Не брать без разрешения предметы. Работать с предметами (Снег, лед, вода), пользуясь салфетками. Соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не пробовать снег и воду.
Воспитатель. Перед вами тарелочки со снегом. Я предлагаю вам рассмотреть снег через лупу. Что вы видите?
Дети. Снег тает.
Воспитатель. Во что превращается снег? Дети. В воду
Воспитатель. Правильно в воду. Как вы считаете, этот снег чистый или грязный? Дети. Чистый.
Воспитатель. Вы так считаете? Посмотрите еще раз через лупу. Видите в воде грязные частики, мусоринки. Значит снег был грязным. Поэтому нельзя есть снег. Перед вами стаканчики. Один стаканчик с водой, другой со снегом. Сравните, какой стаканчик тяжелее? Со снегом или с водой? Дети. Стаканчик с водой.
Воспитатель. Правильно. Вода плотная, в ней мало воздуха. Как вы думаете, почему снег легкий? (Ответы)
Воспитатель. Я предлагаю рассмотреть вам картинки со снежинками. Видите, отдельные снежинки сцеплены вместе. А между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и он легкий.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. Слушайте внимательно:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! Дети. Вода.
Воспитатель: А когда вода бывает» стеклянной»? Дети. Когда на улице холодно вода замерзает и превращается в лед.
Воспитатель. Правильно. А когда вода летит, падает? Дети. Когда дождь, падает снег, летят снежинки.
Воспитатель. Правильно. Зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки. Они падают из туч! Высоко-высоко в небе образуются крохотные кристаллики льда. Это замерзший водяной пар, идущий от испарения рек, озер. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где всегда холодно. Там водяные пары становятся крохотными льдинками-кристаллами. Кристаллы объединяются друг с другом - так образуются снежинки. Затем из туч снежинки летят на землю. Ребята, я вам предлагаю нарисовать летящие снежинки с помощью печатки. Для этого у вас на столе есть кубики с контуром снежинки. Вам необходимо осторожно примакнуть контур снежинки на губку, пропитанную гуашью и отпечатать на листе бумаги. Посмотрите, как сделаю это я. Всем всё понятно? Приступайте к работе.
Воспитатель. Какие красивые снежинки у вас получились.
Воспитатель. Снежинка тоже предлагает вам поиграть с ней. Вы называете, какие бывают снежинки, передавая друг другу.
Дети. Красивая, волшебная, холодная, хрупкая, белая, легкая, узорная, нежная, блестящая, сверкающая, резная, серебристая, кружевная.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы! Много слов вы знаете о снежинке. Ребята нам пора возвращаться в детский сад? (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).
-Раз, два, три, обернись и в детском саду окажись!
Вам понравилось путешествие со снежинкой. Где же дети, мы с вами сегодня побывали, что делали? (ответы детей) Что понравилось больше всего? Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает акт...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.
Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьишка заблудился».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое р...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история».
Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ....
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».
Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...