Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Горелова  Елена  Ивановна

Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области                     «Детский сад «Березка»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

                                                   

                                   Подготовила:

 Горелова Е.И.,

                                                                      воспитатель первой

                                                         квалификационной категории

                                                       

2018г.

Тема: «Муравьиная история»

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие»,  «Речевое  развитие».

Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологи ТРИЗ фокальных объектов.

Задачи:
1.Образовательные:

Познавательное развитие:  Закрепить знание о насекомых. Развивать творческое мышление, воображение.  

Речевое развитие: Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ по  картинке. 

2 Развивающие: Развивать, внимание, память,   умение выслушать друг друга.

3 Воспитательные: Воспитывать у детей  умение сопереживать, заботиться, помогать.

Оборудование: телевизор, аудиозапись « шум ветра», фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка», магнитная доска, предметные картинки «насекомые», игрушка муравей,  бумажный  берёзовый листочек.

Ход НОД

Этапы деятельности

Педагог

Дети

Методы и приемы

Ребята  посмотрите в группе  мы сегодня  не одни, к нам пришли  гости, давайте поздороваемся.

Здравствуйте.

Вводный

Мотивирующий

(Звучит аудио запись «Шум ветра»).

Ой, ребята! Что за шум,  что это такое, давайте  посмотрим! (появляется муравей на листочки).

Да! Это муравей.

Это ветер.

Муравей! Муравей!

Метод повышения эмоциональной активности (Игровые и воображаемые ситуации)

Вопросы

Что случилось? Как вы думаете? Как он к нам попал?

Был сильный ветер, муравей  приполз  к нам.

Проблемная ситуация

Да,  может  быть. А вы хотите узнать, что могло произойти на самом деле?

Да.

Давайте посмотрим? (Воспитатель включает  фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»).

Наглядный метод: демонстрация мультфильма (использование ИКТ)

Ребята, что произошло с муравьем?

Как он к нам попал?

Как вы считаете это хорошо или плохо, что муравей забрался на березу?

Что плохого?

Что хорошего?

Наступил вечер, все муравьи спешат  вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел, ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника.  Он прилетел  на листе березы.

Беседа

Игра «Хорошо-плохо»

(учить находить в одном и том же , действии плохие и хорошие стороны).

Что нам теперь делать?

Да мы можем его оставить в д/с, но дома его ждут, переживают.

Оставить в детском саду.

Решение проблемной ситуации.

Лес далеко, у него там свой домик?

Как он называется?

Отнести в лес, на улицу.

Муравейник.

Основной – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ

Ребята давайте мы с вами еще подумаем, как  отправить его домой,  пусть муравей отдохнет перед обратной дорогой. Ведь был, сильный ветер он долго к нам летел, устал, испугался.

Да, давайте.

А мы с вами поиграем в игру «Теремок – муравейник»

Поиграем.

А как?

Послушайте правила игры: Что бы  попасть в теремок нужно сказать «тук тук тук кто в теремочке живет»? и описать насекомое, которое у вас на картинке. В «Теремок – муравейник» могут попасть только насекомые.

Вам понятны правила.

Поиграем.

Да.

Понятно.

Поиграем.

Игровой метод 

Объяснение, указание, вопросы.

Выбирайте картинки (на столе разложены картинки насекомых и других  животных, игрушек).

Давайте я  пойду первая.

Послушайте, я опишу муравья.

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  У муравья,  есть голова, грудь, брюшко. На голове у  него усики и глаза, есть   3 пары лапок и  крылья. У   муравья  хорошо развиты верхние  челюсти, которыми он размельчает  пищу и защищается от врагов.  Он живет  в муравейники, есть  все, но особенно любит сладкое. Мне нравится муравей, потому что он очень трудолюбивый.

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  

Дети описывают насекомых.

Словесные методы: речевой образец

Теперь вы, подходите по очереди к «Теремку – муравейнику».

- Молодец  Полина правильно описала бабочку.

- Хорошо заходи  в «Теремок – муравейник».

Пустишь меня в теремок?

вопросы

- Саша как ты думаешь, правильно он ответил?

- Ребята, помогите, что еще можно рассказать об этом насекомом.

Да (дети дополняют, помогают)  

Молодцы хорошо описали насекомых. И все мы с вами  в «Теремке  – муравейники»

А. что мы будем делать?

Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье.

Строилище( Что это значит?)

- Как ты думаешь Аня?

крохотулечка( Что это значит?)   трудолюбивчик( Что это значит?)   силачище ( Что это значит?)  

Значит, он строит.

Он маленький.

Он трудолюбивый,

много работает.

Он сильный.

А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу.

Кружилочка,  красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

- А сейчас посмотрим на экране правильный ответ.
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

Саша как ты думаешь? А  ты Максим?

-  посмотрим на экране правильный ответ.

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

-  посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!

Бабочка

Кузнечик

Пчела

загадывание загадок

А теперь давайте  под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем  как кузнечики, полетаем как пчелки.

Выполняют движения под музыку.

игровой прием  — имитация  движения

О ребята! Мы совсем забыли про муравья.

Что нам делать? Как его вернуть домой?

На самолете, ракете, машине, птице.

 На машине хорошо, но на  обычной  он  будет долго добираться.

На скоростной

Ребята! А давайте мы с вами будем изобретателями (Кто такие изобретатели?)  и  попробуем изобрести необычный автомобиль.

Давайте.

Это тот,  кто,  изобретает что то  - новое.

А какой?

Технология ТРИЗ, метод фокальных объектов (МФО)

игра «Изобретатели»

Метод активизации мышления

Давайте  выберем  2 предмета  с помощью   картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка).

Что это? мяч и лампочка.

 Скажите  мяч, какой? Что мяч может делать?

 Лампочка, какая? Что она  делает?

А ты Витя как думаешь? А ты  Полина?
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на  листочки. 

Автомобиль  – объект в фокусе.

мяч  

    лампочка

круглый

светящаяся

резиновый, надувной

легкая

летает (если бросить)

электрическая

скачет

освещает

не тонет (плавает)

включается, выключается

Что  у нас получилась?

автомобиль – круглый (круглой формы)

автомобиль – резиновый (надувной)

автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной)

автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки).

автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий).

автомобиль -  светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу).

автомобиль – электрический            ( может работать на  батарейках).

автомобиль - включается, выключается

Полученный результат: Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать  препятствия.  Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

(Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит  от фантазии  воспитателя  и   детей).

Как мы назовем наше изобретение?

«Кругло – мобиль»

Для кого мы её изобрели?

Ребята, давайте выберем  одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать.

 Наш кругло – мобиль  готов  давайте отправим муравья     домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он  поедет  домой.

Круглый, резиновый, легкий и т. д.

светящаяся, теплая, включается, выключается.

автомобиль – круглый, резиновый, летает, скачет, плавает, светящейся, электрический.

электромобиль, кругло – мобиль,  «кузнечик».

Рефлексия

Ребята чем мы сегодня занимались? Что мы делали и для чего? Что изобрели?  Что понравилось?

помогали муравью, играли.

вопросы

Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье.

Строилище( Что это значит?)

- Как ты думаешь Аня?

крохотулечка( Что это значит?)   трудолюбивчик( Что это значит?)   силачище ( Что это значит?)  

А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу.

Кружилочка,  красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

- А сейчас посмотрим на экране правильный ответ.
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

Саша как ты думаешь? А  ты Максим?

-  посмотрим на экране правильный ответ.

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

-  посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!

А теперь давайте  под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем  как кузнечики, полетаем как пчелки.

Давайте  выберем  2 предмета  с помощью   картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка).

Что это? мяч и лампочка.

 Скажите  мяч, какой? Что мяч может делать?

 Лампочка, какая? Что она  делает?

А ты Витя как думаешь? А ты  Полина?
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на  листочки. 

Автомобиль  – объект в фокусе.

мяч  

    лампочка

круглый

светящаяся

резиновый, надувной

легкая

летает (если бросить)

электрическая

скачет

освещает

не тонет (плавает)

включается, выключается

Что  у нас получилась?

автомобиль – круглый (круглой формы)

автомобиль – резиновый (надувной)

автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной)

автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки).

автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий).

автомобиль -  светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу).

автомобиль – электрический            ( может работать на  батарейках).

автомобиль - включается, выключается

Полученный результат: Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать  препятствия.  Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

(Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит  от фантазии  воспитателя  и   детей). Как мы назовем наше изобретение?

«Кругло – мобиль» Для кого мы её изобрели?

Ребята, давайте выберем  одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать.  Наш кругло – мобиль  готов  давайте отправим муравья     домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он  поедет  домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ — метода фокальных объектов

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательног...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьишка заблудился».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое р...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением «Квест»-технологии «Заколдованный лес».

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».

Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...