Игры с песком.
картотека по развитию речи
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком.
Игра «Поиски спрятанных сокровищ»
Цель: научить ребенка различать признаки и свойства предметов, с помощью которых он отличается от других.
Оборудование: небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
Ход игры:
- В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
- Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
- После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие внимания, координации, мелкой моторики.
Оборудование: два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.Песочница,песок.
Ход игры:
- Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.
- По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.
- Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.
- Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений.
Игра «Путешествие к звукам»
Цель. Развитие фонематического слуха, формирование образа буквы.
Оборудование:фигурки фруктов, овощей, животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов.На фигурки нужно прикрепить букву «А».Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы. Найти или сделать деревянную, пластиковую, картонную букву «А». Песочница.
Ход игры:
- Для наглядности вместе с ребенком построить из песка замок и поместить туда приготовленную букву «А».
- В этой стране есть синее-синее море, в котором плещутся малютки — акулята. Из песка можно огородить море, в котором будут плескать фигурки акул (на них нужно приклеить или повесить изображение буквы «А»).
- Также в этом царстве есть прекрасный сад, в котором растут апельсины, арбузы, абрикосы, а также обитают разные птицы – аист, альбатрос и красавец-попугай Ара. Из песка нужно построить стены и огородить сад, в котором и будут находиться вырезанные и приклеенные на картон деревья и ягоды, а также фигурки птиц (можно сделать самим, вырезать).
- Чтобы ребенок мог вдоволь поиграть в этой стране, он должен назвать слова, в которых как раз слышится звук «А» в начале, середине и конце. Испытание это не из легких, ребенок может нуждаться в помощи. Если ребенок пока не может самостоятельно привести примеры, ему можно подсказать, но стараться поддерживать его интерес к игре.
Игра «Радужные баночки»
Цель: развитие творческого воображения. Закрепление знаний цветов.
Оборудование: мелкий просеянный песок ,цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель, баночка от детского пюре.
Ход работы:
- На белый лист нужно насыпать просеянный песок и цветным мелком растереть его.
- После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.
- Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.
- Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.
Игра «Домашний огород»
Цель:Развтие речи, закрепление обобщяющих понятие. Развитие мелкой моторики. Закрепление понятий цвет и форма.
Оборудование: кинетический песок, игрушечные овощи и фрукты, предметные картинки по теме. Карандаши, лист бумаги, игрушечная лейка. Закрепление понятий цвет и форма.
Ход игры:
Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками. Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать.
Игра «Лабиринт»
Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок, две фигурки(животные, птицы).
Ход игры: Слепите или нарисуйте в песке лабиринт. У входа в лабиринт расположите игрушку-героя, которому необходимо пройти лабиринт, у выхода —клад или другого персонажа. Лабиринт можно слепить вместе или предложить ребенку слепить лабиринт для педагога.
Игра «Сорока-белобока»
Цель: Знакомство с окружающим миром.Развитие мышления, речи, моторики. Оборудование: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы.
Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть!А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячте её в песок, а теперь – левуюруку– спрячте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»?
(показываю картинку)
Сорока-ворона кашу варила
Сорока-ворона деток кормила
Этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия.
Игра «Вершки или корешки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.
Оборудование: петрушка, матрешка и другие игрушки.
Ход игры:Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох)
Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы:
Где стоит матрешка? (в центре, посередине).
А пирамидка? (слева) и т.д.
Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям:
Что изменилось здесь?
Усложнение: увеличить количество игрушек.
Игра «Цветы»
Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слогов в словах.
Оборудование: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4.
Описание задания: Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках» Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа.
Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу.
На клумбе садим мы цветы,
Необычайной красоты. Мы три бороздки проведем.
Названия цветов на слоги разобьем!
2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем,
3 ______________ 3 слога – в центре оставляем.
4 ______________ 4 слога в третью грядку.
Итак, начнем сажать друзья!
2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/
3. /Ромашка, василек, гвоздика/
4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/
Опиши цветок какой больше всего тебе понравился?
Игра «Ехали, мы ехали»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.
Оборудование: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское.
Ход игры: В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделайте горку.
А теперь повторям за мно стихотворение.
«Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор въехали, вот и приехали»
(Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.
Сказка «Волшебный замок».
Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук
Оборудование: игрушечные фигурки, буквы.
Ход игры: Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на песке)
«Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.)
Сказка «Волшебный замок».
«На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать?
В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии других был звук «З» (коза, заяц, зебра).
В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).
Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми.
А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок.
Игра «Волшебные формочки».
Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер
Оборудование: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки.
Ход игры: Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук (можно и ног).
Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью».
А теперь возьмите палочки и начнем рисовать.
Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.
Игра « Ведерочки»
Цель: развивать координацию движений, развивать мышление,. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.
Оборудование: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки.
Ход игры: Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное.
Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро.
Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему.
Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка».
Цель: развитие мышление, фонематического слуха.
Оборудование: Кинетический песок , фигурка мышки и мишки
Ход игры:Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка». Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …»
За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений.
Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания.
Помоги Мышке!
1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово (шар).
2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень).
3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово.
Мышка в пещере!
Посмотри, в кого она превратилась!
Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой!
Игра « Затеряный остров»
Цель: развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение строить в соответствии с планом-схемой.
Оборудование: Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки, конверт с письмом, домик, камни.
Ход игры: Добрый день!
- Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем.
«В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Дома, башни и дворцы.
Возвели строители творцы.
Но черные тучи вокруг набухали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться все же успели …
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушили все, только камни одни
Вот что осталось от этой страны … »
Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо?
Что это был за человек?
Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте произнесем волшебные слова «Крибле – крабле -бумс» и очутимся на сказочном острове, где попробуем построить сооружения по чертежам.
Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны.
Игра «Клад»
Цель: развитие внимания
Оборудование: мелкие игрушки, песочницы, кисточки.
Ход игры: Здравствуйте!
Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад».
Игра «Охотник и пастух».
Цель: закреплять обобщяющие понятия диких зверей и домашних животных; развитие внимания, формировать быстроту реакции.
Оборудование: фигурки животных, песочницы.
Ход игры: Кто такой пастух? Охотник?
Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу.
В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети.
Пальчиковая игра « Мы во двор пришли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять – Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную слепили, Птиц мы крошками кормили. С горки мы потом скатились И в сугроб потом свалились. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | Дети загибают пальцы по одному. «Ходят» по песку указательным и средним пальцем. Набирают песок и пересыпают его из ладошки в ладошку. Делают крошащие движения без песка и с песком. Ведут указательным пальцем по песку. Закапывают ладошки в песок. Отряхивают ладони и складывают их под щеку. |
Пальчиковая игра « Ладушки»
Мыли мылом ручки Вот такие ладушки. Мы крупу насыплем И наварим кашики, Помешали ложкой. Вот таки ладушки. Накрошили крошек Курочке Пеструшке. Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Хлопали ладошки, Танцевали ножки. Прилегли ладошки отдохнуть немножко. Вот такие ладушки. | Дети пересыпают песок из одного кулака в другой. Высыпают песок показывают ладошки. Захватывают в ладонь песок и высыпают его тонкой струйкой. Сдвигают песок с двух сторон ладошками, имитируя кастрюлю. Делают вращательные движения ладонями по песку. Показывают ладони. Берут песок и «крошат» его. «Клювом» из пальчиков слегка ударят в песок, имитируя клевания. Кладут ладони на песок. Стучат ладонями по песку. «Ходят» пальцами по песку. Кладут ладони на песок. Показывают ладони, стряхивают песок. |
Пальчиковая игра
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз,два, три, четыре, Вот так славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе раз – одной, другой. Вышли на берег крутой. | Дети «бегут» пальцами по песку. Ладонями набирают песок и высыпают его. Встряхивают руки. Делают круговые движения по песку. Дети «бегут» пальцами по песку, отряхивают руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...