Искусствоведческий рассказ "Лошади в произведениях русских художников"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Использование искусствоведческого рассказа при ознакомлении детей с произведениями великих русских художников: В.М.Васнецова "Богатыри", К.П.Брюлова "Всадница", Н.Е.Сверчкова "Друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvovedcheskiy_rasskaz.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусствоведческий рассказ «Лошади в произведениях русских художников»
Подготовительная группа.
Цель: Развивать творческое воображение, умение видеть мир глазами художника.
Задачи:
1.Образовательная: Познакомить детей с творчеством художников В.М.Васнецова, К.П.Брюллова, Н.Е.Сверчкова. Учить понимать содержание картин, выбирать точные слова для ее описания. Расширить представление об окружающем мире, приобщать детей к истокам русской культуры.
2. Развивающая: Развивать связную речь, воображение, фантазию, умение создавать художественный образ животного.
3. Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: репродукции картин художников В.М.Васнецова «Богатыри»; К.П.Брюллова «Всадница»; Н.Е.Сверчкова «Друзья», фрагменты картин, игра «Собери картину», аудиозаписи: топот копыт, Н.Римский-Корсаков «Тридцать три богатыря», Р.Шуман «Смелый наездник».
Содержание деятельности.
Звучит музыкальное сопровождение - топот копыт.
-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица? … (лошадка)
-Вам нравятся лошади? Почему? Вам хотелось бы их нарисовать? А вы знаете, что очень часто на картинах художники изображали лошадей – этих красивых, грациозных животных. И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми картинами.
Первая картина называется «Богатыри», написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов.
Виктор Михайлович очень любил русские народные сказки, былины и предания. Посмотрите на картину и скажите: «Кто здесь изображен?» На картине художник изобразил образы былинных защитников Древней Руси: в центре - Илью Муромца, справа - Добрыню Никитича и Алешу Поповича слева. (Звучит музыка «Тридцать три богатыря» Н.Римский-Корсаков)
-Посмотрите и скажите, какими изображены богатыри? Какая у них одежда? (шлем, кольчуга сделанные из металла, чтобы защитить голову и тело). Какое у них оружие? (меч и щит, лук и стрелы, булава, копье)
-Какие кони под ними и чем они украшены?
Конь каждого богатыря схож по характеру со своим хозяином. Мощный вороной конь бесстрашного Ильи Муромца косит налитым кровью глазом. А белый конь хитрого и обходительного Добрыни чутко принюхивается к ветру. Низкорослая рыжая лошадь удалого Алеши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши.
Фоном картины являются высокие холмы, покрытые хвойной растительностью. Какое небо на картине? (хмурое, облачное небо)
А что мы видим на переднем плане? (На переднем плане мы видим молодые ели и груду камней).
-Вам понравилась картина?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Как вы думаете, а сейчас у нас есть богатыри?
Картина «Всадница» автор Карл Павлович Брюлов.
А сейчас мы познакомимся с картиной Карла Павловича Брюллова, которая называется «Всадница». (Звучит музыка «Смелый наездник» Р.Шуман). Посмотрите на нее и скажите, почему картина так называется?
-Кто на ней изображен?
- Как вы думаете, какой момент жизни двух сестёр изображён на полотне? (дать пофантазировать)
Брюлов изобразил на картине молодую девушку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. По всей видимости, здесь изображено начало, или завершение конной прогулки юной аристократки.
Посмотрите на лицо девушки, подберите слова для его описания. Какие слова можно подобрать к глазам? (карие, гордый взгляд)
-Как она смотрит? (гордо)
-Какие у нее волосы, шляпка и вуаль?
-Какого цвета вуаль? (зелёная, изумрудная)
-Что она делает? (развевается на ветру)
-Кто смотрит на девушку?
На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем.
Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике.
-Что делает конь? (встал на дыбы и ржёт)
- Опишите морду коня (оскаленная морда, горящие глаза)
- Какие слова можно подобрать коню? (резвый вороной конь, скакун, с блестящей шерстью)
-Что он делает?
Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле.
-Что находится на дальнем фоне? (На дальнем фоне - густые заросли лиственного леса).
- В каких тонах написана картина? (картина написана в ярких тонах, краски контрастируют. Здесь есть и белый цвет, и голубой, и розовый, и тёмные тона)
-Что вам больше всего понравилось в этой картине?
-Чем мы восхищаемся?
Картина Николая Егоровича Сверчкова «Друзья».
Николай Егорович родился в семье крестьянина, который служил старшим конюхом и кучером при придворных конюшнях и детство его прошло при конюшнях. Именно там Николай Егорович начал рисовать, особенно любил изображать сцены с лошадьми, за всю свою жизнь работая художником Сверчков создал целую галерею картин с лошадями.
-Посмотрите на картину и скажите, кто здесь изображен?
-Как выглядят лошади? Опишите их.
На переднем плане картины «Друзья» изображены два коня: рыжий и вороной, они находятся в стойле, оба устали и изнеможены тяжелой изнурительной работой, так, что даже видны их ребра.
На загоне лежит уздечка, которую только что сняли с рыжего коня, у него нет сил, он опустил голову и навострил уши. И вот к нему подошел его друг – вороной конь, он почувствовал, как устал рыжий и понял, что ему необходима его поддержка, да и сам вороной тоже нуждается в ней. Вороной положил голову на спину рыжего коня, как бы говоря: «Держись! Я с тобой!». И кажется, что от этой дружеской поддержки у них прибавятся силы.
-Обратите внимание какие глаза у коней? Как вы думаете, почему?
У коней печальные глаза, они понимают, что наступит завтра и опять все повторится. Но сейчас у них есть отдых от работы и есть они друг у друга.
-Кто наблюдает за конями? (На загоне сидит птица и наблюдает за конями).
Что находится на заднем плане? На заднем плане изображен стог сена, но кони не спешат начинать есть.
-Как вы поняли, что кони устали?
-Почему картина называется «Друзья»?
-О чем вы думаете, что вспоминаете, когда смотрите на эту картину?
Сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.
Вопросы по картинам:
- На какой картине нарисован белый конь и кто его хозяин? («Богатыри», Добрыня)
- На какой картине изображен гарцующий черный конь? («Всадница»)
- На какой картине изображен изнеможенный рыжий конь? («Друзья»)
- На какой картине есть еще рыжий конь? («Богатыри»)
- Какого цвета конь есть на всех трех картинах? (Вороной)
- «Отгадай картину по фрагменту». А теперь попробуйте отгадать, какой картине принадлежит этот фрагмент.
- «Собери картину из частей». Разделитесь на три команды, какая из команд быстрее соберет картину из частей.
Рефлексия.
-С какими картинами мы сегодня познакомились?
Мы познакомились с тремя картинами: «Богатыри» В.Васнецова, «Всадница» К.Брюлова и «Друзья» Н.Сверчкова.
-Какая картина вам понравилась больше всего? Почему? А вы хотели бы нарисовать лошадей?
По окончанию занятия дети рисуют лошадей и размещают рисунки на выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе." Осень разноцветная" ( по произведениям русских поэтов,художников,композиторов)
Интегрированное занятие....
«Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»
Для каждого ребенка очень значима среда, в которой он находится. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление п...
"Пейзаж в произведениях русских художников" НОД для детей 6-8 лет
: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левит...
Осень в произведениях русских художников.
Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...
Осень в произведениях русских художников
Картины по теме осень...
Консультация для воспитателей «Мир детства в произведениях русских художников»
Образы детей… Как провести на эту тему беседу со старшими дошкольниками? Ведь речь идет о второй половине Х1Х века, когда тема детства не являлась для художников самостоятельной. ...
Презентация "Осень в произведениях русских художников"
quot;Осень в произведениях русских художников"...