«Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Лагунова Анастасия Андреевна

Для каждого ребенка очень значима среда, в которой он находится. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, требования к которой прописаны в ФГОС ДО. Но очень важно помнить, что среда не ограничивается пространством группы, она выходит далеко за ее пределы. Так одним из важных мест в жизни человека является комната, в которой есть хотя бы маленький уголок для уединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД на тему:

«Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»

Актуальность

Для каждого ребенка очень значима среда, в которой он находится. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, требования к которой прописаны в ФГОС ДО. Но очень важно помнить, что среда не ограничивается пространством группы, она выходит далеко за ее пределы. Так одним из важных мест в жизни человека является комната, в которой есть хотя бы маленький уголок для уединения.

При реализации данного конспекта мы будем опираться на полихудождественный подход. Б.П. Юсов рассматривает полихудожественный подход как взаимодействие, интегрирование, комплексность используемых в образовательном процессе детского сада различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. Автор указывает на то, что использование полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам воспитывать гармоничную личность, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка.

При организации образовательного процесса мы будем опираться на следующие положения:
-для полихудожественого воспитания используются сразу несколько видов искусств одновременно и в комплексе;
-одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркое эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа;
-наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребенка, при общении с искусством педагог должен стремиться воспитывать в ребенке способность к сочувствию и сопереживанию, что является одним из признаков духовности;
-восприятие произведений искусства должно сочетаться с собственной творческой деятельностью детей.

Цели и задачи

Перспективная цель: приобщить детей к изобразительному искусству.

Актуальная цель: раскрыть значимость изобразительного искусства по теме: «Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»

Воспитательные:

  1. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, любознательность.
  2. Развивать умение строить полные ответы, стимулировать желание участвовать в беседе.

Обучающие:

  1. Закрепить знания детей о понятии «комната», «интерьер».
  2. Продолжить знакомство детей с произведениями искусства.

Ожидаемый результат

  • Умеет выразить свое эмоциональное состояние словом.
  • Принимает активное участие в образовательном процессе.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства.

Зрительный ряд

репродукции картин Виноградов С.А. «В доме», Бобров А.А. «Внутренний вид комнаты»,  Пушкарев П.Е. «В комнатах»

Литературный ряд

загадка про дом, пословицы и поговорки о доме.

Игра, игровая ситуация

«Хорошо - плохо».

Организация художественно - эстетической среды

  • Учебная зона - дети за столами, полукругом.
  • Игровая зона  - дети на стульях, полукругом.

Предварительная работа

Беседы с детьми по темам: «Что такое интерьер?», как выглядит их квартира, чтение художественной литературы по теме.

Взаимодействие с родителями:

Чтение художественной литературы.

Ход

Этапы, время

Деятельность педагога, вопросы к детям

Деятельность детей

Методическое обоснование

Введение в тему

(3 мин)

Загадывание загадок, вопросы.

Дети садятся за столы отгадывают загадки.

Подготовка детей к занятию.

Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей)

Беседа

(12-15 мин)

Проведение беседы, рассматривание картин, задавание наводящих вопросов по теме.

Дети рассматривают картины, описывают, составляют описательный рассказ.

Беседа с детьми. Наглядный  (использование иллюстрации) Словесные (беседа, рассказы детей)

Игра

(3 – 5 мин)

Игра «Хорошо-плохо».

Игровой

Рефлексия

(6 мин)

Прошу рассказать детей о своих чувствах, что понравилось, что было сложным.

Дети высказываются.

Словесный (ответы детей)

Итог

(3 мин)

Подводим общий итог занятия, что было, что узнали, что делали, самоанализ.

Самоанализ.

Словесный

Сценарий

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Послушайте меня внимательно, и узнаете, о чем мы с вами сегодня будем беседовать!

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет.

-Итак, вы наверно уже догадались, о чем мы будем говорить?

Дети: Да, о квартире.

Воспитатель: Правильно! Ребята, а что такое квартира? Для чего она нужна людям? Сколько людей проживает в вашей квартире? Вот, например, в моей квартире есть 3 комнаты, поэтому у каждого есть свой угол, где он может заниматься своими делами.

Уютно ли у вас в квартире?

Посмотрите, какая замечательная картина у меня есть! Посмотрите на нее внимательно и попробуйте охарактеризовать.

Что изображено на этой картине?

Дети: Комната.

Воспитатель: Ребята, эта картина Пушкарева Прокофия Егоровича «В комнатах». Ребята, как вы думаете, почему так называется эта картина? Что, по вашему мнению, хотел сказать художник этой картиной?

Ответы детей, предположения, высказывания.

Воспитатель: В данном случае, взор художника привлек интерьер комнаты. На картине отлично видны, все мельчайшие нюансы и детали, которые прорисованы художником очень качественно и тщательно.

Настолько мастерски выполнена работа, что видны все детали интерьера комнаты. Благодаря этому, просто невообразимо реалистичный вид принимает композиция. Мастер делает акцент, на все рабочие детали и стол девушки.

Вместе с такой качественной и удивительно тщательной детализацией, Пушкарева не оставляет без внимания и прорисовку мальчика и мужчины. Заметно, что художник тяготеет к очень теплым и пастельным цветовым решениям, тщательно подбирая переходы света, и тени, благодаря чему получается буквально оживить не только образ людей, но и полностью всю картину.

(Можете поближе посмотреть на картину, и рассмотреть все детали).

Воспитатель: Посмотрите ребята, а что изображено на этой картине?

Дети: Изображены мама с детьми в комнате, они наводят порядок в шкафу. Дети активно помогают.

Какое настроение пытается передать нам автор своим произведением?

Дети: веселое, доброжелательное, уютное.

А какие цвета использовал художник в рисовании интерьера комнаты?

Какое эмоциональное впечатление произвело на вас это произведение?

Впечатление – отражение, след, оставленный в сознании в душе человека от встречи с произведением, от встречи с художественным образом.

Дети: спокойные, теплые, душевные.

Воспитатель: Да, эта картина называется «Внутренний вид комнаты» художника Бобров Алексей Алексеевич, а вы можете объяснить почему она так называется?

Дети: предлагают свои варианты ответа.

Воспитатель: Ребята, вам нравится эта картина? Опишите какие чувства вы испытываете, глядя на нее?

Дети: высказываются.

Воспитатель: Ребята, у меня есть еще одна картина. Вот посмотрите, что на ней изображено?

Дети: комната.

Воспитатель: правильно, эта картина художника Виноградов Сергей Арсеньевич «В доме». Глядя на картину, какие чувства, вы испытываете?

Дети: хочется, чтобы наступило лето.

Воспитатель: Ребята, эта картина очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Виноградов Сергей Арсеньевич «В доме», созданная летом 1914 года. Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками. Зритель не только видит комнату, яркость интерьера, но и слышит ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.

Воспитатель: Есть ли в произведении предметы, явления, которые что-либо символизируют?

Дети: Зелень за окном символизирует лето, Лучи солнца символизируют теплую погоду в доме.

Воспитатель: Чему нас учит это произведение?

Дети: видеть красоту в окружающих вещах, радоваться каждому дню.

Я

Дом

Нарисую

Многоэтажный.

Конечно, он будет

Немного бумажный.

Конечно, он будет

Не очень кирпичный,

Зато – белостенный,

Зато – симпатичный.

Из этого дома наверняка

Никто никогда не прогонит щенка.

(Б. Серикбаев)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Какими бывают дома?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается дом в деревне (изба) от квартиры? Как сделать так, чтобы дома было уютно? Нужна ли человеку отдельная комната и зачем?

Дети: если знают, дополняют.

Итак, давайте подведем итог: О чем мы сегодня говорили? Что делали?

Было интересно? Что больше всего понравилось, а что было сложным? Все молодцы, мы хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пейзаж в произведениях русских художников" НОД для детей 6-8 лет

: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левит...

Осень в произведениях русских художников.

Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Консультация для воспитателей «Мир детства в произведениях русских художников»

Образы детей… Как провести   на эту тему беседу со старшими дошкольниками? Ведь речь идет о второй половине Х1Х века, когда тема детства не являлась для художников самостоятельной. ...

Презентация "Осень в произведениях русских художников"

quot;Осень в произведениях русских художников"...

Искусствоведческий рассказ "Лошади в произведениях русских художников"

Использование искусствоведческого рассказа при ознакомлении детей с произведениями великих русских художников: В.М.Васнецова "Богатыри", К.П.Брюлова "Всадница", Н.Е.Сверчкова "...