Конспект "Весна идёт!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_idet_konspekt.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Конспект ОД

Тема: «Весна идет!»

Автор- разработчик: Ермощенко Юлия Викторовна, воспитатель ОДОД ГБОУ школа №13 Приморского района

Группа: 6-7 лет (подготовительная)

Длительность: 30 минут.

Образовательные области: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о весне, её характерных признаках.

Педагогический замысел:

Познавательное развитие: систематизировать знания о смене времен года; способствовать обобщению представлений о весне, о погодных и природных явлениях весной; о жизнедеятельности растений и животных весной.

Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого мышления.

Речевое развитие: развивать умение выстраивать причинно- следственные связи, умение связно, последовательно и грамотно излагать свои мысли, развёрнуто отвечать на поставленные вопросы; 

Социально-коммуникативное развитие: формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональную отзывчивость к музыке; прививать чуткость к поэтическому слову.

Формировать умение выразительно декламировать стихи.

Физическое развитие: формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности; воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие (приоритетная область);

-речевое развитие;

Используемые технологии, методы и приёмы:

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные;

Методы: словесный, наглядный, практический;

Приёмы: вопросы, указание, пояснения.

Формы работы: подгрупповая.

Виды деятельности: двигательная(физкультминутка), игровая (дидактические игры), чтение художественной литературы (чтение стихотворения, фрагмента сказки), познавательно- исследовательская (решение проблемной ситуации), информационно- коммуникативные (речевые и проблемные ситуации).

Материалы:

демонстрационный: портрет Э. Грига, аудиозапись фортепианной пьесы «Весной», солнце, сосульки, льдины, дерево с набухшими почками, подснежники на проталине, лужайка с насекомыми, перелетные птицы (скворец, грач, жаворонок), животные леса, мягкая игрушка солнышко.

раздаточный: буквы (с, о, л, н, ц, е), буквы (в, е, с, н, а),

Предварительная работа с детьми: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Заучивание стихотворений о весне, пословиц и поговорок, разгадывание загадок, знакомство с жизнью лесных животных, птиц, насекомых весной. Знакомство с музыкальной пьесой Э. Грига «Весной».

Предполагаемый результат: 

Дети знают:  

- месяцы весны;

- погодные и природные явления, происходящие весной;

- о жизнедеятельности растений и животных весной;

- пословицы и поговорки о весне;

Дети умеют:

- выделять характерные сезонные изменения в природе; 

- различать и называть перелетных птиц;  

Дальнейшая работа: использование полученных знаний на занятиях по художественно- эстетическому развитию, при проведении тематических прогулок.

Ход СООД:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости. (воспитатель обращается к гостям)

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Воспитатель: -Ребята, давайте с гостями поздороваемся.

Воспитатель: на нашем занятии мы будем говорить о времени года, а о каком вы должны будете мне ответить, послушав знакомую вам уже музыку. (Звучит музыка Эдварда Грига «Весною»)

Воспитатель: -О каком времени года мы будем говорить? Что вы представили, слушая музыку? Как называется это произведение? Кто автор?

  1. Основная часть.

Воспитатель: поговорим сегодня о весне, вспомним признаки весны. Картинки, с изображением признаков весны мы будем размещать вот на этой незаконченной картине, а что у нас получится посмотрим в конце занятия.

Воспитатель: - Начну я со сказки…

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод»…

     Воспитатель: -Как вы думаете, что может быть чудом, которое поможет Весне? Проверим?

Задание: на карточках с одной стороны написаны цифры с другой стороны- буквы. Выложить цифры в порядке возрастания от 1 до 6, затем перевернуть и прочитать слово или составить сразу слово и прочитать его. Дети выбирают любой вариант. (солнце)

     Воспитатель: -Приклейте на нашу картину солнце

     Воспитатель: - Как же солнце помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками?

(Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Зазвенела капель, с крыш свисают сосульки). (приклеиваем сосульки на картине)

Воспитатель: -Начал таять снег. А во что снег превращается?

Воспитатель: - Правильно, в воду. Брызнули во все стороны струйки воды, на дорогах появились лужи и побежали весёлые ручейки.

Воспитатель: -В народе говорили: «Вода с гор потекла – весну принесла». Почему так говорят?

(Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки).

Воспитатель: - Как вы думаете, а куда же бегут ручейки?

Воспитатель: -Правильно, в реки. А что происходит на реке весной?

(Начинает таять лёд. Солнце пригревает. Множество ручейков устремляются к реке, будят её, лёд трескается, по реке плывут большие льдины. Они сталкиваются, разбиваются друг о друга и как будто идут по реке).

Воспитатель: -Подумайте, как называется это явление? (ледоход)

(приклеиваем льдины)

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                       (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна,                        (Потягивания, руки вверх.)

К нам опять пришла весна.            (Удивиться, опустить руки вниз.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.               (Вращение головой.)

Наклонился взад-вперёд.              (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.                         (Ходьба на месте.)

Ищет мишка корешки                   (Коснуться правой рукой левой ступни.)

И трухлявые пеньки.                      (Коснуться левой рукой правой ступни.)

В них съедобные личинки            (Коснуться правой рукой левой ступни.)

Для медведя - витаминки.           (Коснуться левой рукой правой ступни.)

Наконец медведь наелся              (Погладить живот.)

И на брёвнышко уселся.               (Дети садятся.)

Воспитатель: - Русские поэты очень много писали о природе, о временах года, а вот как Самуил Яковлевич Маршак описывает весенний месяц.

Апрель.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Воспитатель: - О каком месяце весны это стихотворение? Оно так и называется «Апрель». Какие приметы весны описывает поэт в этом стихотворении?

Воспитатель: - А что же ещё нам напоминает о том, что пришла весна?

Осенью раздеваются,

а весной одеваются. (деревья)

Воспитатель: - Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья.  На проталинах появляются первые цветы.

Подходят к картине выбирают карточки с изображением дерева, на ветках которых набухшие почки и первые весенние цветы.

Воспитатель: - Солнце припекло. И появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары).

На картину приклеивают лужайку с изображением насекомых.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (птицы).

Воспитатель: - Конечно, птицы. Почему? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные).

Воспитатель: - Из далеких теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы. Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Воспитатель: - Какие птицы первыми возвращаются к нам весной? (Грачи).

Воспитатель: -В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай», «Грач на горе – весна на дворе». (если грачи прилетели, значит можно говорить о том, что уже пришла весна и холодов больше не будет).

Приклеиваем на картину карточки с изображением перелетных птиц.

Воспитатель: - Ребята, что происходит с животными с наступлением весны?

Приклеиваем на картину карточки с изображением животных леса.

Воспитатель: -Каждый из вас бывает в лесу. Лес — это мир, в котором живут дикие животные и мы, бывая в лесу, являемся гостями и поэтому мы должны соблюдать правила поведения, которые не навредят и не потревожат лесных жителей. Как нужно вести себя в лесу?

-В лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не навредить растениям и животным.  

 Поэтому необходимо выполнять следующие правила поведения:

  • не шумите, не тревожьте обитателей леса;
  • не рвите цветы, не ломайте деревья;
  • не разоряйте гнёзда и муравейники;
  • оберегайте растения и животных, особенно занесённых в Красную книгу;
  • убирайте за собой мусор.

Воспитатель: -Я вам расскажу об одной ситуации, которая произошла с детьми из детского сада.

  • Дети с воспитателем пришли в лес и увидели очень много подснежников. И одна девочка предложила нарвать большой букет. Но воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? (Что подснежники рвать нельзя, т.к. они занесены в Красную Книгу и охраняются государством)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: - Подойдем к картине и посмотрим, что же изображено на картине? Как можно назвать картину? (весна)

Составляем и приклеиваем слово рядом с картиной.

Встаём в круг, и передавая солнышко называем признаки весны.

  • Солнце греет ярче, чем зимой.
  • Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель.
  • Бегут ручьи.
  • На реках начинается ледоход.
  • Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки.
  • На проталинках распускаются первые весенние цветы.
  • Начинает зеленеть травка.
  • Появляются насекомые: бабочки, пчелы, жуки.
  • С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые.
  •  Птицы откладывают яйца, чтобы высиживать птенцов.
  • Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки.
  • Звери линяют. Зайцы и белки меняют шубки).

Воспитатель: - Молодцы! Как прекрасно вы знаете приметы весны.

Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, сколько месяцев у нас будет продолжаться весна?  Назовите весенние месяцы? – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.

- У весны как у любого другого времени года три месяца, эти месяцы очень разные и весна с каждым месяцем будет приходить к нам разная. О каждом месяце весны мы с вами еще будем говорить.

 Рефлексия.

Дети встают в круг, и передавая солнышко каждый говорит, что понравилось и что запомнилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Сценарий родительской конференции в ДОУ «Ваш ребёнок идёт в школу»

Предлагаемый материал поможет организовать родительскую встречу по актуальным вопросам подготовки детей к школьному обучению, с участием учителей начальных классов и психолога школы, инспектора ГИБДД,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почему идёт снег?"

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире-важнейшие черты детского поведения. Предлагаемое занятие развивает мышление, логику, тво...

Красная шапочка идёт в гости.

Конспект составлен по методике В.Д.Шадрикова по обучению детей ПДД....

Стихотворение "Снег идёт, снег идёт"

Презентация стихотворения  для дошкольников с нарушением слуха....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...