Кружок в старшей группе "Грамотейка" (подготовка руки к письму)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Материал спланирован на работу в течении года с детьми 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_starshey_gruppe.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок в старшей группе «Грамотейка» (подготовка руки к письму)
Программа кружка
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Пояснительная записка
3. Принцыпы построения программы
4. Содержание программы
5. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Почемучки!»
6. Планируемый результат освоения детьми программы:
7. Оценка индивидуального развития детей в ходе внутреннего
мониторинга
8. Методическое обеспечение
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Адресная направленность.
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Новизна опыта.
использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Цели: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи: 1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
Принципы построения программы
1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. ( работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как: работы с тетрадями, авторучкой, простым карандашом и т. д)
3. Научность. (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
5. наглядности (наличие образца).
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
• Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.
• Не сформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
• Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
• Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Содержание программы
Структура занятия. Занятие включает в себя три этапа:
1. Вводная часть;
2. Основная часть занятия;
3. Заключительная.
Вводная часть:
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
Основная часть занятия:
Организация детского внимания;
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)
Заключительная:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Основные формы и методы
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Методы и приемы.
• Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
• Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
• «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения, штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
• Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.
Сроки реализации: с 1 октября 2023г. по 31 мая 2024года
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Условия реализации программы:
• Систематическое проведение занятий.
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей;).
Ожидаемые результаты:
К концу старшей группы предполагается развитие и совершенствование у детей:
• мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
• крупных движений и умения владеть своим телом;
• пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
• активной речи, словарного запаса;
• мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
• навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Календарно-тематический план
Октябрь
№ дата проведения Тема Программное содержание Материал
1
Пальчиковая игра " Прогулка"
Штриховка (раскраска)
Обведи линии, расставь точки (прописи) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.
2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
3. Упражнять в ориентировке на клетках.
4. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2 Пальчиковая игра "Лодочка"
Штриховка (раскраска)
Графическое упражнение "обведи квадратики и линии" (пропись. 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
3 Пальчиковая игра "Четыре братца"
Штриховка (раскраска)
Продолжи узор (прописи)
Упражнять в штриховке фигур разными способами, обучать печатанию буквы. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
4 Пальчиковая игра "Братцы"
2. Штриховка (раскраска)
3. Обведи и дорисуй линии по образцу (пропись)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
Ноябрь
1. Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять»
Штриховка (раскраска)
Обведи по трафарету. (тетрадь)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Упражнять в штриховке фигур разными способами Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2 Пальчиковая игра «Лодочка"
Выкладывание узоров из спичек.
Продолжи узор (пропись)
Обведи и дорисуй треугольники по образцу (пропись) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, учить составлять слова из выбранных букв, ставя на них пальцы.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска,спички
3. Изображение животных ладошками
Штриховка (раскраска)
Упражнение в прописи. (дорисуй линии и елочки)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
4. Массаж карандашом
Выкладывание узоров из спичек
Дорисуй домики по образцу (пропись) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, Пропись, авторучка, карандаш,раскраска,спички
Декабрь
1. Пальчиковая игра «Строим дом"
Графическое упражнение «Дорожки» (пропись)
Рисование по клеточкам елки (пропись)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
2.Пальчиковая игра «Четыре братца»
Графическое упражнение «Дождик»
Штриховка (раскраска)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
3.Пальчиковая игра «Пять пальцев»
Продолжи узор (волны-пропись)
Игра «Волшебный мешочек»
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
4. Пальчиковая игра «Братцы»
Рисование по клеточкам машины (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
Январь
1. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»
Дорисуй маленьких и больших ёжиков
Штриховка
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2. Пальчиковая игра «Гости»
Работа в прописях. (дорисуй рыбок по образцу)
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
3.Пальчиковая игра по выбору детей
Обведи и дорисуй фигуры по образцу (круг,квадрат)Штриховка (раскраска)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
Февраль
№ дата проведения Тема Программное содержание Материал
1. Пальчиковая игра «Помощники»
Работа в прописях. (цветы)
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2. Пальчиковая игра «Моя семья"
Работа в прописях. (листики,вишенки)
Штриховка (раскраска)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
3. Пальчиковая игра «На блины»
Рисование по клеточкам зонта. (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Упражнять в ориентировке на клетках.
Пропись, авторучка,карандаш,раскраска.
4.Пальчиковая игра "Пришли солдаты на постой".
Рисование по клеточкам ракеты.
Штриховка (раскраска)
Упражнять в ориентировке на клетках. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
Март
1. Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики"
Выкладывание узора из счетных палочек.
Рисование по клеточкам " Корабль"
. Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2. Пальчиковая игра «Гости»
Работа в прописях.
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
3. Пальчиковая игра «Моя семья"
Работа в прописях.
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
4. Пальчиковая игра "Братцы"
2. Штриховка (раскраска)
3. Рисование по клеточкам "Апельсин" (тетрадь)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
Апрель
1. Пальчиковая игра по выбору детей
Рисование по клеточкам ящерицы (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
. Пропись, авторучка, карандаш,раскраска,тетрадь
2. Пальчиковая игра «Строим дом"
Графическое упражнение «Допиши» (пропись)
Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)
Упражнять в ориентировке на клетках.
Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
3. Пальчиковая игра "Братцы"
2. Штриховка (раскраска)
3. Дорисуй узор" (пропись)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
. Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
4. Пальчиковая игра «Строим дом"
Графическое упражнение «Допиши» (пропись)
Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)
Упражнять в ориентировке на клетках.
Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
Май
1. Пальчиковая игра "Братцы"
2. Штриховка (раскраска)
3. Рисование по клеточкам "Цветка" (тетрадь)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
. Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
2. Пальчиковая игра "Братцы"
Штриховка (раскраска)
Рисование по клеточкам "зайца " (тетрадь)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
. Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
3.Пальчиковая игра «Помощники»
Работа в прописях.
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска.
4. Пальчиковая игра " Баба Фрося".
Работа в прописях
Штриховка (раскраска)
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.
Пропись, авторучка, карандаш,раскраска
Планируемые результаты освоения детьми программы.
К концу старшей группы предполагается развитие и совершенствование у детей:
• мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
• крупных движений и умения владеть своим телом;
• пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
• активной речи, словарного запаса;
• мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
• навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Оценка индивидуального развития детей (диагностика)
Фамилия имя
ребенка Развитие мелкой морики Ориентировка в пространстве Развитие графических навыков
Срисовывание образца штриховка Графический диктант
н. г к. г н. г к. г н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г
Высокий уровень 3б: без ошибок
Средний уровень:2б с ошибками.
Низкий уровень: 1бребёнок не смог продолжить выполнить заданий.
1. Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
-Завязывание шнурков разной величины;
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2. Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты;
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3. Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4. Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д. Б. Эльконина
Тестирование проводится с детьми в группе.
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
В диагностике принимает участие: 10-15 детей.
Для получения результатов диагностики будут использованы следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);
- самостоятельная продуктивная деятельность детей
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. продуктивной деятельности.
Диагностика проводится в начале учебного года и в конце.
Методическое обеспечение
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2015г. -224с.
Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2021 г. – 62 стр.
Клеточка за клеточкой (первые прописи)
Ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое планирование, приложения, список использованой литературы....
Кружок "Ступеньки грамотности" (подготовка руки к письму)
Письмо - сложный координационный навык, требущий слаженной работы мыщц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Подготовка к письму - дин из...
Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраст...
Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"
Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизическими особ...
Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"
Консультация для родителей старших дошкольников "Подготовка руки к письму"...
Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка руки к письму»
Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка руки к письму»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ старшей группы «Готовим руку к письму»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ старшей группы «Готовим руку к письму»...