консультация для учителей - логопедов "Развитие фразовой речи у детей с ТНР"
консультация по развитию речи
Данный материал в помощь учителям-логопедам , работающих в группах компенсирующей направленности. Материалы для формирования фразы у дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_frazovoy_rechi.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Консультация для учителей- логопедов
«Развитие фразовой речи дошкольников с ТНР»
учитель – логопед
О.Н. Малышко
2023 г
«Развитие фразовой речи дошкольников с ТНР»
Вся работа по развитию речи ребёнка в детском саду является подготовительным этапом к обучению в школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. В группе компенсирующей направленности, наряду с формированием звуковой культуры речи, расширением лексики, необходимо расширять деятельность по развитию речевых навыков детей, начиная с отработки различного вида предложений и заканчивая совершенствованием связной речи.
Приёмы для развития фразовой речи:
- Работа над семантикой слов.
При прохождении любой лексической темы предлагаем детям осмыслить нюансы слова и составить с ним предложение.
Например, на занятии по теме «Дом и его части» вводим слова: «дом, домик, домище», выясняем их значение и составляем фразы. Для детей более старшего возраста предлагаем ряд слов: «маленький, крохотный, небольшой». Даём задание: составить предложения с этими словами. Далее предлагаем ряд их антонимов:
«большой, огромный, громадный» и просим выполнить аналогичное задание.
- Распространение предложений.
Например: «Садовник поливает …Что? Где? Чем? Когда?» (с опорой на картинку). Или, добавление придаточных предложений.
Например:
- Сегодня надо надеть варежки, потому что…
- Мама пошла на рынок, чтобы…
- Мы пойдём завтра в парк, если…
- Кошка взобралась на дерево, которое…
3. Составление предложений с редко употребляемым словом.
При прохождении темы «Одежда», исправляем традиционные ошибки детей
в употреблении слов «одеть- надеть» или неизменяемого слова «пальто».
Закрепляем их в речи с помощью составления фраз.
- Составление предложений с заданными (опорными) словами.
Предлагаем детям 3-4 слова: «старик, собака, испугаться».
Дети отвечают: - «Собака залаяла, старик испугался».
- «Старик взял в руку палку, собака испугалась и убежала».
Добиваемся, чтобы ответы детей были разнообразными и не повторялись.
- Работа с грамматической основой предложений.
Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Занятия по любой грамматической теме строятся на составлении предложений. Необходимо ввести в речь предлоги (термин «предлог» употребляем, как слово- малютка»), усвоить формы падежей, множественного числа существительных, ввести во фразу несклоняемые существительные («пальто, пюре, пианино, кино, радио»). Предлагаем составить предложения с различными глагольными формами или правильным согласованием прилагательных с существительными.
- Игры, типа: «Договори словечко», «Закончи предложение» …
Взрослый читает предложение, а дети вставляют недосказанные им подлежащее, сказуемое или пояснительные слова и т.д. Выгоднее строить предложения в виде небольшого рассказа, подготавливая детей к связной речи. Например,
«На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?). Кошка звала своих (кого?). Котята подбежали к миске с молоком и жадно стали… (что делать?). Кошка поймала в саду … (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти (какие?). Кошка лежала с котятами (где?). Котята играли мячиком (как?).
Затем, дети сами составляют по одному предложению так, чтобы взрослый его закончил. Им это особенно нравится.
- Составление детьми загадок.
При прохождении любой темы по накоплению словаря: «Одежда», «Мебель», «Животные», «Птицы» и т.д. педагог предлагает детям отгадать 2-3 загадки по теме, а затем, просит составить загадку самим. Здесь детям необходимо умение логически мыслить. Примеры загадок:
«Птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда» (кукушка)
«Овощ, растет в огороде, небольшой, снаружи красный, а внутри белый» (редис)
7. Составление рассказов: описательного, по картине, по впечатлению.
Описание животных, предметов мебели, посуды, овощей или фруктов легче всего
проводить с использованием схемы-описания. Описание и сравнение двух
предметов единой тематической группы можно провести с опорой на план.
Над рассказом по картине работа ведется в два этапа и занимает минимум два
занятия. На первом педагог рассматривает картину с детьми, беседует, составляет
план будущего рассказа, на втором – дети составляют предложения по картине с
теми словами и словосочетаниями, которые предлагает им взрослый. Иногда,
педагог может дать образец рассказа.
Например, в ходе беседы по картине «Медвежья семья» учитель- логопед
проводит словарную работу: объясняет значение слов «рой, соты», «береста», а на
втором занятии воспитатель дает задание составить предложения со словами и
словосочетаниями: «пчелиный рой», «миска из бересты», «соты с медом» для того,
чтобы потом ввести эти предложения в готовый рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.
Предлагаю вашему вниманию статью "Формирование фразовой речи у детей раннего возраста". Она будет интересна педагогам работающими с детьми от 1.5 до 3 лет. Статья написана из опыта ...
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по формированию фразовой речи: у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...
«Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
Конспект занятий для работы логопеда...
перспективный план формирования фразовой речи у детей с ОНР
Посчастливилось слушать лекции Л.Н.Ефименковой. На основании ее материалов разработан план формирования фразовой речи у детей с ОНР с примерами....
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
Консультация "Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам"
Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения)....
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...