Картотека речевых игр для родителей
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Примеры речевых игр, в которые можно поиграть дома (подборка для родителей):
Речевые игры-помощницы
- Скажи наоборот:
Прилагательные: мокрый - сухой, добрый - злой, горячий - холодный, кривой - прямой, высокий - низкий, длинный - короткий, толстый - тонкий, чистый - грязный, богатый - бедный.
Существительные: день-ночь, доброта-злость, мальчик-девочка, богатство-бедность.
Глаголы: бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - молчать, открывать - закрывать, покупать - продавать, приходить - уходить, закрывать - открывать.
Наречия: высоко-низко, громко-тихо, быстро - медленно, чисто- грязно, весело- грустно, мягко-твердо, широко-узко, мокро - сухо, тепло- холодно, солнечно- пасмурно)
2) Слова для обозначения действий:
Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок?(лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть и т.д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит, шипит, фыркает и т. д.)
3) Слова-определения. Согласования существительных и прилагательных.
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода.).
-круглый (шар, мяч, обруч….)
-круглое (колесо, зеркало….)
-красный (флаг, мяч….)
-красная (косынка, майка….)
-красное (знамя, яблоко….)
4) Слова-наречия
Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)
Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)
Как вы играете в детском саду? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно.)
5) Сравнения
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)
6) Обобщающие слова
Назови фрукты (виноград, яблоко, груша)
Назови предметы мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф)
Домашних животных (лошадь, корова, собака, овца, свинья)
Профессии (врач, учитель, воспитатель, продавец, летчик, сталевар, шофер, почтальон, плотник)
7) Определи наличие звука в слове и место звука в слове
«Р»: роза (в начале слова, поворот (в середине слова, мир (в конце слова)
«С»: сок, массаж, золото, сказка, снегирь. (в слове «золото» звука «С» нет.
«Д»: дом, картина, дача, мода (в слове «картина» звука «Д» нет)
«Графические узоры»
Дается лист бумаги в клетку. Каждую линю начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш, отступаем 4 клетки слева, семь клеток сверху, ставим точку и начинаем рисовать: 8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх. Что у нас получилась? Ключик!
«Игрушки»
Для тренировки зрительной памяти можно поиграть и в такую игру. На столе расставлены в любом порядке 10 игрушек, предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки и после этого предлагаете малышу расставить все, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно еще поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 и больше - прекрасный результат. Раздать памятки с играми.
«Готовим ужин»
Мы вместе попробуем приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук (С): суп, салат, сырники, сок или звук (К): картошка, котлеты, кекс, компот; звук (П): пюре, пельмени, паштет, пирог.
«1-много»
Вы называете 1 предмет, а ребенок во множественном числе;
например: книга-книги, собака-собаки и др. Если ребенок не допустил ошибок - поздравляю Вас, Ваши воспитательные усилия не пропали даром. Если он сделал 1-2 ошибки - надо заниматься дальше, если же больше 3ошибок - ежедневное чтение в течение получаса должно стать для Вас приятной обязанностью.
1. «Скажи наоборот»
Белый - чёрный, светлый - тёмный, длинный – короткий, день - ночь, вчера - завтра, тепло - холодно и т. д.
Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой).
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность).
Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать).
2. «Кто что делает?»
Слова для определения действий:
Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок?(лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть и т. д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)
3. «Кто больше?»
По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных, фрукты, овощи, растения, цветы, деревья, то есть любые обобщающие понятия.
4. «Загадки»
Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.
Например: дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.
5. «Да и нет не говори»
По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: «Ты сегодня в хорошем настроении?»; «После детского сада мы идём домой?»
6. «Что я вижу»
Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».
«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.
7. «Чья мама?».
Называешь животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.
Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробушек, поросёнок, лягушонок, …
8. «Кто где живёт?»
Называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.
Например: акула - в море, щука - в реке, корова - в хлеву, верблюд - в пустыне, пингвин - в Антарктиде, белый медведь - на севере, лев - в Африке и т. д.
9. Слова-определения.
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода.).
-круглый (шар, мяч, обруч….)
-круглое (колесо, зеркало….)
-красный (флаг, мяч….)
-красная (косынка, майка….)
-красное (знамя, яблоко….)
10. Слова-наречия
Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)
Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)
Как вы играете в детском саду? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно…)
11. Родственные слова
Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.
Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая
(рыжуля, рыжик, рыжулька, рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.)
Как сказать о цыплёнке, чтобы понять, что он пушистый?
12. Сравнения
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)
(Раздача памяток с играми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителям по лексической теме "Весна"(подготовительная группа)
Дети должны усвоить названия весенних месяцев,основные признаки весны; установление причинно-следственных связей и т.д...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Профессии»
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты»
Картотека речевых игр и заданий для родителейпо лексическим темам «Инструменты»...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексической теме: «Профессии» (подготовительная группа)
Картотека заданий для родителей и их детей по лексической теме:«Профессии»(подготовительная группа)...
Картотека речевых игр и заданий для родителей по лексическим темам «Инструменты» (подготовительная группа)
Подборка игр и заданий по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....