Игровое пособие «Волшебная ёлочка»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игровое пособие «Волшебная ёлочка»:
В основу данного пособия лег «синквейн».
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
К основным правилам синквейна относятся следующие:
1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Возраст: данное пособие предназначено для детей 5-7лет
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.
Основные задачи:
— развитие лексико-грамматических категорий;
— расширение и актуализация словарного запаса;
— обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
— развитие памяти, внимания, мышления;
— облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.
Коррекционные задачи:
— развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)
— согласование существительных с прилагательными и глаголами:
— развитие мелкой моторики;
— развитие творческих способностей.
Материал:
- Ёлочка из плотного картона, состоящая из 4 ярусов, на каждом из которых находится карман для карточек.
- Четыре конверта с карточками-картинками:
- Слова-предметы живые (выделены красным цветом)
- Слова-предметы неживые (выделены синим цветом)
- Слова-признаки (выделены желтым цветом)
- Слова- действия (выделены зеленым цветом)
- Условные обозначения вышеперечисленных слов.
В начале составления синквейна определяется тема, подбирается соответствующая картинка слово-предмет: живое или неживое, выставляется на первый ярус ёлочки. Аналогичным образом заполняются все остальные ярусы, соблюдая при этом алгоритм построения синквейна:
Условные обозначения:
- картинки-предметы (существительные)
- картинки-признаки (прилагательные)
- картинки-действия (глаголы)
- составления предложения (выставляются карточки с условными обозначениями)
- картинки-предметы (обобщающее слово)
Карточки выкладываются поэтапно в кармашки «ёлочки».
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Далее идёт работа по алгоритму:
Выбираем из вспомогательного конверта (слова- предметы) картинку по теме.
Из второго вспомогательного конверта (слова – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего конверта (слова- действия), так же обсуждая с воспитателем.
Предложения (3-4 слова) составляется и выкладывается с помощью условных обозначений: человечки разных цветов (красный-живое, синий – неживое, желтый-признак, зеленый-действие)
Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.
Пример синквейна:
Апельсин.
Полезный, круглый.
Выжимаем, едим, режем.
Мама купила сладкий апельсин.
Витамины.
Варианты использования пособия:
1. В процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.
Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.
2. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное игровое пособие «Волшебный поезд»
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» ...
Многофункциональное игровое пособие «Волшебные круги»
В доступной форме знакомит детей с правами человека, записанные в Декларации прав человака...
Многофункциональное игровое пособие "Волшебные дорожки"
Многофункциональное пособие, способствующее коррекции ОНР....
Игровое пособие "Волшебный стол"(метод наглядного моделирования)
Метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенн...
ИГРОТЕКА. В помощи воспитателю и педагогу-психологу игровое пособие "Волшебный парашют"
Игры с пособием "Волшебный парашют" для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: Использование игрового пособия «Волшебные гонзики»
Игровое пособие "Волшебные гонзики" развивает у детей мотивацию и стойкий интерес к логопедическим занятиям....
Игровое пособие "Волшебный домик"
Многофункциональное игровое пособие для детского сада помогает дошкольникам формировать знания по правилам дорожного движения, развивает сенсорное логическое восприятие предметов, коммуник...