Альбом для работы с неговорящим ребенком
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Пономарева Анна Николаевна и Великотная Ольга Васильевна

Наш альбом предназначен для занятий с детьми от 2-х лет, которым трудно начать разговаривать. На каждой странице имеется подробная инструкция. Вопросы и задания читаем с выражением, выделяя голосом звукоподражание. Не забывайте рассматривать рисунки. Имитируйте звуки вместе громко, чётко, с удовольствием.   Занятия проводите в игровой форме, используйте мелкие игрушки, а также животных и т.д. Обязательно от всей души хвалите  ребенка даже за незначительные успехи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация к индивидуальному альбому для неговорящего ребенка

«Я учусь говорить»

Составители: учитель-дефектолог Великотная О.В., учитель-логопед Пономарева А.Н., ГБОУ школа №305, г.Москва

Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы заметили увеличение числа детей с задержками речевого развития. Это становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность этой проблемы отмечается в последние два десятилетия многими авторами (З. М. Дунаева, Л. И. Растягайлова, 2003; Н. А Урядницкая, 2003; Е. Ф Архипова, 2005; 2013; Е. Янушко, 2007; Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, 2008; Ю. В. Герасименко).

При обследовании детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе с особенностями в развитии, наиболее частым явлением стало наличие речевых расстройств, вплоть до полного отсутствия речи.

Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми, имеющими трудности в формировании речи и речевой коммуникации.

Архипова Е. Ф. (2005) отмечает, что в определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие. В настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для коррекционно-развивающих занятий. Однако описание практического опыта работы или наглядного пособия с неговорящими детьми встречается редко.

Эта проблема в целом подтолкнула нас с коллегой к созданию практического пособия для работы с неговорящим ребенком. Нами был разработан и опробирован на базе нашего учреждения альбом для индивидуальной работы с неговорящим  ребенком «Я учусь говорить».

Наш альбом предназначен для занятий с детьми от 2-х лет, которым трудно начать разговаривать, рекомендован специалистам, педагогам и родителям. На каждой странице имеется подробная инструкция. Вопросы и задания читаются с выражением, выделяя голосом звукоподражание. Занятия проводятся в игровой форме, используя приложение, а также мелкие игрушки. Материал для занятий необходимо подбирать в соответствии с интересами ребенка. Предполагается совместная работа взрослого с ребенком.

В работе с неговорящим ребенком мы хотим выделить следующие направления работы:

  • установление зрительного и эмоционального контакта;
  • подбор адекватной  сенсорной стимуляции;
  • настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
  • повышение уровня общей активности ребенка;
  • организация произвольного внимания, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.                                                  

Данные направления важны, особенно при работе с детьми с проблемами в развитии (с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями аутистического спектра), у которых их специфические особенности эмоционально-волевой сферы влияют на формирование предпосылок к запуску речи и речевой коммуникации в целом.

Работая с данным пособием на протяжении последних двух лет, специалисты и родители увидели, что альбом действительно помогает в становлении речи. Отмечается наличие положительной динамики в формировании звукоподражания, появлении первых слов и простой фразы.

На занятиях дети проявляют интерес к альбому, у них формируется эмоциональный положительный отклик, желание играть с данным пособием.

Список литературы:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: «Астрель», 2005.
  2. Герасименко Ю.В. Особенности социального развития детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии // Образовательные технологии в коррекционном процессе: Сборник научно-методических трудов с международным участием. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 62-65 (статья)
  3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008.
  4. Дунаева З. М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З. М. Дунаева, Л. И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.
  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А. Е. Иванова, О. Ю. Кравец, И. А. Рыбкина и др.; под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: «Теревинф», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задача в работе логопеда с неговорящим ребенком

Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Альбом звукоподражаний и слов для работы с неговорящими детьми

Альбом звукоподражаний и слов предназначен родителям и логопедам для работы с неговорящими детьми...

Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"

Методическая разработка " Дневник взаимодействия  учителя-логопеда со  всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком".  Основная цель «Дне...