Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии у детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Клейменова Галина Анатольевна

технология триз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_triz.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 п. Первоавгустовский»

Доклад

из опыта работы по  использованию элементов ТРИЗ в речевом развитии у детей дошкольного возраста 

Подготовила: Клейменова Г.А.

воспитатель 1 кв.категории

п. Первоавгустовский

2021

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. 

 Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошкольные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.  Развивать такие качества мышления

-гибкость, подвижность, системность, диалектичность;  

 -стремления к новизне,  поисковой активности; 

-развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

  Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не  даю ребенку готовые задания, я учу его учиться  находить истину. Если ребенок задает вопрос, я не  даю готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, то указываю на противоречие. Тем самым ставлю ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.        Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

 -расширению словарного запаса;

-развитию связной речи (диалогической и монологической);

-развитие коммуникативных навыков;

-интеллектуального развития;

-творческого развития (фантазирование);

личностного становления.

 Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:

-принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребенку право выбора;                        

 -принцип открытости —  предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения;                                              -принцип деятельности — в любое творческое задание  включаю практическую деятельность;                                                                             

  -принцип обратной связи —  регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;                                                                                                        

-принцип идеальности — максимально использую возможности и интересы детей (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности).

Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ провожу в несколько этапов:

 - подвожу детей к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)

 - разрешение противоречий –для этого существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.

 -этап изобретательства- основная задача: учу детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.

- придумывание новых сказок с помощью специальных методов. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь я только наблюдаю, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.

    Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности использую элементы   ТРИЗ- технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос,  сначала спрашиваю, а что он сам об этом думает, приглашаю порассуждать, при этом наводящими вопросами  подвожу ребенка к тому, что он сам находит ответ.  Во время прогулок использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.              

  Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

-активизации познавательной деятельности детей;

-созданию мотивационных установок на проявление творчества;

-созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами) ;

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;

-формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

-развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эта технология очень интересна и увлекательна .Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей, он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена роли использования элементов устного народного творчества  в развитии речи  дошкольников....

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...

Консультация для родителей "Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: «Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговари...

Использование робота «Робомышь» в речевом развитии у детей дошкольного возраста»

Хочу представить вам свой опыт работы с использованием робота «Робомышь» в речевом развитии у детей дошкольного возраста....