«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью речи для социализации будущих школьников. Я хочу рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.
Проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность решает использование игровые технологий. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
Наш детский сад третий год работает в иновационной деятельности «Академия профессий – пропидевтика профессионального самоопределения». Изучению профессий уделяется большое внимание.
Я хочу рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи у детей.
Чтобы заинтересовать детей и добиться значительных результатов в речевом развитии я изготовила многофункциональное пособие – наборное полотно.
При ознакомлении с какой либо профессией в верхний кармашек выставляется фотография или картинка человека данной профессии. Далее вместе с детьми начинаем вспоминать, где работает этот человек, какую одежду и головной убор носит, какие инструменты нужны для работы, с кем, чем или на чём работает, какие действия выполняет. Все картинки выставляются на наборное полотно. В конце дети составляют рассказ по картинкам.
На следующий день в кармашки вставляются картинки из мнемотаблицы «Расскажи о профессии» и малыши составляют рассказ об изученной профессии.
Так же я разработала ряд игр, для ознакомления детей с профессиями, с использованием наборного полотна.
«Хорошо - плохо» или «Нравится – не нравится»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: квадраты красного и синего цвета, картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры
Картинки с людьми разных профессий лежат на столе, «лицом» вниз. Ребёнок выбирает одну картинку, ставит её в верхний кармашек. Дети начинают по очереди рассказывать, что, на их взгляд, хорошо или плохо в данной профессии. Говоря положительное – ребёнок кладёт красный квадратик в любой левый кармашек; отрицательное – синий квадратик в любой правый кармашек.
«Где начало рассказа?»
Цель: развивать связную речь, учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок по профессиям, наборное полотно.
Ход игры
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки, их ребёнок раскладывает сам в определённой последовательности. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: развивать связную речь, учить находить лишние для данной профессии.
Материал: серия картинок, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне выкладывают серию картинок, которые относятся к определённой профессии, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее и объяснить, почему убрал именно эту картинку.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Материал: серия картинок предметов, необходимых людям разных профессий, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне расположены предметы, необходимые людям разных профессий. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку. Открыв глаза, дети должны угадать, какую картинку убрали, человеку какой профессии этот предмет, изображённый на картинке, нужен.
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало.
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Потому что…»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий, наборное полотно, картинки с атрибутами, необходимыми людям разных профессий.
Ход игры
В верхний кармашек выставляется картинка с любой профессией.
Картинки с атрибутами, необходимыми людям данной профессии лежат перед ребёнком, малыш берёт картинку, ставит в свободный кармашек и рассуждает:
- Доктору нужен укол, что бы … или доктор делает укол, потому что….
«Если бы...»
Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий, наборное полотно.
Ход игры
Ребёнок берёт картинку с изображением той профессии, которая ему нравится, ставит на наборное полотно в свободный кармашек.
Педагог предлагает детям пофантазировать:
«Если бы я был полицейским, то ...»
«Если бы я стал банкиром ...»
«Пойми меня»
Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: коробка с картинками людей разных профессий, наборное полотно, картинки с мнемотаблицы.
Ход игры
Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней живут разные профессии, благодаря которым мы узнаем, кем каждый из вас станет в будущем. Получить картинку может только тот, кто умеет хранить секреты.
– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать картинки нельзя, но про них можно рассказать. А рассказать о своей будущей профессии детям поможет мнемотаблица.
После этого дети рассказывают про свою профессию по очереди и, когда профессия угадана, открывают свою картинку.
«Продавец и покупатель»
Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.
Материал: предметы необходимые людям разных профессий, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне выставлены предметы, необходимые людям разных профессий. (картинки с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета не называть.
В эти игры дети играют с удовольствие! В результате работы уровень речевого развития, а именно: лексико-грамматический строй, связная речь повысились на 20%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»
Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной ...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....