Волкова Н.А. До свидания, лето. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «До свидания, лето». Картотека речевых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «До свиданья, лето».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Формирование словаря детей

Ситуация общения

«Какие цветы».

Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к цветам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая ситуация «Красные цветы».

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими цветы. Поддерживать интерес детей к цветам.

Речевая игра «Садовые цветы».

Упражнять детей в умении согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия цветов. Поддерживать интерес детей к миру растений.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Ситуация общения «Росток».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к цветам.

Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно.

Речевая игра «Спор цветов».

Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к цветам.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Речевая игра «Кто где в саду?»

Формировать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Обогащать речь существительными, обозначающими цветы. Поддерживать интерес детей к цветам.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки с клумбы».

Формировать умение детей узнавать цветы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  Поддерживать интерес детей к загадкам.

Формирование словаря детей

Ситуация общения «Какие цветы».

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к цветам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

Педагог читает стихотворение.

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты! …

Марк Львовский

— Дети, вдохновение включаем, красивые слова называем. Какого цвета цветы? (ответы детей).

          Педагог называет прилагательные, которые не назвали дети. (Алые, лиловые, белоснежные, золотистые, розовые, голубые, фиолетовые, …).

— Дети, мы можем рассказать красивыми словами не только о цвете цветов, но и его внешнем виде, какие чувства у нас вызывают цветы. Например, цветы волшебные. Дети, расскажите, пожалуйста, какие цветы?

Педагог называет прилагательные, которые не назвали дети. (Красивые, прекрасные, роскошные, чудесные, великолепные, прелестные, нежные, шелковистые, бархатистые, восхитительные, душистые, ароматные, хрупкие, крошечные, крохотные, изящные, яркие, пышные, крупные, незаметные. комнатные, садовые, светолюбивые, теплолюбивые, …).

— Прелестно! Молодцы, дети! Красивые слова назвали, о цветах рассказали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая ситуация «Красные цветы».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 11 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими цветы. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: волшебный флажок.

Разговор. 

— Дети, красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красная девица, Красная площадь. Сегодня мы вспомним красные цветы.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают флажок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

  • Астра какая? – … (красная астра).
  • Гладиолус какой? – … (красный гладиолус).
  • Тюльпаны какие? – … (красные тюльпаны).
  • Гвоздика какая? – … (красная гвоздика).
  • Пион какой? – … (красный пион).
  • Бархатцы какие? – … (красные бархатцы).
  • Роза какая? – … (красная роза).
  • Мак какой? – … (красный мак).
  • Мальвы какие? – … (красные мальвы).
  • Герань какая? – … (красная герань).
  • Георгин какой? – … (красный георгин).

— Восхитительно, дети! Красные цветы назвали, слово правильно изменяли.  

Речевая игра «Садовые цветы».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).

Задачи. Упражнять детей в умении согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия цветов.

Игровой материал: флажок.

Игра.  

— Дети, вы любите цветы? (ответы детей).

— Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • Флажок даю, цветок назову.
  • Цветок к себе притяни, мой или моя скажи;
  • Цветы называй, один, два, много считай.
  • Флажок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, называя цветы, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные и местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Астра – … (моя астра, одна астра, две астры, много астр).
  • Гладиолус – … (мой гладиолус, один гладиолус, два гладиолуса, много гладиолусов).
  • Гвоздика – … (моя гвоздика, одна гвоздика, две гвоздики, много гвоздик).
  • Ѝрис – … (мой ѝрис, один ѝрис, два ѝриса, много ѝрисов).
  • Роза – … (моя роза, одна роза, две розы, много роз).
  • Пион – … (мой пион, один пион, два пиона, много пионов).
  • Фиалка – … (моя фиалка, одна фиалка, две фиалки, много фиалок).
  • Тюльпан – … (мой тюльпан, один тюльпан, два тюльпана, много тюльпанов).

— Прелестно, дети! Цветы считали, слова правильно изменяли.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Ситуация общения «Росток».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес к словообразованию.

Разговор.

 Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о росточке с помощью слова «рос». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы? (ответы детей).

Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети могут отвечать хором.

Если дети затрудняются, можно подсказать приставку. Например, про… Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом.

Лексический материал.

— Посадили семечко в землю.

  • Из семечка росток ... (пророс). 
  • Росток до травки... (дорос). 
  • Ещё немного росток ... (подрос). 
  • Выше травки... (перерос).        
  • Росток рос, рос и ... (вырос). 

— Превосходно, дети! О ростке мы с вами рассказали, слово «рос» по-разному называли.

Развитие грамматического строя речи

Говорим правильно

Речевая игра «Спор цветов».

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, поспорили как-то раз лилия и роза. Лилия говорит: «Я душистая». А роза отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор цветов изображаем. Я за лилию говорю, а вы за розу. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры.

  • Слово назову, флажок даю.
  • Слово измени, ещё лучше скажи.
  • Цветок восхваляй, флажок мне возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал:

  • зелёная —        ... (ещё зеленее),
  • милая —        ... (ещё милее),
  • изящная —        ... (ещё изящнее),
  • красивая —        ... (ещё красивее),
  • прекрасная —        ... (ещё прекраснее),
  • роскошная —        ... (ещё роскошнее),
  • пышная —        ... (ещё пышнее),
  • нежная —        ... (ещё нежнее),
  • прелестная —        ... (ещё прелестнее),
  • великолепная —        ... (ещё великолепнее),
  • шелковистая —        ... (ещё шелковистее),
  • бархатистая —        ... (ещё бархатистее),
  • восхитительная —        ... (ещё восхитительнее),
  • душистая —        ... (ещё душистее),
  • ароматная —        ... (ещё ароматнее),
  • чудесная —        ... (ещё чудеснее).

— Очаровательно, дети! О цветах мы с вами рассказали, красивые слова подобрали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Речевая игра «Кто где в саду?»

Задачи. Формировать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Обогащать речь существительными, обозначающими цветы. Расширять знания детей о цветах и насекомых.

Игровой материал: картина «Садовые цветы и насекомые», волшебная палочка.

Игра.  

— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать, где насекомые в нашем саду. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • тишину соблюдаем;
  • кого волшебная палочка выбирает, тот и отвечает;
  • предложением отвечаем, маленькое слово голосом выделяем.

Педагог задаёт вопрос, выделяя голосом предлог. Контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, голосом выделяли предлог, чётко произносили окончания слов. При необходимости педагог подсказывает название цветка.

Лексический материал.

  • К какому цветку подлетает жук? (Жук подлетает к астре).
  • На каком цветке сидит бабочка? (Бабочка сидит на розе).
  • Над каким цветком кружится стрекоза? (Стрекоза кружится над пионом).
  • Под каким цветком спряталась муравей? (Муравей спрятался под мальвой (мальвою).
  • За каким цветком спряталась гусеница? (Гусеница спряталась за тюльпаном).
  • От какого цветка отползает улитка? (Улитка отползает от лилии).
  • В каком цветке шмель собирает нектар? (Шмель собирает нектар в космее).
  • Возле какого цветка сидит кузнечик? (Кузнечик сидит возле гладиолуса).
  • До какого цветка долетела божия коровка? (Божия коровка долетела до георгина).

— Отлично, дети! Маленькие слова правильно назвали, кто где в саду рассказали.

Словесная игра «Загадки с клумбы».

Задачи. Формировать умение детей узнавать цветы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, загадки с клумбы собираем, загадки о садовых цветах отгадаем, правила игры не нарушаем.

Правила игры:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, цветок называем.

Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Нам дарит Анюта

Радужные цветы –

В зелёной травке

Пестреют они.

Цветочки из сказки –

 (Анютины глазки).

Здесь созвездие из звёзд,

Ножка длинная, как гвоздь,

Много лепесточков острых –

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

Как чудесно многолика

Эта милая … (Гвоздика).

Длинный стебелёк,

Узенький листок.

Колокольчик напоминает,

Тычинками удивляет.

Красивая, милая

Ароматная … (Лилия).

Конфеты вспоминаем,

Ударение меняем.

Этот цветок садовый,

Этот цветок лиловый.

На грядке вырос

Волшебный … (Ирис).

У них ни пальцев нет, ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Необычно называются,

Но в маникюре не нуждаются!

Солнечные скромные цветки,

Полезные … (Ноготки).

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

Словно огненный фонтан –

Весенний ...  (Тюльпан).

Кустом растёт,

Пышно цветёт!

Прочный стебель,

Весь в листве,

Бутоны, как шарики,

На стебле!

Лепестков миллион,

Это нежный … (Пион).

Что за цветы в виде свеч,

Листья длинные, словно меч.

Яркий праздничный наряд.

Граммофонов целый ряд –

Всем напоминает колос

Длинный … (Гладиолус).

Королева цветника

Видна издалека.

Кустами разрастается,

Шипами защищается.

Летом расцветает,

Сад украшает.

Но боится мороза

Прекрасная …  (Роза).

На тебя он глядит свысока —

Не найдёшь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной … (Георгин).

Есть цветок у нас в саду

И похож он на звезду.

Может быть любого цвета

Для осеннего букета.

Осенью прекрасна

Яркая ... (Астра)

— Анютины глазки, гвоздики, лилии, ирисы, ноготки, тюльпаны, пионы, гладиолусы, розы, георгины, астры – это … садовые цветы.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, цветы с клумбы по описанию узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября....

Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр....