Волкова Н. А. Игрушки. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая группа)

Волкова Нина Александровна

Лексическая тема «Игрушки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Детский сад».

Лексическая тема «Игрушки».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

 «Зайка».

Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.

Игровая ситуация «Зайка и сайка».

Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "з".

Формирование словаря детей

Беседа

«Игрушки».

Расширять знания детей об игрушках. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.

Выставка

 «Русская народная игрушка».

Расширять знания детей о русской народной игрушке. Обогащать бытовой словарь детей. Воспитывать культуру речевого общения.

Ситуация общения 

«Узнай игрушку

 по описанию».

Расширять знания детей об игрушках. Формировать умение детей узнавать игрушки по описанию. Обогащать бытовой словарь детей.

Ситуация общения

«Что было,

есть и будет».

Обогащать бытовой словарь детей. Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени.  

Занимательная беседа

 «Играть».

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять предложения.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра

«Пять матрёшек».

Упражнять в умение согласовывать существительные с количественными числительными.

Речевая игра «Сколько игрушек».

Упражнять в умение согласовывать существительные с числительными.

Словообразование.

Речевая игра «Разные игрушки».

Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

Говорим правильно.

Занимательная игра  «Неизменяемое слово "домино"»

Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные.

Ситуация общения «Баловáться».

Помочь детям заметить неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.

Предложения.

Ситуация общения «Маленькие слова и игрушки».

Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к игрушкам

Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Зайка».

Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговория вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.         

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, Зоиного какого зайку все зовут Зазнайкой? (ответы детей).

Зоиного резинового зайку все зовут Зазнайкой. Дети, Зоиного резинового зайку кто зовёт Зазнайкой? (ответы детей).

Зоиного резинового зайку все зовут Зазнайкой. Дети, Зоиного резинового зайку все зовут как? (ответы детей).

Зоиного резинового зайку все зовут Зазнайкой.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.

Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.

Вторник. Школа актёрского мастерства.         

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.

Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.

Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Пятница.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Зоиного резинового зайку

все зовут Зазнайкой.

Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Игровая ситуация «Зайка и сайка».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.

Игровой материал: картинка «Зайка и сайка».

Игра. 

Педагог обращает внимание детей на картинку «Зайка и сайка».

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков.  Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Звуки живут в словах. Дети, вы знаете что это – зайка? (ответы детей).

— Зайка – это игрушка. А что это – сайка? (ответы детей).

— Сайка – это хлебное изделие овальной формы. Дети, пожалуйста, внимательно послушайте чистоговорку.

У Зины забавный зайка.

У Сони свежая сайка.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, у кого забавный зайка? (ответы детей).

У Зины забавный зайка. Дети, у Зины какой зайка?  (ответы детей).

У Зины забавный зайка. Дети, у Зины забавный кто? (ответы детей).

У Зины забавный зайка. Дети, у кого свежая сайка? (ответы детей).

У Сони свежая сайка. Дети, у Сони какая сайка? (ответы детей).

У Сони свежая сайка. Дети, у Сони свежая что? (ответы детей). 

У Сони свежая сайка.

У Зины забавный зайка.

У Сони свежая сайка.

— Дети, какие слова чистоговорки начинаются со звука "ссс"?  (ответы детей).

— Дети, какие слова чистоговорки начинаются со звука "ззз"?  (ответы детей).

Педагог читает чистоговорку ещё раз, и предлагает желающим детям повторить его.

Раз, два, три!

Чистоговорку повтори!

У Зины забавный зайка.

У Сони свежая сайка.

Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Очаровательно! Дети, звуки "ззз" и "ссс" правильно произносите, чётко слова говорите.

Формирование словаря детей

Беседа «Игрушки».

Задачи. Расширять знания детей об игрушках. Обогащать бытовой словарь детей. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место.

Материал к деятельности. Презентация «Игрушки». Коробка с мелкими игрушками, изготовленные из разного материала. Количество игрушек на 2-3 больше, чем детей.

Беседа.

Педагог показывает презентацию «Игрушки», или картинки из серии «Игрушки».

— Дети, назовите одним словом, что это? (ответы детей).

— Дети, что такое игрушка? (ответы детей).

Игрушка – это предмет для игры. Дети, как вы думаете, из чего в давние–давние времена делали игрушки? (ответы детей).

— В давние–давние времена игрушки делали из природного материала. Из соломы крутили соломенные игрушки. Из дерева вырезали деревянные игрушки. Из глины лепили глиняные игрушки. Дети, есть ли в нашей группе игрушки из природного материала? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, из чего ещё изготовляют игрушки? (ответы детей).

— Из ткани – тканевые игрушки. Из меха – меховые игрушки. Из ваты – ватные игрушки. Дети, а в нашей группе есть тканевые, меховые или ватные игрушки? (ответы детей).

— Посмотрим, из чего ещё изготовляют игрушки. Из картона – картонные игрушки. Из фарфора – фарфоровые игрушки. Из резины – резиновые игрушки. Дети, в нашей группе есть резиновые игрушки? (ответы детей).

— Современные игрушки в основном изготовляют из металла – металлические игрушки.

Из пластмассы – пластмассовые игрушки. Дети, какие чувства вы испытываете к игрушкам? (ответы детей).

Игрушки – наши друзья и помощники в играх. Игрушки не обижаем, не ломаем, всегда после игры на место убираем.

Педагог предлагает детям взять из коробки любую игрушку.

— Дети, внимательно игрушку изучите, из чего игрушка сделана, определите.

Дети выполняют задание. Педагог берёт из коробки игрушку и называет её, например

— У меня в руках пластмассовый кубик. Дети, из чего сделаны ваши игрушки? (ответы детей).

Педагог поочерёдно опрашивает детей. Контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием: материал (прилагательное) + название игрушки.

— Дети, игрушку можно к себе словом притянуть. Например, моя кукла, мой робот, мои матрёшки. Дети, о какой игрушке можно сказать «Моя»? (ответы детей).

— Дети, о какой игрушке можно сказать «Мой»? (ответы детей).

— Дети, о какой игрушке можно сказать «Мои»? (ответы детей).

— Молодцы, дети! Игрушки правильно называли, многое об игрушках узнали. Дети, вы можете поиграть с выбранной игрушкой, но после игры, обязательно положите игрушку на место, в коробку.

Выставка «Русская народная игрушка».

Задача. Расширять знания детей о русской народной игрушке. Обогащать бытовой словарь детей. Воспитывать культуру речевого общения.

Экспонаты выставки: дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские игрушки, куклы из соломы, матрёшки. Матрёшки для каждого ребёнка.

Беседа 

— Дети, сегодня у нас выставка русской народной игрушки. 

Дети рассматривают игрушки, педагог отвечает на вопросы детей.

— Дети, вы знаете, как появилась детские игрушки? (предположения детей).

Игрушки появились давным-давно. В далёкие, далёкие времена детских садов не было. Чтобы дети дома не скучали, да работать взрослым не мешали, родители детям игрушки придумывали. Что было под рукой из того и игрушку делали. Если жили возле реки, где есть глина, лепили глиняные игрушки. Если жили в лесу, вырезали игрушки из дерева. А то просто возьмут клок соломы, да и куколку сплетут.  Дети, из чего сделаны игрушки на нашей выставке? (ответы детей).  

— Со временем появились мастера, у которых получались необычные, своеобразные, оригинальные игрушки. Слава о таких мастерах не только по всей Руси шла, но и по всему миру. Издалека приезжали люди полюбоваться дымковской, филимоновской, богородской, каргопольской игрушкой.  Полюбоваться да купить своим детям в подарок. Дети, что бы вы хотели ещё узнать о русской народной игрушке?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

Педагог показывает детям матрёшку, предлагает взять матрёшек из коробки.

Русская матрёшка знаменита на весь мир. Дети, из какого материала сделаны матрёшки? (ответы детей).

— Русская матрёшка – это деревянная игрушка. Дети, как вы думаете, в чём красота матрёшки? (ответы детей). 

— Матрёшку росписью украшали, удивительные цветы на матрёшке рисовали. Дети, как вы считаете, в чём секрет популярности матрёшки? (ответы детей).

Матрёшка – одна, но секрет скрывает она. Матрёшку открываем, новую матрёшку встречаем. Педагог раскрывает матрёшку и достаёт всех матрёшек. Соединяет части матрёшек и выставляет семью матрёшек на столе.

— И вот уже матрёшка не одна, а целая семья. Дети, что мы узнали о русской матрёшке? (ответы детей).

— Русская матрёшка – это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем —

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки —

Какие весёлые

Эти матрёшки!

Юля Володина

          Педагог предлагает детям поиграть с матрёшкой.

Ситуация общения «Узнай игрушку по описанию».

Задачи. Расширять знания детей об игрушках. Формировать умение детей узнавать игрушки по описанию. Обогащать бытовой словарь детей.

Беседа.  

— Дети, беседу начинаем, игрушку по описанию узнаем.

Педагог, после каждого описания, выслушивает ответы всех детей, уточняя: «А ты как думаешь?» После того, как все дети выскажут своё мнение, называет правильный ответ. Педагог уточняет у детей, какие признаки в описании указывают на этот предмет.

Лексический материал.

  • Упругий предмет шарообразной формы, используемый в спортивных играх. (Мяч).
  • Игрушка в виде человека, сделана из разных материалов. (Кукла).
  • Набор деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. (Конструктор).
  • Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. (Матрёшка).
  • Несколько колечек разной величины одетые на один стержень. (Пирамидка).
  • Игрушка, которая не хочет лежать, а всё время встаёт. (Неваляшка).
  • Набор предметов разной формы для строительства. (Кубики).
  • Игрушка на ножке, винт нажимаем, вращение начинаем. Всё быстрей, быстрей, быстрей. (Юла).

   

— Замечательно, дети! Предметы назвали, по описанию узнали.

Ситуация общения «Что было, есть и будет».

Задачи.  Обогащать бытовой словарь детей. Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

— Дети, помогите мне понять, что было в прошлом, что есть в настоящем и что будет в будущем. 

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!

— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?  (предположения детей).

 «Качается, вздыхает»  это сейчас, «упаду»  это ещё будет.

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу  

Потому что он хороший.

— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?  (предположения детей).

 «Уронили, оторвали»  это было в прошлом, «не брошу»  это будет.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Дети, как вы думаете, это было, есть сейчас или будет?  (предположения детей).

 «Бросила, остался»  это было в прошлом, «промок»  это сейчас.

— Чудесно, дети! Стихотворения об игрушках вспоминали, что, когда было, узнали.

Занимательная беседа «Секреты русского языка».

 «Слова-близнецы. Играть».

(С детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять предложения. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Разговор.  

— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

И солнце играет (лучами на речке),

И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (есть кукла у Жени),

И мама играет (в театре на сцене),

И папа играет (на медной трубе),

И дедушка (с внуком играет в избе).

А бабушка внуку пелёнки стирает.

Бабушка в стирку, наверно, играет?

 Александр Шибаев

— Дети, как по-другому сказать, солнце играет лучами? (предположения детей).

— Солнце играет, значит оно сияет, сверкает лучами. Дети, как по-другому сказать, кошка играет клубком, Женя играет с куклой? (предположения детей).

— Кошка и Женя играют, развлекаются, забавляются. Дети, как по-другому сказать, мама играет в театре на сцене? (предположения детей).

— Мама в театре играет, работает, выступает на сцене. Дети, как по-другому сказать, папа играет на медной трубе? (предположения детей).

— Папа играет, исполняет музыку на трубе – музыкальном инструменте, музицирует.

Дети, слово одно – «играет», а как много оно обозначает. Слово «играть» – это многозначное слово, слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение со словом «играть», чтобы всем понятно было, о чём вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

  • Мы в детском саду играли, себя забавляли.
  • Артисты сказку играли, хорошо выступали.
  • Музыканты играли, музыку чудесно исполняли.
  • Бриллианты на солнце играли, блестели, сияли, сверкали.

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «играть» поясняйте.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, игрушки называем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая названия игрушек.

Много игрушек

в детском саду,

Раскрываем кулачки,

 покажем ладони обеих рук.

ПИ Капуста (2)

Наши игрушки

стоят на виду:

Покрутим кистями рук.

пластмассовые куклы,

деревянные матрёшки,

пушистые зайцы,

плюшевые мишки,

резиновые мячи.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев.

Дружба

(Дети проговаривают названия игрушек).

воздушные шары,

весёлые клоуны,

маленькие машины,

большие слоны,

разные кубики.

Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев.

Дружба

(Дети проговаривают названия игрушек).

Мы наши игрушки 

не бьём, не ломаем,

Сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки на правой и левой руке.

ПИ Капуста

Их у товарищей

не отнимаем.

Делаем хватательные движения.

На место игрушки

всегда прибираем.

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

ладони вместе

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о игрушках рассказали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Пять матрёшек».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: флажок.

Игра.   

 Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем —

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки —

Какие весёлые

Эти матрёшки!

Юля Володина

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, магазин игрушек посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять матрёшек».

Игровые правила:

  • число со словом называй, флажок товарищу передай;
  • счёт продолжай, следующее число называй;
  • когда «пять матрёшек» посчитаем, поклон земной друг другу подарим.

— Дети, игру начинаем, матрёшки считаем.

Педагог начинает счёт: «Одна матрёшка». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две матрёшки», и так далее до слов «Пять матрёшек». Всё дети вместе с педагогом поклон, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Матрёшек правильно считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Сколько игрушек».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия игрушек. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

 Много игрушек в детском саду,

Наши игрушки стоят на виду:

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

И барабан, и балалайки.

Куклы нарядные в косах сидят,

Куклы на зайцев и мишек глядят.

Мы наши игрушки не бьём, не ломаем,

Их у товарищей не отнимаем.

Наши игрушки стоят на виду,

Все у нас общее в детском саду.

Нина Найденова

— Дети, слова изменяем, сколько игрушек, называем.

Игровые правила.

  • Цветок даю, игрушку назову.
  • Игрушки называй, один, два, много считай.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя игрушку, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Кубик – … (один кубик, два кубика, много кубиков).
  • Робот – … (один робот, два робота, много роботов).
  • Совок – … (один совок, два совка, много совков).
  • Машинка – … (одна машинка, две машинки, много машинок).
  • Пирамидка – … (одна пирамидка, две пирамидки, много пирамидок).
  • Ведёрко – … (одно ведёрко, два ведёрка, много ведёрок).
  • Лопатка – … (одна лопатка, две лопатки, много лопаток).
  • Матрёшка – … (одна матрёшка, две матрёшки, много матрёшек).
  • Кукла – … (одна кукла, две куклы, много кукол).
  • Игрушка – … (одна игрушка, две игрушки, много игрушек).

— Прелестно, дети! Игрушки считали, слова правильно называли.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Речевая игра «Разные игрушки».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Поддерживать интерес детей к игрушкам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

Дети, в магазин «Игрушка» приглашаю, игрушки описать предлагаю. Я расскажу из чего игрушку создали, а вы расскажете какая игрушка.

Игровые правила:

  • Цветок даю, игрушку назову.
  • Игрушку назови, по-другому скажи.
  • Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Пирамидка из пластмассы. Какая пирамидка? –  пластмассовая пирамидка.
  • Машинка из металла. Какая машинка? – металлическая машинка. 
  • Рыбка из резины. Какая рыбка? – резиновая рыбка. 
  • Кукла из фарфора. Какая кукла? – фарфоровая кукла. 
  • Домик из картона. Какой домик? – картонный домик. 
  • Котёнок из ваты. Какой котёнок? – ватный котёнок. 
  • Мишка из плюша. Какой мишка? – плюшевый мишка. 
  • Собачка из меха. Какая собачка? – меховая собачка. 
  • Игрушка из ткани. Какая игрушка? – тканевая игрушка.
  • Петушок из глины. Какой петушок? – глиняный петушок.
  • Матрёшки из дерева. Какие матрёшки? – деревянные матрёшки.
  • Лошадка из соломы. Какая лошадка? – соломенная лошадка.

— Чарующе, дети! Игрушки назвали, слова правильно подобрали.

Развитие грамматического строя речи

Говорим правильно

Занимательная игра «Секреты русского языка».

 «Неизменяемое слово "домино"».

Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово «кукла».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «кукла».

Лексический материал.

  • Есть у нас что? … (кукла). (Есть у нас кукла).
  • У нас нет чего? … (куклы). (У нас нет куклы).
  • Мы рады чему? … (кукле). (Мы рады кукле).
  • Мы видим, что? … (куклу). (Мы видим куклу).
  • Мы любуемся чем? … (куклой). (Мы любуемся куклой).
  • Мы думаем о чём? … (о кукле). (Мы думаем о кукле).

— Молодцы! Слово «кукла» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «Домино». Домино – это настольная игра. Дети, слово «домино» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал.

  • Есть у нас что? … (домино).  (Есть у нас домино).
  • У нас нет чего? … (домино). (У нас нет домино).
  • Мы рады чему? … (домино). (Мы рады домино).
  • Мы видим, что? … (домино). (Мы видим домино).
  • Мы любуемся чем? … (домино). (Мы любуемся домино).
  • Мы думаем о чём? … (о домино). (Мы думаем о домино).

— Дети, секрет не забывайте, слово «домино» не изменяйте.

Ситуация общения «Баловáться».

Задачи. Помочь детям заметить неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать фонематический слух детей.

Разговор.

—  То ли бáловаться, то ль баловáться, непонятно мне, друзья! Расскажите, помогите, слово правильно скажите.

 Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.        

— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «баловáться», «балỷешься». Дети, слово «баловáться» произнесите, слово измените.

        Дети отвечают хором и индивидуально.

Лексический материал.

  • Я что делаю? – балỷюсь.
  • Ты что делаешь – балỷешься.
  • Он что делает? –  балỷется.
  • Мы что делаем? – балỷемся.
  • Вы что делаете? – балỷетесь.
  • Они что делают? – балỷются.

— Дети, вы любите баловáться?

 Дети поочерёдно отвечают на вопрос педагога, педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. (Я люблю баловáться, или Я не люблю баловáться).

Педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.

— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Ситуация общения «Маленькие слова и игрушки».

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к игрушкам

Разговор. 

— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия игрушек. (Ответы детей).

— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам.  Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Маленькое слово под подсказывает, что предмет находится внизу. Мячик весело играл и под что-то убежал. Дети, под что закатился мячик в комнате?

(Мячик … под столом, под диваном, под кроватью, под стулом, под, креслом, под шкафом…).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Маленькое слово на подсказывает, что предмет находится наверху. Мячик прыгал м скакал и на что-то он попал. Дети, на что запрыгнул мячик в комнате?

 (Мячик … на столе, на полке, на шкафу, на диване, на кровати, на кресле, на стуле).

Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.

— Дети, придумайте предложение с маленьким словом «под» или «на» и игрушкой. Например, Кукла сидела на диване, а кубики лежали под диваном.

Дети выполняют задание.

— Отлично, дети! Интересные предложения сочиняли, маленькие слова нам помогали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Зима. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....