Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Мы дружим с книгой» ( по произведениям К.И.Чуковского)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказок К.И.Чуковского.
Задачи:
Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, определять название сказки по прочитанному отрывку;
Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях, образовывать уменьшительно-ласкательные слова;
Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;
Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
на тему: «Мы дружим с книгой» ( по произведениям К.И.Чуковского)
1. Цель:
Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказок К.И.Чуковского.
2. Задачи:
Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, определять название сказки по
прочитанному отрывку;
Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях, образовывать уменьшительно-ласкательные слова;
Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;
Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.
3. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):
для воспитателя - ноутбук, экран, проектор, колонки, мольберт
для детей – презентация, Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; ромашки с заданиями, чудо-дерево с картинками, волшебный сундучок с предметами; медали для награждения.
4. Предварительная работа:
Чтение сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, выставка произведений К.И.Чуковского, подборка художественных иллюстраций к ним, просмотр презентации: «Откуда пришла книга», дидактические игры «Узнай сказку», «Найди героя», «Из какой сказки предмет? Кому он принадлежит?».
Ход занятия:
1.Психологический настрой:
Придумано кем – то. Просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2.Воспитатель (загадывает детям загадку про книгу):
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Дети (отгадывают загадку).
Вос-ль: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья». Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)
Вос-ль: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть вспомните и вы? (Дети перечисляют).
1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.
3. Кто много читает, тот много знает.
4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.
Воспитатель рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.
Вос-ль: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книг с известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками. Среди них есть и произведения известного детского писателя К.И.Чуковского, со дня рождения которого прошло уже 136 лет.
Вос-ль: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!». Давайте скажем, как нужно обращаться с книгами.
(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):
1. Не рвать, не мять.
2. Не есть за столом.
3. Не читать лежа.
4. Ничего не ставить на книги
5. Вовремя их «лечить»
Воспи-ль: Ребята, а вы знаете стихи про книги. Дети рассказывают:
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
3. Сюрпризный момент. Смотрите, ребята, а на книжной полке что-то лежит. Это письмо. Как вы думаете кто его написал? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – доктор Айболит! Я торопился в страну Лимпомпо, там заболели звери, но кажется, заблудился. По дороге я встретил сказочника. Онсказал, что попасть обратно в сказку мне помогут ребята, с помощью волшебного сундучка. В нем задания и сюрпризы для вас. Ну что поможем доктору Айболиту?- Да. Открыть сундук поможет, дети, Великий сказочник К.И. Чуковский. Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!
Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас Айболит? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
4. О писателе.
К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка Чуковского «Крокодил». Кстати этот персонаж будет присутствовать почти во всех других сказках писателя.
5. «Узнай сказку»
Вос-ль: Смотрите, ребята перед вами ромашковая поляна, но цветы здесь непростые, а сказочные. На обороте каждой ромашки написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».
Каждый ребенок по очереди берет цветок и передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки).
1. Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)
2. Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники. (Айболит)
3. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (Краденое солнце)
4.Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку, саблю вынимает
И ему на всём скаку голову срубает! (Муха – Цокотуха)
5. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитесь домой!» (Федорино горе)
6. .... А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли. (Путаница).
7. ...Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Звери задрожали, в обморок упали. (Тараканище).
8. Таня, Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет. (Бармалей).
6. Игра «Собери героев в одну сказку».
Вос-ль: Молодцы, все справились с заданием. А здесь, посмотрите-ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)
Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)
Звучит музыка. Дети выполняют задание.
Вос-ль: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
7.Вос-ль: А теперь посмотрите на мольберт. Как вы думаете, что на нём изображено?
Правильно! Но это дерево непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Ребята, из какой сказки это дерево?(«Чудо-дерево»)
Сейчас я вам раздам картинки. Вы должны будете назвать ласково предмет, нарисованный на картинке, а затем прикрепить картинку на дерево.
Игра «Ласковые слова».
Туфли – туфельки;
Кофта – кофточка;
Сапоги – сапожки;
Тапки – тапочки;
Шапка – шапочка;
Майка – маечка,
Брюки-брючки;
Колготки - колготочки;
Шорты – шортики;
Носки – носочки;
Юбка – юбочка.
Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.
8. Физминутка
К сказке в гости мы пришли (шаг на месте)
Сундучок с замком нашли (руки разведены в стороны)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули, (наклон влево)
И присели, и привстали, (сели, встали)
И зайчонком поскакали.
Ручки наши разомнем, («замочек» раскрываем)
И замочки отопрем! («замочек» раскрываем)
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
9. Воспитатель: Молодцы! Следующее задание, которое подготовил для вас сказочник, называется«Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко».
Вос-ль: А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, (капли)
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы (разболелись!)
«Телефон».
Вос-ль: "Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник (Бармалей!)
И мне не надо
Ни (мармелада,)
Ни (шоколада,)
А только маленьких
Да, очень маленьких! (Детей!")
«Бармалей»
Вос-ль: Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый (Та-ра-кан!)
Таракан, таракан,
(Тараканище!)
«Тараканище»
Вос-ль: Свинки замяукали:
(Мяу, мяу!)
Кошечки захрюкали:
(Хрю, хрю, хрю!)
Уточки заквакали:
(Ква, ква, ква!)
Курочки закрякали:
(Кря, кря, кря!)
«Путаница»
Вос-ль: «Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало как (оса)». (Мойдодыр)
10. Осталось последнее задание. Ребята, здесь, в волшебном сундучке находятся разные вещи. Как вы думаете, что это за вещи? Что нам нужно сделать, чтобы справиться с заданием?
Игра «Угадай, из какой сказки предмет?»
-Воздушный шарик (- «Тараканище». Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.)
-Мыло. («Мойдодыр».Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое).
-Монета. («Муха - цокотуха». Муха по полю пошла, муха денежку нашла.)
-Блюдце. («Федорино горе» А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля,вдоль по улице несутся.»).
-Мочалка (и мочалку, словно галку, словно галку проглотил) («Мойдодыр»).
-Волшебная палочка («Золушка») (лишнее)
-Градусник (и ставит, и ставит им градусники) («Айболит»).
-Ключик ( «Приключения Буратино») (лишнее)
-Спички (а лисички взяли спички, к морю синему пошли) («Путаница»)
Перчатки- (а потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») «Телефон».
11. Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы отгадали.
Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-
Воспитывал взрослых и детей.
Будут и внуки наши и дети.
Сказки читать весёлые эти.
Посмотрите, доктор Айболит благодарит нас за помощь. Теперь он попадет в страну Лимпомпо к больным зверятам. Давайте попрощаемся с ним и пожелаем доброго пути.
А теперь ответим на вопросы: Что мы делали сегодня на занятии? Зачем вы все это сделали? Где вы будете применять полученные знания?
Воспитатель: Ой, посмотрите, а в сундуке сказочника что-то есть еще (открывает сундук, достает медальки), «Медаль знатоку сказок К.И. Чуковского». Это сказочник вас наградил за пройденные испытания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Зима"
Данное занятие является завершающим в разделе лексической темы "Зима". Предполагает обощение всего изученного и выясняет, насколько воспитанниками усвоен програмный материал....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"
Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».
Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....