Долгосрочный проект с детьми старшей группы на тему: «Сказка в гости к нам пришла»
проект по развитию речи (старшая группа)
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Долгосрочный проект с детьми старшей группы
на тему:
«Сказка в гости к нам пришла»
Проект подготовили:
Воспитатели старшей группы №4:
Клочкова Елена Львовна
Хачатрян Диана Манвеловна
Московская область, г.о. Солнечногорск,
д. Ложки 2019-2020гг.
Долгосрочный проект с детьми старшей группы
«Сказка в гости к нам пришла»
Актуальность:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.( декабрь 2019г.-март 2020г.)
Предмет проекта: русские народные сказки.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
• Способствовать формированию у детей знания о русских народных сказках
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
• Научить детей оценивать поступки героев.
Речевое развитие:
• Обогащать и расширять словарный запас детей.
Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений
• Упражнять в пересказе сказок
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
Социально – коммуникативное развитие:
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой
• Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей; вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Художественно – эстетическое развитие:
• Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Развивать артистические способности детей.
• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, театр).
• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.
Физическое развитие:
• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
Ожидаемый результат:
• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам; • - развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей; • - совершенствование звукопроизношения и выразительности речи; • - позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми; • - укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
• - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе; • - научить детей оценивать поступки героев.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП - подготовительный
- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; оформить книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; подобрать необходимый наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото); подобрать раскраски по русским народным сказкам;
- познакомить с жанровыми особенностями сказки;
- узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- беседы о сказках и сказочных героях.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;
- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»;
II ЭТАП
Организация деятельности детей:
- Познавательное развитие:
Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат все сказки.
Экспериментальная деятельность - проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
2. Речевое развитие::
- Выставка книг с русскими народными сказками
Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок
- Чтение сказок и обсуждение их содержания - «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Жихарка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», « Бычок – смоляной бочок» и др.
- Сравнение сказок - «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».
- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть».
- Сочинение сказок детьми - придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- Пересказ сказок - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и
медведь», «Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге
- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот не разивай»; «В одиночку не одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да не в обиде»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба заботой да подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»; «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».
3. Социально – коммуникативное развитие::
ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др.
- Подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по песенке героя», «Какие сказки перепутались».
- Проведение викторины: «Любимый сказочный герой».
4. Художественно – эстетическое развитие:
Инсценировка р.н.сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с использованием масок и театра-ширмы
Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные рисунки по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса».
Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов); лепка сюжетная по сказке «Два жадных медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах».
Аппликация: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в теремочке живёт», «Репка».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :
Цель: Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников. Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
5. Физическое развитие:
- утренняя зарядка.
- подвижные игры: «Баба Яга», «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-ка», «Строим дом», «Волк и белка» и др.
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши любимые сказки»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
- «домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с последующим просмотром мультфильмов по ним;
- принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».
III ЭТАП – заключительный.
- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые сказки».
- показ театральной инсценировки сказки «Заяц Стёпа» для детей средней группы.
Вывод:
В ходе системного использования русских народных сказок у наших дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. Укрепились доверительные отношения с родителями.
Список литературы:
1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с
2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 64 с.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.
6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная педагогика. № 4. 2013. С. 9-15
7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Сфера. 2002. 185 с.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Тип проекта : познавательно-творческий, игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный.( декабрь 2019г.-март 2020г.) Предмет проекта : русские народные сказки. Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель. Цель проекта : создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта : Познавательное развитие: • Способствовать формированию у детей знания о русских народных сказках • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них. • Научить детей оценивать поступки героев. Речевое развитие: • Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами : царевна, прялка, невод и т. д. • Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.) • Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация) ; вырабатывать чёткую дикцию. • Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений • Упражнять в пересказе сказок • Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
Социально – коммуникативное развитие: • Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. • Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой • Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей; вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать. Художественно – эстетическое развитие: • Развивать творчество, фантазию, воображение. • Развивать артистические способности детей. • Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, театр). • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства. • Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции. Физическое развитие: • Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
Ожидаемый результат : • - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам; • - развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей; • - совершенствование звукопроизношения и выразительности речи; • - позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе; • - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми; • - укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми; • - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе; • - научить детей оценивать поступки героев.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: I ЭТАП - подготовительный - изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; оформить книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; подобрать необходимый наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры по сказкам ( пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото); подобрать раскраски по русским народным сказкам; - познакомить с жанровыми особенностями сказки; - узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней библиотеке сказки. - беседы о сказках и сказочных героях. Работа с родителями: - анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка; - консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»;
II ЭТАП Организация деятельности детей : Познавательное развитие: Беседы - знакомство с историей возникновения сказок ; почему сказка называется сказкой ; разные виды сказок ; сказки волшебные и сказки о животных ; персонажи русских народных сказок – какие они ; сказки народные и сказки авторские ; чему учат все сказки . Экспериментальная деятельность - проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» .
2. Речевое развитие: : - Выставка книг с русскими народными сказками Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок - Чтение сказок и обсуждение их содержания - « Заюшкина избушка» , «Три медведя» , «Маша и медведь» , «Петух, кот и лиса» , «Лиса и волк» , « Жихарка » , «Теремок» , «Пузырь, соломинка и лапоть» , « Бычок – смоляной бочок» и др . - Сравнение сказок - «Теремок» , «Рукавичка» и «Кувшин » . - Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных : «Гуси-лебеди» , «Маша и медведь» , «Кот, петух и лиса» , «Пузырь, соломинка и лапоть» . - Сочинение сказок детьми - придумывание другого конца сказкам «Колобок» , «Пузырь, соломинка и лапоть» ; - Пересказ сказок - «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Маша и медведь» , « Заюшкина избушка » . - Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге - Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот не разивай »; «В одиночку не одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да не в обиде»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба заботой да подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»; «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».
3. Социально – коммуникативное развитие: : ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди» , «Колобок» , «Маша и медведь» , «Волк и семеро козлят» ); - Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди» , «Машенька и медведь» , «Пузырь, соломинка и лапоть» , «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др. - Подбор дидактических игр : «Из какой сказки этот предмет » , «Назови сказку» , «Угадай сказочного героя» , «Угадай сказку по песенке героя» , «Какие сказки перепутались » .
4. Художественно – эстетическое развитие : Инсценировка р.н.сказок : «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с использованием масок и театра-ширмы Конструирование: «Терема», « Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек). Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные рисунки по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса». Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов); лепка сюжетная по сказке «Два жадных медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : Цель: Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников. Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу В самостоятельной деятельности: - дети раскрашивали иллюстрации из сказок; - составляли сказки с помощью пазлов ; - лепили сказочных героев; - строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки; - выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
5. Физическое развитие : - утренняя зарядка. - подвижные игры : «Баба Яга» , «Поймай колобка» , «Гуси и серый волк» , «У медведя во бору» , «Мыльные пузыри» , «Раздувайся, пузырь» , «Кошки – мышки» , «Лиса и зайцы» , «Лиса в курятнике». - пальчиковые игры : «Маленькие мышки» , «Дружба» , «Зимняя прогул-ка» , «Строим дом» , «Волк и белка» и др. - физкультурные минутки. Работа с родителями : - участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши любимые сказки » ; - участие родителей в пополнении кукольного театра группы; « домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с последующим просмотром мультфильмов по ним ; III ЭТАП – заключительный. - выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые сказки». - показ театральной инсценировки сказки «Заяц Стёпа» для детей средней группы .
Вывод: В ходе системного использования русских народных сказок у наших дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. Укрепились доверительные отношения с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план по музыкальной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Осень в гости к нам пришла».
Отражено планирование музыкальной деятельности по данной теме со сценарным планом итогового мероприятия....
Проект в первой младшей группе на тему: "Сказка в гости к нам пришла"
Актуальность.Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества.А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературныхпроизведений, в том числе и сказ...
Детско-родительский проект во второй младшей группе на тему «Сказка в гости к нам пришла».
Работа с родителями...
Долгосрочный проект с детьми средней группы на тему: «В гостях у Агнии Барто»
Проведя данный проект вы достигните следующих результатов:v расширение знаний о творчестве А. Л. Бартоv повышение интереса детей к произведениям художественной литературы и эмоци...
Проект в первой младшей группе на тему: "Сказка в гости к нам пришла"
Актуальность.Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества.А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературныхпроизведений, в том числе и сказ...
Проект в первой младшей группе на тему: "Сказка в гости к нам пришла" проект по развитию речи (младшая группа).
Проект в первой младшей группе на тему: "Сказка в гости к нам пришла"проект по развитию речи (младшая группа). Актуальность.Сказки – самая древняя из распространенных форм устного...
Проект в первой младшей группе на тему: "Сказка в гости к нам пришла"
Актуальность.Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества.А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературныхпроизведений, в том числе и сказ...