Консультация для педагогов "Содержание и наполняемость речевых уголков в ДОУ"
консультация по развитию речи

Верлиенко Александра Викторовна

Данный материал представляет собой методические рекомендации по наполняемости речевых уголков в разных возрастных группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_napolnyaemost_rechevyh_ugolkov.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание и наполняемость речевых

уголков в ДОУ»

 Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

      Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.

     Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.

Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Задачи речевого уголка

Возраст детей

Задачи

1,5–3 года

  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.

3–4 года

  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

4–5 лет

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

   В оборудование  речевого уголка входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • отражать тему недели;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком, по соседству с уголком творчества;
  • В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
  • артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по подготовке к обучению грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках»«Учись читать»«Умные кубики»«Слоговые кубики»).

Содержание речевых уголков в разных возрастных группах ДОУ

1-я младшая группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки со звуками раннего онтогенеза (п, б, м, н, к, г), стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные картинки.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта, предметов посуды, частями тела человека;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

9. Картотека игр по развитию фонематического восприятия («Угадай, кто позвал?», «Угадай, на чем играю», «Кто зовет малыша?» (звукозапись голосов домашних животных) и т.д.)

 

2-я младшая группа

1.  Картинки по лексическим темам (альбомы).

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры, в том числе по лексическим темам

5.  Чистоговорки (звуки раннего онтогенеза, звуки с, з, ль), стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления рассказов, предложений.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) деталями предметов; 
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, цвета, качества предметов; 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

 9. Дидактические и словесные игры на развитие грамматических категорий: «Мой, моя, моё», «Один, одна, одно», «Один-много», «Назови ласково»

10. Картотека игр по развитию фонематического восприятия («Угадай, кто позвал?», «Угадай, на чем играю», «Кто зовет малыша?» (звукозапись голосов домашних животных) и т.д.)

Средняя группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

 а) по звуковой культуре речи; 
 б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
 в) упражнений дыхательной гимнастики; 
 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки (звуки раннего онтогенеза, звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ль, Ч, Щ), стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов, рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок,

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями предметов; 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). 

ж) с изображением антонимов.

9. Дидактические и словесные игры на развитие грамматических категорий: «Мой, моя, моё», «Один, одна, одно», «Один-много», «Назови ласково», «1, 3, 5»  для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш), «Из чего какой?» (образование относительных прилагательных)

10. Мнемотаблицы с чистоговорками, для заучивания стихов и т.д.

10. Картотека игр по развитию фонематического восприятия («Угадай, кто позвал?», «Угадай, на чем играю», «Кто зовет малыша?» (звукозапись голосов домашних животных) и т.д.), фонематического слуха («Поймай звук», «Найди картинки на заданный звук», «Придумай слова с заданным звуком», «Раздели слова на слоги»  и т.д.)

9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 

Старшая группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки (звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ль, Ч, Щ, Л, Р), стихи, поговорки, скороговрки

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением антонимов («Скажи наоборот») 
з) с изображением обобщающих понятий. 

8. Дидактические и словесные игры на развитие грамматических категорий: «Мой, моя, моё», «Один, одна, одно», «Один-много», «Назови ласково», «1, 3, 5»  для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш), «Из чего какой?» (образование относительных прилагательных), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных)

9. Картотека игр по развитию фонематического слуха («Поймай звук», «Найди картинки на заданный звук», «Придумай слова с заданным звуком», «Раздели слова на слоги», «Четвертый лишний», «Назови первый звук в слове»  и т.д.)

10. Кубики с буквами, слогами, магнитные буквы, говорящая азбука, прописи, карточки для штриховки, обведения букв по точкам и т.д.

11. Зеркало или индивидуальные зеркала

Подготовительная группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки (все звуки), стихи, поговорки, скороговорки

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением антонимов;

з) с изображением обобщающих понятий. 

8. Дидактические и словесные игры на развитие грамматических категорий: «Мой, моя, моё», «Один, одна, одно», «Один-много», «Назови ласково», «1, 3, 5»  для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш), «Из чего какой?» (образование относительных прилагательных), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных)

9. Картотека игр по развитию фонематического слуха («Поймай звук», «Найди картинки на заданный звук», «Придумай слова с заданным звуком», «Раздели слова на слоги», «Четвертый лишний», «Назови первый звук в слове», «На какую букву начинается», «Звуковой домик» (место звука в слове) и т.д.)

10. Кубики с буквами, слогами, магнитные буквы, говорящая азбука, прописи, карточки для штриховки, обведения букв по точкам и т.д.

11. Зеркало или индивидуальные зеркала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах. Оформление и хранение детских работ»

laquo;Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах. Оформление и хранение детских работ»(воспитатель, Яралян Ева Врежовна)Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благ...

Наполняемость патриотического уголка. Виды национальных костюмов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15322232","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"330"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15322240","...

Требования наполняемости театральных уголков в ДОУ Младший возраст

Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характер...

Наполняемость логопедического уголка в группе компенсирующей направленности.

В основу наполняемости логопедического уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда...

«Наполняемость театральных уголков в группах ДОУ в соответствии с возрастом детей»

Театр-искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по- настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С. СтаниславскийТеатрализованная деятельность в...

«Рекомендации воспитателям по наполняемости патриотического уголка в группах старшего дошкольного возраста»

Памятка для воспитателя ДОУ с рекомендациями по наполняемости патриотического уголка....