«Наполняемость театральных уголков в группах ДОУ в соответствии с возрастом детей»
консультация

Сизикова Наталья Викторовна

Театр-искусство прекрасное!

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по- настоящему,

Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!

К.С. Станиславский

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

 Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация развивающей предметно-пространственной  среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

 При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы в соответствии с ФГОС ДО:

- Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

 — Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

В стандартный  театральный уголок включаются:

  • картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
  • игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
  • ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
  • реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
  • материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
  • маски;
  • костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

 

Примерный набор оборудования для театральных уголков

Группа раннего возраста

● Атрибуты, соответствующие содержанию имитационных и хороводных игр:

- маски-шапочки

- образные фартучки

- нагрудные знаки-эмблемы  

● Элементы костюмов для ряженья:

- головные уборы (косынки, венки, кепки)

- одежда (фартучки, юбки, жилеты, пояса)

- предметы (бусы, корзинки, ленточки, султанчики)

● Театральные куклы, используемые воспитателем для игр с детьми и в сюрпризных моментах:

- пальчиковый театр

- театр в кулечке

- куклы «с открывающимся ртом»

- куклы театра «би-ба-бо»

 Картинки и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями (смеется – плачет) для развития эмоциональной отзывчивости детей

 Различные виды театров для показа воспитателем инсценировок по сказкам: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»:

- настольный театр игрушек

- театр картинок (настольный и на фланелеграфе)

- настольный театр плоскостных фигур

 Театрально-игровое оборудование:

- ширма

- фланелеграф

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- простейшие музыкальные игрушки –погремушки, бубен, барабан

Младшая группа

● Атрибуты, соответствующие содержанию имитационных и хороводных игр:

- маски-шапочки животных диких и домашних (взрослых и детенышей)

- маски сказочных персонажей

- образные фартучки

- нагрудные знаки-эмблемы 

-  элементы костюмов для ряженья для разыгрывания 2-3 сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»

● Элементы костюмов, костюмы, театрально-игровые атрибуты, для игр импровизаций под текст и игр с элементами драматизации «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

● Театральные куклы, используемые воспитателем для игр с детьми и в сюрпризных моментах:

- пальчиковый театр

- театр в кулечке

- куклы «с открывающимся ртом»

- куклы театра «би-ба-бо»

- варежковый театр

 Картинки и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями (смеется – плачет) для развития эмоциональной отзывчивости детей

 Различные виды театров для показа детям спектаклей, обыгрывания малых фольклорных форм

- настольный театр игрушек

- театр картинок (настольный и на фланелеграфе) («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»)

- настольный театр плоскостных фигур           

 Театрально-игровое оборудование:

- ширма

- фланелеграф

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- простейшие музыкальные игрушки – органчики, погремушки, бубен, барабан, музыкальные шкатулки

Средняя группа

 Атрибуты в соответствии с содержанием творческих имитационных и хороводных игр-импровизаций:

- маски и эмблемы животных, сказочных героев

- маски любимых литературных персонажей

- элементы костюмов литературных и сказочных персонажей, животных «Винни-пух», «Буратино»

Атрибуты для постановки 3-4 сказок: «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка».

 Разнообразные виды театров:

- настольный театр (кукол, плоскостных фигурок)

- театр на фланелеграфе

- стержневой театр, театр ложек

- театр петрушек

- варежковый театр

- пальчиковый театр

- куклы театра би-ба-бо

● Оснащение для игр-драматизаций и инсценировок по сказкам и   литературным произведениям соответствующим данному возрасту:

- маски

- элементы костюмов и атрибуты, соответствующие текстам обыгрываемых произведений

- настольная ширма

- простейшие декорации

● Наборы мелких игрушек для элементарных режиссерских игр:

- животные

- растения

- куклы

- солдатики

- предметы обихода

- транспорт

● Для развития эмоциональной сферы детей картинки, фотографии и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей

 Театрально-игровое оборудование:

- ограждение

- ширмы для выделения сцены

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- музыкальные игрушки – бубен, металлофон, трещотки, деревянные коробочки

Старшая, подготовительная группы группа

 Атрибуты в соответствии с содержанием творческих имитационных и хороводных игр, игр-импровизаций (атрибуты для постановок   5-6 сказок):

- маски-головы животных, сказочных героев, героев литературных произведений

- маски любимых литературных персонажей

- костюмы, элементы костюмов литературных и сказочных персонажей, животных

  • Костюмы, эмблемы, атрибуты, учитывающие интересы мальчиков и девочек в игре:

- для развития творческих замыслов девочек: сумочки, банты, украшения, предметы женской одежды, кружевные накидки, зонтики

- для развития творческих способностей мальчиков: детали военной формы, элементы костюмов профессий, предметы обмундирования и вооружения рыцарей и русских богатырей

 Подручные материалы для изготовления элементов костюмов и атрибутов: веревочки, коробочки, ленточки

● Костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций, инсценировок, постановки театральных спектаклей по сказкам и литературным произведениям соответствующим данному возрасту

● Разные виды театров для творческих театрализованных игр:

- театр картинок

- пальчиковый театр

- перчаточный театр

- варежковый театр

- театр петрушек

- театр марионеток

- теневой театр фигурок и масок

- куклы с «живой» рукой

- куклы «с открывающимся ртом»

- театр игрушек-самоделок

- конусный театр

- куклы на прищепках

 Наборы игрушек для режиссерских игр:

- куклы

- животные

- растения

- солдатики

- транспорт

  Картинки, фотографии и игрушки с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей, скульптура, живопись с изображением разных эмоциональных и физических состояний, чувств и настроений человека и природы

 Театрально-игровое оборудование:

- ограждение

- ширмы для выделения сцены

- простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- музыкальные игрушки – бубен, металлофон, трещотки, деревянные коробочки

● Альбомы и книги театральной тематики:

- альбом «Театры нашего города»

- фотоальбом «Мы – артисты»

- фотоальбом «Мы в театре»

  • Стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками).

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации;

подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;

упражнения по формированию выразительности исполнения (используя

вербальные и невербальные средства выразительности); литературные (дидактические)  игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи», «Угадай сказочного героя», «В гостях у сказки», «Узнай героя сказки», «Ассоциации», «Чей голос?», «Изобрази героя сказки», «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию» и т.д.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №255» общеразвивающего вида

Консультация

«Наполняемость театральных уголков в группах ДОУ в соответствии с возрастом детей»

Подготовила: Сизикова Н.В.  воспитатель высшей

 квалификационной категории

Барнаул, 2021

Театр-искусство прекрасное!

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по- настоящему,

Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!

К.С. Станиславский

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

 Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация развивающей предметно-пространственной  среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

 При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы в соответствии с ФГОС ДО:

- Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

 — Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

В стандартный  театральный уголок включаются:

  • картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
  • игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
  • ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
  • реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
  • материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
  • маски;
  • костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

Примерный набор оборудования для театральных уголков

Группа раннего возраста

● Атрибуты, соответствующие содержанию имитационных и хороводных игр:

- маски-шапочки

- образные фартучки

- нагрудные знаки-эмблемы  

● Элементы костюмов для ряженья:

- головные уборы (косынки, венки, кепки)

- одежда (фартучки, юбки, жилеты, пояса)

- предметы (бусы, корзинки, ленточки, султанчики)

● Театральные куклы, используемые воспитателем для игр с детьми и в сюрпризных моментах:

- пальчиковый театр

- театр в кулечке

- куклы «с открывающимся ртом»

- куклы театра «би-ба-бо»

 Картинки и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями (смеется – плачет) для развития эмоциональной отзывчивости детей

 Различные виды театров для показа воспитателем инсценировок по сказкам: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»:

- настольный театр игрушек

- театр картинок (настольный и на фланелеграфе)

- настольный театр плоскостных фигур

 Театрально-игровое оборудование:

- ширма

- фланелеграф

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- простейшие музыкальные игрушки –погремушки, бубен, барабан

Младшая группа

● Атрибуты, соответствующие содержанию имитационных и хороводных игр:

- маски-шапочки животных диких и домашних (взрослых и детенышей)

- маски сказочных персонажей

- образные фартучки

- нагрудные знаки-эмблемы 

-  элементы костюмов для ряженья для разыгрывания 2-3 сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»

● Элементы костюмов, костюмы, театрально-игровые атрибуты, для игр импровизаций под текст и игр с элементами драматизации «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

● Театральные куклы, используемые воспитателем для игр с детьми и в сюрпризных моментах:

- пальчиковый театр

- театр в кулечке

- куклы «с открывающимся ртом»

- куклы театра «би-ба-бо»

- варежковый театр

 Картинки и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями (смеется – плачет) для развития эмоциональной отзывчивости детей

 Различные виды театров для показа детям спектаклей, обыгрывания малых фольклорных форм

- настольный театр игрушек

- театр картинок (настольный и на фланелеграфе) («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»)

- настольный театр плоскостных фигур           

 Театрально-игровое оборудование:

- ширма

- фланелеграф

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- простейшие музыкальные игрушки – органчики, погремушки, бубен, барабан, музыкальные шкатулки

Средняя группа

 Атрибуты в соответствии с содержанием творческих имитационных и хороводных игр-импровизаций:

- маски и эмблемы животных, сказочных героев

- маски любимых литературных персонажей

- элементы костюмов литературных и сказочных персонажей, животных «Винни-пух», «Буратино»

Атрибуты для постановки 3-4 сказок: «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка».

 Разнообразные виды театров:

- настольный театр (кукол, плоскостных фигурок)

- театр на фланелеграфе

- стержневой театр, театр ложек

- театр петрушек

- варежковый театр

- пальчиковый театр

- куклы театра би-ба-бо

● Оснащение для игр-драматизаций и инсценировок по сказкам и   литературным произведениям соответствующим данному возрасту:

- маски

- элементы костюмов и атрибуты, соответствующие текстам обыгрываемых произведений

- настольная ширма

- простейшие декорации

● Наборы мелких игрушек для элементарных режиссерских игр:

- животные

- растения

- куклы

- солдатики

- предметы обихода

- транспорт

● Для развития эмоциональной сферы детей картинки, фотографии и игрушки с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей

 Театрально-игровое оборудование:

- ограждение

- ширмы для выделения сцены

- простейшие декорации

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- музыкальные игрушки – бубен, металлофон, трещотки, деревянные коробочки

Старшая, подготовительная группы группа

 Атрибуты в соответствии с содержанием творческих имитационных и хороводных игр, игр-импровизаций (атрибуты для постановок   5-6 сказок):

- маски-головы животных, сказочных героев, героев литературных произведений

- маски любимых литературных персонажей

- костюмы, элементы костюмов литературных и сказочных персонажей, животных

  • Костюмы, эмблемы, атрибуты, учитывающие интересы мальчиков и девочек в игре:

- для развития творческих замыслов девочек: сумочки, банты, украшения, предметы женской одежды, кружевные накидки, зонтики

- для развития творческих способностей мальчиков: детали военной формы, элементы костюмов профессий, предметы обмундирования и вооружения рыцарей и русских богатырей 

 Подручные материалы для изготовления элементов костюмов и атрибутов: веревочки, коробочки, ленточки

● Костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций, инсценировок, постановки театральных спектаклей по сказкам и литературным произведениям соответствующим данному возрасту

● Разные виды театров для творческих театрализованных игр:

- театр картинок

- пальчиковый театр

- перчаточный театр

- варежковый театр

- театр петрушек

- театр марионеток

- теневой театр фигурок и масок

- куклы с «живой» рукой

- куклы «с открывающимся ртом»

- театр игрушек-самоделок

- конусный театр

- куклы на прищепках

 Наборы игрушек для режиссерских игр:

- куклы

- животные

- растения

- солдатики

- транспорт

  Картинки, фотографии и игрушки с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей, скульптура, живопись с изображением разных эмоциональных и физических состояний, чувств и настроений человека и природы

 Театрально-игровое оборудование:

- ограждение

- ширмы для выделения сцены

- простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми

 Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:

- оборудование для воспроизведения аудиофайлов

- аудиозаписи музыкальных программных произведений, шумотека

- музыкальные игрушки – бубен, металлофон, трещотки, деревянные коробочки

● Альбомы и книги театральной тематики:

- альбом «Театры нашего города»

- фотоальбом «Мы – артисты»

- фотоальбом «Мы в театре»

  • Стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками).

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации;

подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;

упражнения по формированию выразительности исполнения (используя

вербальные и невербальные средства выразительности); литературные (дидактические)  игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи», «Угадай сказочного героя», «В гостях у сказки», «Узнай героя сказки», «Ассоциации», «Чей голос?», «Изобрази героя сказки», «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию» и т.д.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание театрального уголка в группе

  Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной и...

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада.

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада....

Консультация для педагогов «Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах. Оформление и хранение детских работ»

laquo;Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах. Оформление и хранение детских работ»(воспитатель, Яралян Ева Врежовна)Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благ...

Требования наполняемости театральных уголков в ДОУ Младший возраст

Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характер...

Наполняемость логопедического уголка в группе компенсирующей направленности.

В основу наполняемости логопедического уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда...

«Рекомендации воспитателям по наполняемости патриотического уголка в группах старшего дошкольного возраста»

Памятка для воспитателя ДОУ с рекомендациями по наполняемости патриотического уголка....

«Наполняемость театральных уголков в группах ДОУ в соответствии с возрастом детей»

Консультация для педагогов как организовать театральный уголок по возрастам...