Проект "Вместе весело играть"
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию
детей № 22 «Тополёк».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности
Выполнила:
воспитатель средней группы
Шашкова Светлана Александровна
Бердск — 2020 г.
Игра – самовыражение человека,
способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение
для воспитания и развития личности.
Актуальность
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цели проекта
Развивать речь детей через игровую деятельность.
Задачи
- Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
- Формирование грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
- Закрепить ранее полученные знания о труде парикмахера, мастера маникюра, косметолога, кассира, врача, учителя, повара.
- развивать ролевой диалог, прививать элементы навыков социального общения,
- Закреплять правила поведения в общественных местах.
- Формировать дружеские взаимоотношения в игре.
- Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Участники проекта
Дети 4- 5 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта
Обучающий, игровой, групповой, среднесрочный
Реализация проекта
Этапы:
Подготовительный
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
-Диагностика уровня развития творческой активности детей и взаимоотношений в коллективе;
- Составление плана мероприятий по реализации проекта;
В рамках подготовительного этапа мною была осуществлена диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
Диагностика проводилась с помощью следующих тестов:
Тест «Взятие ребенком на себя роли»
Выявил следующие результаты:
• Стремление большинства детей к основной роли;
• Конфликтные ситуации при распределении ролей;
• Ограниченный набор игровых действий;
• Затруднение с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения»;
• Быстрое угасание интереса к принятой роли.
Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу»
Выявил следующие результаты:
Игровое правило не сформулировано, легко трансформируется по желанию детей.
Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
Выявил следующие результаты:
• Замысел игры в большинстве случаев предлагается воспитателем, редко – инициируется детьми;
• Обсуждение (сговор на игру) происходит скомкано, без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
• Основное содержание игры – действия с предметами, однообразные манипуляции с игровым оборудованием, несколько игровых действий, имитирующих бытовые взаимоотношения;
• Небольшое количество сюжетов игр: «Поликлиника», «Шофёры», «Семья», «Магазин»;
• Сюжет представлен несколькими игровыми действиями, без самостоятельного творческого развития;
• Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами, превалируют предметные действия;
• Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей, словесного обозначения предметов-заместителей;
• Результат игры, как правило, не оформлен;
• Привлечение воспитателя в игру, в случае затруднения при дальнейшем развитии сюжета игры.
Основной
Непосредственная реализация проекта в группе: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Перспективное планирование реализации проекта в группе
Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).
Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
1. Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
2. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
3. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Третий этап. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Заключительный
Оформление паспорта проекта, подведение итогов.
Структура проекта
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Методы проекта
Наглядные, словесные, практические, игровые
Планируемые результаты:
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
приложение
Сюжетно-ролевая игра «Семья». Конспект игрового занятия
Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».
Задачи:
- обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;
- побуждать к самостоятельному распределению ролей;
- развивать игровые умения по сюжету;
- учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
- развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)
- побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (вызов скорой помощи на дом, покупка лекарств в аптеке). Регулятивные действия.
- формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.
Предварительная работа.
Ознакомить с символом медицины, инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».
Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.
Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.
Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».
Экскурсия в медицинский кабинет в детском саду.
Дидактические игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;
Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.
Работа с родителями:
Приобретение атрибутов для игры «Кухня», машины «Скорая помощь».
Материалы:
Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игрушечный телефон, игрушки - заменители.
Структура занятия.
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).
3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом»
4. Совместная с воспитателем игра
5. Итог занятия.
Ход игры
1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?
- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).
2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.
- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.
- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?
3. - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.
(распределение ролей по желанию детей)
- А что еще нужно для игры?
- Правильно, надо выбрать место для игры.
(Выбор места игры)
- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.
4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.
- Что делает утром мама? (готовит завтрак)
- Что делает папа? (занимается ремонтом).
Доченька Машенька капризничает, плачет.
- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)
- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?
- Что нужно сделать?
Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.
- Что- же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)
Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».
- По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)
Диалог папы с врачом «Скорой помощи».
Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.
Врач: Назовите ваш адрес?
Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8
Врач: Ждите, выезжаем.
Приезжает врач.
(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)
- Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)
Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).
Мама укачивает дочку.
Папа идет в аптеку за лекарством.
- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?
- Здравствуйте.
- здравствуйте.
- У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)
-Да. 4 рубля.
- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)
- Возьмите лекарство.
- До свидания
Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.
5. – Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Лиза? Артем? И т.д.
-- Были ли у вас такие случаи дома?
- Как вели себя врачи «Скорой помощи»?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Конспект игрового занятия
Цель:
расширять у детей представления о труде работников парикмахерской; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о людях профессии парикмахер.
2. Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.
3. Формировать дружеские отношения детей в игре.
4. Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.
5. Активизировать словарь: «парикмахер», «мастер», «ножницы», «расческа», «прическа», «фен», «стрижка», «стрижет», «челка», «пенка, лак для укладки», «бигуди».
Материал:
зеркало, стул, фартук для мастера-парикмахера, накидка для клиента, фен, расческа, ножницы игрушечные, бигуди, заколки и зажимы, журналы со стрижками, использованные флаконы от лака, шампуня, пенки, бальзама, резиночки для волос, игрушечная машинка для стрижки волос.
Ход игры:
Воспитатель:
-Ребята, скажите, кто из вас был в парикмахерской? С кем вы туда ходили? Что вы там видели? Чем там занимаются люди? (Ответы детей).
Воспитатель:
- А хотите мы сейчас с вами сегодня поиграем в парикмахерскую? Тогда нам с вами надо распределить роли:
-Кто будет парикмахером? Кто будет детским парикмахером? Остальные ребята будут клиентами. Я буду администратором и буду вам помогать.
Заходит первый клиент.
Администратор:
-Здравствуйте. Что желаете? Клиент:
-Прическу.
Администратор:
-Проходите, пожалуйста к мастеру парикмахеру, он вам подберет прическу по вашему желанию.
Парикмахер:
-Здравствуйте. Что желаете?
Клиент:
-Прическу.
Парикмахер:
-Какую? Я могу вам предложить выбрать прическу в нашем журнале. (клиент отвечает, парикмахер делает прическу, заходит следующий клиент.
Администратор: -Здравствуйте. Что желаете? Клиент:
-Мне нужно подстричь моего ребенка.
Администратор: -Да, конечно, проходите к нашему детскому мастеру, он подстрижет вашего ребенка.
Детский мастер: -Здравствуйте. Как вы желаете подстричь своего ребенка? Клиент отвечает какую стрижку желает, чтобы сделает мастер. Мастер стрижет.
Клиент говорит спасибо и уходит.
Игра продолжается, по желанию детей еще несколько клиентов могут посетить парикмахерскую. -Администратор: -Уважаемые клиенты, наша парикмахерская сегодня закрывается, кто желает может записаться на завтра на прическу или стрижку. Всего вам хорошего. До свидания.
Воспитатель: -Ребята, вам понравилось в парикмахерской? Что понравилось? Чем там занимаются люди? Кто приходит в парикмахерскую и для чего? Теперь вы знаете, чем занимаются люди, которые работают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.
Конкурс чтецов, посвященный празднику 9 мая
Цель:
Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений.
Задачи:
Стимулировать стремление у детей к заучиванию стихотворений.
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
Воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям, чувство ритма и рифмы.
Вызвать радостный, эмоциональный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матер...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матери...
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры
Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...
Развлечение для детей "«Вместе весело играть, веселиться и плясать»
Музыкальное развлечение в летний период для детей 4-5 лет....
Фотоотчет «Вместе весело играть, веселиться и плясать»
Фотоотчет развлечения на свежем воздухе " Вместе весело играть, веселиться и плясать....