Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.
материал по развитию речи
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
• бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.
В. К. Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Т. А. Ткаченко – предметно – схематические модели, В. П. Глухов – блоки – квадраты. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи.
• Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
В помощь детям использую мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы используются:
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составлению рассказов
• при пересказах художественной литературы
• при заучивании стихов
• при отгадывании и загадывании загадок
Этапы использования мнемотаблиц :
Этап № 1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2 - Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап № 3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е происходит отработка метода запоминания
Этап № 4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап № 5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки (Приложение 1).
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению
3. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “Баласс”, 2000 — 21с.
5. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59
6. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
8. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988., стр. 73.
10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
11. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
12. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. : Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
СОДЕРЖАНИЕ 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА...