ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
методическая разработка на тему
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и психологии
1.2 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
3.2 Актуальность педагогического опыта
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.
3.4 Результативность педагогического опыта
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта
3.7 Проблемы при использовании опыта
3.8. Адресные рекомендации по использованию опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Разработала: воспитатель
Маримакова М.М.
Ромоданово
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и психологии
1.2 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
3.2 Актуальность педагогического опыта
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.
3.4 Результативность педагогического опыта
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта
3.7 Проблемы при использовании опыта
3.8. Адресные рекомендации по использованию опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Литературный обзор состояния вопроса
- История темы педагогического опыта в педагогике и психологии
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость речевого развития детей в процессе образовательной деятельности.
От уровня овладения связной речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Это объясняется тем, что речь - по выражению С. Л. Рубенштейна, является способом формирования и формулирования мысли, а также средством сообщения, социальной связи и воздействия на окружающих.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Многолетние исследования Т.А.Ткаченко показали, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов.
Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
На Руси мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.
В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.
20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима.
Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.
До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Особенно популярной эта дисциплина была в эпоху Возрождения. В наше время объем информации возрос до невероятных размеров. И интерес к мнемотехнике начинает возрождаться. Так как этой техникой интересуются не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей, все больше и больше людей тянется к литературе о развитии памяти и записываются на курсы тренировки памяти.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Изучая литературу по данной теме, можно смело сказать, что мнемотехника "прописалась" и во всемирной паутине.
- История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Принимая во внимание актуальность и значимость речевого развития детей дошкольного возраста, как средства гармоничного развития ребенка, я решила более глубоко изучить и разработать данную тему. Перед началом внедрения опыта работы практическую деятельность с детьми мною было проведено исследование. В результате которого были выявлены: недостаточный уровень развития связной речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Отсюда вытекла необходимость в расширении и углублении речевого развития средствами мнемотехники, что и было сделано в представленном опыте работы.
Работая с мнемотехникой, мы убедились, что у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.
Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?
Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
С целью привлечения педагогического коллектива детского сада к данной теме опыта были проведены несколько мероприятий, посвященных теме использования мнемотехники в своей работе. Опрос воспитателей показал, что все специалисты пользуются приемами мнемотехники, по их наблюдениям, применения различного рода мнемотаблиц и схем способствует улучшению и развитию памяти, активизации всех психических процессов.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Анкетирование – метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение.
Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие.
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.
Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.
Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.
Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.
Непрерывно образовательная деятельность в ДОУ – специально организованная форма обучения. НОД может быть групповым, подгрупповым и индивидуальным. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности.
Опорные или стимулирующие образы — это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.
План перспективный – вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность и последовательность в работе воспитателей.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Количество воспитанников в группе «»Елочка» - 15 человек.
Мальчики-6 человек.
Девочки-9 человек
Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2016-2017 учебном году составил:
-Достаточный уровень развития-20%
- Близкий к достаточному уровень развития- 62%
-Недостаточный уровень- 18%
На конец года:
-Достаточный уровень развития- 24%
- Близкий к достаточному уровень развития-62%
-Недостаточный уровень- 14%
Проведенный анализ динамики развития детей средней группы за 2016-2017 учебный год свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.
Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2017-2018 учебном году составил:
-Достаточный уровень развития-22%
- Близкий к достаточному уровень развития- 68%
-Недостаточный уровень- 10%
Систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Л.А. Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мною они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
Одним из важнейших практических методов образования детей и основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуюсь, как готовыми схемами, изменяя и совершенствуя их по-своему, так и сама составляю мнемотаблицы, которые предназначены для работы по развитию у детей связной речи.
Работая по теме «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей». Мною разработан перспективный план, к занятиям по развитию связной речи разработан комплекс занятий по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально – экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО пункт 1.2)
С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6), одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Поэтому для решения этой проблемы мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
Объект: связная речь в старшем дошкольном возрасте.
Предмет: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.
Цель: развития связной речи в старшем дошкольном возрасте при использовании приемов мнемотехники.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.
Использование мнемотехники в процессе коррекции речи имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
картинографию;
коллажи;
планы-схемы;
мнемотаблицы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения;
контрастные рамки; и др.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находили точные, образные слова.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям мы стали использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогали детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащали словарный запас. Важно учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняли или заменяли другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
На начальном этапе я предлагала готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого произведения мы разрабатывали и составляли свою мнемотаблицу, подбирали рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом, создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети эмоционально, выразительно воспроизводили произведение.
Проводя работу в таком направлении постепенно дети, совместно со мной, научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т.д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.
Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т.д. Данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Для развития навыка творческого рассказывания используем силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т.п.).
Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространёнными предложениями, вводили модели «красивые слова» – употребление детьми качественных прилагательных; «слова – действия» – употребление глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картинно-графических схем способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
3.4. Результативность педагогического опыта
Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с ребятами, предполагались следующие результаты в отношении детей:
• систематизация знаний детей по лексическим темам,закрепление знаний об окружающем мире;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
• развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
• повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим критериям:
в отношении детей:
• через их совместную работу по поиску и сбору информации;
• по умению анализировать и систематизировать информацию;
• по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
• через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
• через активное участие в предлагаемых формах работы.
Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно, видна положительная динамика.
Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
• развитие культурно – гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений.
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.
Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессе.
Технология проекта включает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
Содержание опыта включает в себя работу воспитателей, а также работу учителей-логопедов. В период реализации опыта воспитатели данной группы целенаправленно уделяли особенное внимание вопросам развития речи детей.
Было разработано и составлено перспективно-тематическое планирование, с учетом использования мнемотехники на занятиях, что позволило охватить самые важные направления развития речи дошкольников.
Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течении года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя родителям теоретический и практический материал по развитию речи и использованию мнемотехники, как помощи в коррекционно-логопедической работе, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей;
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
Акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально) ;
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
Родительские собрания с просмотром открытых занятий по разнообразным темам, с использованием мнемотехники.
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям! » ребенку;
Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
Индивидуальные консультации по интересующим темам;
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.
Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями, воспитателями через использование мнемотехники.
Поставленные задачи:
1. вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
2. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;
3. способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.
В ходе данной работы убедилась, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование мнемотехнике в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
3.7 Проблемы при использовании опыта
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц я включила задачи по активизации и обогащению словаря.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
3.8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный обобщенный педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» размещен на сайте ДОО - http://romdskv13.a2b2.ru
Заключение
Использование мнемотехнике на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в группе дети 4-5 лет по итоговой диагностики мы видим, что дети научились:
1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью);
2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352
5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
- Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб. - СПб.,: Акцидент, 1996
- Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
- Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.
- Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288
- Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Конспект занятия по развитию речи, с использованием мнемотаблиц в средней группе на тему: «Осень».
Маримакова Мария Михайловна
воспитатель
согласовано: старший воспитатель
_________________ И.А.Левашова
Ромоданово 2016
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие (лепка)», «Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)».
Цели: учить рассказыванию, с опорой на символы, использовать мнемотаблицу для лучшего запоминания стихотворения, изменений в природе и животном мире, развивать речевую активность детей.
Материалы и оборудование: 3 мнемотаблицы, 1шишка (настоящая), цветное соленое тесто (приготовленное заранее педагогом), ножницы, доски для лепки по количеству детей, пьеса «Октябрь» П. Чайковский.
Ход НОД
I. Дети входят в зал, звучит музыка П. Чайковского «Октябрь», прослушав композицию, дети описывают характер музыки: какая она?(спокойная, грустная, тревожная…).
Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим об Осени. Давайте посмотрим в окно. Что вы видите? (Ответы детей). Похвалить детей за ответы и предложить обратить внимание на экран.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете признаки осени, а теперь давайте расскажем о ней глядя на таблицу. (Таблица №1.) «Молодцы ребята вы теперь многое знаете об осени, а теперь давайте поиграем.
Речевая игра: «Найди ошибку»
Дети слушают предложения и исправляют ошибки:
- Осенью, на деревьях распускаются листья.
- Птицы прилетают из теплых стран.
- Люди одевают легкую одежду.
- Осенью очень жарко, ярко светит солнце.
- Осенью день длинный, а ночь короткая.
- Осенью никогда не идут дожди.
II. Воспитатель: Ребята, а еще осенью поспевает много фруктов и овощей, как одним словом называется то, что люди собирают осенью?»
Ответы детей: Урожай.
Воспитатель: Совершенно верно, давайте посмотрим на экран, какой же урожай собирают люди осенью. И выучим стихотворение. (Таблица №2)
Игра «Соберем Урожай». На полу рассыпаны овощи, фрукты и хлебные продукты (муляжи). Лежит перевернутая машина. Воспитатель говорит детям, что машина везла урожай в магазин на продажу, но наехала на кочку и перевернулась, весь урожай смешался. Дети должны самостоятельно разложить урожай по корзинкам.
III. Воспитатель: Ребята, мы забыли с вами поговорить о белке, зайце, медведе, ежике - кто это такие? Назовите их одним словом? Ответы детей (Животные). А какие они? Дети: дикие.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на таблицу, и расскажем как животные готовятся к зиме. (Таблица№3 животные).
Воспитатель хвалит детей за ответы.
IV. Раздается стук в дверь, входит ребенок подготовительной группы в костюме Белки, и плачет.
Воспитатель: «Белка, почему ты плачешь, что случилось?»
Белка: Я все лето скакала по деревьям, резвилась на теплом солнышке, но вот пришла осень, и я не успела сделать запасы на зиму. Плачет.
Воспитатель: Ребята, может мы поможем белочке? Давайте слепим для нее шишки».
Вместе с воспитателем дети лепят шишки из соленого теста, приготовленного заранее. Скатывают шар, и придают ему овальную форму слегка приплющивая. С помощью ножниц делают чешуйки. Соблюдая при этом все правила безопасности, при работе с ножницами. Работы ребят, складываются на поднос, и отдаются белочке.
Белка благодарит детей за помощь, и угощает их сладким печеньем «Грибочки».
Занятие закончено.
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе
Маримакова Мария Михайловна
воспитатель
согласовано: старший воспитатель
_________________ И.А.Левашова
Ромоданово 2017
Задачи:
1. Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
2. Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
3. Закреплять умение составлять предложения с определённым словом.
4. Закрепить произнесение звука С в словах, предложениях.
5. Продолжать учить определять позицию звука С в словах.
Оборудование: сюжетная картина «Стрекоза Соня» из пособия Л. А. Боровских, мнемотаблицы для составления предложений по количеству детей.
Ход НОД
Воспитатель:
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу!
Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Каждое время года прекрасно по-своему. Давай те расскажем о каждом из них. Предлагаю поиграть, я начинаю предложение, вы его продолжаете.
Если солнце жарко греет,
Если лёгкий ветер веет,
Стало сухо и тепло -
Это (лето) к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это (осень) к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома –
Это к нам пришла (зима).
Если тает снег и лёд,
Звонкий ручеёк течёт,
Распускается листва –
Это к нам пришла (весна).
Дети: Весна.
Воспитатель:
Вот и наступила долгожданная весна. Вся природа начинает просыпаться и к нам кто-то спешит. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку.
Шелестящий вертолет,
Вдруг, отправился в полет.
Он над лугом полетал,
На цветочках отдыхал.
(Стрекоза)
Дети: Стрекоза.
Воспитатель (Работа с картиной): Жила-была стрекоза. Она жила около озера под листочком лопуха. Но однажды Стрекоза отправилась на прогулку. Она была очень внимательная, любознательная, трудолюбивая. Что же увидела она по дороге?
Ребята внимательно рассмотрите картину и назовите все слова со звуком С, определите, где спрятался этот звук в словах вначале или в конце.
(Дети называют слова и определяют место звука в словах).
Воспитатель: Посмотрите на свои схемы и составьте предложение о стрекозе (о лисе, о сове, о слоне). (Работа с мнемотаблицами).
Дети:
1. Стрекоза летала по лесу.
2. Стрекоза села на подсолнух.
3. Лиса поранила лапу.
4. Сова лечит зверей.
Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка: «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась, (протирают глазки и потягиваются)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед и вверх)
Раз – росой она умылась, (дети умываются)
Два – изящно покружилась, (кружатся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. (дети машут руками как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (пробежка на месте)
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопросы.
Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, села на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня полетела к сове. Мудрая сова жила в дупле большой сосны. К сове ходили лечиться все лесные звери, поэтому ее дом-дупло так и назывался – «Скорая помощь». Стрекоза Соня отнесла сумку с семечками к старой сове. Из семечек, которые принесла стрекоза Соня, сова смогла приготовить лекарство для слона и лисы. Так стрекоза Соня помогла вылечиться лесным жителям.
Беседа по тексту:
- С чем летала стрекоза Соня по лесу?
- Что она увидела?
- Что она стала делать?
- Куда отнесла стрекоза сумку с семечками?
- Где жила сова?
- Кто ходил лечиться к сове?
- Как назывался её дом-дупло?
- Зачем Соня отнесла суку с семечками к старой сове?
- Что приготовила из семечек сова?
- Для кого сова приготовила лекарство?
- Кому помогла вылечиться стрекоза Соня?
Воспитатель: Попробуете пересказать этот рассказ с помощью схемы.
(Выслушиваются пересказы 2-3 детей.)
Итог
Воспитатель: Какой рассказ пересказывали? (Отметить наиболее активных детей.)
Приложение 3.
Консультация для родителей
Мнемотехника - искусство запоминания
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.
Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.
Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации. Этот навык можно сравнить с работой компьютера:
- сознательно стирать запомненные данные
- контролировать длительность запоминания
- перемещать запомненные данные
На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.
Так что же дает мнемотехника?
- возможность накапливать огромное количество информации
- колоссальную экономию времени при запоминании
- возможность быстрого обучения
- мощное развитие мышления и внимания
- эффективную гимнастику для мозга
Суть методики для запоминания стихов
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов
Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.
Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики
- Берем заданное на изучение стихотворение.
- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.
Приложение 4.
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующиезадачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...