Консультация для родителей и воспитателей "использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
здесь раскрывается технология мнемотехника для обучения пересказу дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 334.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«МНЕМОТЕХНИКА как средство
обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста»
воспитатель: Сенькина Л.Л.
В настоящее время у многих детей существуют следующие проблемы: дефекты звукопроизношения, скудный словарный запас, трудности в согласовании слов в предложении. Также у них нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед детским садом и родителями стоит главная задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из их жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
При обучении детей пересказу, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц при обучении пересказу позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает решить следующие задачи:
- развить связную речь детей;
- научить детей пересказывать тексты, быстро заучивать наизусть стихи;
- научить преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- развить мелкую моторику рук;
- развить основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, можно использовать схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно – графическую схему В. К. Воробьёвой, которые можно взять за основу, но изменять и совершенствовать их.
Работа с мнемотаблицами
Лексическая тема «Зима» Пересказ текста о зиме №1.
- Рассматривание мнемотаблицы.
3 | С |
|
| Т |
Ж |
Ж |
| |
|
- Перекодирование информации.
- опорная картинка - У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.
- картинка - Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на крышах домов.
- картинка - Солнце светит, но не греет.
- картинка - В домах топят печи.
- картинка - Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки.
- картинка - Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах.
- картинка - Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу.
- картинка - Люди заботятся о птицах.
- картинка - Они развешивают кормушки, приносят им корм.
- картинка - У детей зимой много развлечений. Это праздник Новогодней Ёлки.
- картинка - Ребята получают подарки от Деда Мороза.
- картинка - Зимой можно слепить снеговика, кататься с горки.
- Воспроизведение таблицы по памяти. Пересказ текста о зиме №2.
1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
3 | С |
|
| ||
|
|
- опорная картинка - Наступила зима.
- картинка - Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице.
- картинка - Дети
- картинка - оделись тепло и пошли гулять.
- картинка - Они покатались на санках,
- картинка - лыжах,
- картинка - поиграли в снежки,
- картинка - слепили весёлого снеговика.
- картинка - Хорошо зимой!
- Ответы на вопросы по содержанию текста.
Вопросы:
Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ текста ребёнком.
Пересказ текста о зиме №3.
Рассматривание мнемотаблицы.
3 | С | |
|
|
|
Ж |
| К |
- опорная картинка - Зимой
- картинка - повсюду лежит снег.
- картинка - Деревья словно в белые шубки нарядились.
- картинка - Солнце светит, но не греет. Морозно!
- картинка - В домах топят печи.
- картинка - Люди зимой подкармливают птиц,
- картинка - заботятся о домашних животных.
- картинка - Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки.
- картинка - Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
- Составление рассказа о зиме взрослым.
- Составление рассказов о зиме детьми.
К любому подобранному тексту можно составить мнемотаблицу, которая поможет вашему ребёнку быстрее запомнить его содержание.
Желаю вам успехов в этом начинании!
Список литературы по данной теме:
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
- Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду.
2004. №2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".
Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....
Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста" Ритм нашей жизни на сегодняшний день требует от детей высо...
Консультация для родителей "Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для родителей Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Работаю 32 года в детском саду, для меня эта тема актуальна, хочу поделиться....
Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Практическая консультация с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена для передачи опыта работы по применению тех...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы ста...
Консультация для родителей "Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Практические рекомендации родителям по применению методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста...