Конспект ОД по речевому развитию в средней группе ДОУ на тему" На поиски Золотой рыбки".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Данилова Ирина Николаевна

Заучивание песенки "Дед хотел уху сварить", используя мнемотаблицу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми в средней группе. Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «На поиски золотой рыбки»

Возраст детей: средняя группа.

Способ организации детей на занятии: фронтальное.

Цель: совершенствование  монологической и диалогической речи детей.

Программное содержание.

Образовательные задачи: 

  • заучивать русскую народную песенку «Дед хотел уху сварить…» с помощью мнемотаблицы;
  • закрепить знания о  речных рыбах.
  • расширять активный словарь  по теме  речные рыбы;
  • познакомить со старинными именами: Лаврентий, Терентий;
  • объяснить лексическое значение слов: тащат, невмочь.

 Развивающие задачи:

  • развивать интонационную выразительность речи,
  • способствовать развитию артикуляционного аппарата;
  • создавать условия для развития логического мышления, внимания, восприятия,

памяти, воображения, связной устной речи;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь, самостоятельность, взаимопонимание,  умение действовать согласованно;
  • воспитывать в детях заботливое отношения к старшим людям, людям, которым требуется помощь.
  • Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия      материала;

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • восприятие художественной литературы,
  • продуктивная,
  • игровая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Планируемые результаты:  Дети будут:

  • иметь представления о речных рыбах;
  • называть речных рыб;
  • рассказывать русскую народную песенку «Дед хотел уху сварить…» с помощью мнемотаблицы;
  • выполнять работу под руководством воспитателя;
  • выражать чувства восхищения от восприятия русского народного фольклора.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы о рыбах;
  • рассматривание иллюстраций;
  • составление описательных рассказов;
  • проведение лексико-грамматических игр и упражнений;
  • заучивание подвижной игры «Речка волнуется раз…»,
  • рисование на тему: «Рыбы»

 Методы и приемы:

  • наглядный,
  • словесный,
  • игровой,
  • интегративный,
  • метод наглядного моделирования ( использование мнемотехники)

Технологии обучения и воспитания:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровые
  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.

Материалы, оборудование, реквизиты:

Макеты: «поляна», «речка»; картинки рыб; мультимедийное оборудование, презентация  «На поиски золотой рыбки»; мнемотаблица; сундук; клубок ниток; картинка «рот, зубы, язык»; аквариум, рыбка, переносная магнитная доска; ведро для рыбы, коробка.

Ход НОД

Организационный момент, проблемная ситуация.

Шире, шире, шире круг

Он зовет друзей подруг

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли в гости ваши родители. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня, зайдя в группу, я обнаружила сундук. Давайте откроем его вместе. Сундук не простой, сказочный. Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова.

Сундучок, сундучок -

медная задвижка,

Покажи нам свой бочок,

приоткрой нам крышку.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Дети: Аквариум

Воспитатель: А кто в аквариуме живет?

Дети: Рыбки

Воспитатель: но, здесь никого нет.(Слайд 2)

Голос (Слайд 3)

«Ребята, меня зовут Золотая Рыбка. Я жила в аквариуме. Но однажды меня похитила злая волшебница. А мне очень хочется вернуться в свой домик. Спасите меня» .

Воспитатель: Ребята, отправимся на поиски рыбки?

Дети: да

Воспитатель: А в сундуке еще клубочек лежит. Как вы думаете, он нам пригодится?

Дети: укажет, куда нам нужно идти.

Воспитатель: Тогда, в путь!

(Воспитатель бросает клубочек. Он прикатился на полянку)

Воспитатель: Что мы видим на полянке? (Слайд 4)

Дети: Картинка- рот, зубы, язык.

Воспитатель: Здесь нам нужно сделать остановку .Полянка «Красивой речи»

Чтобы правильно, четко  произносить звуки,  выполним Артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

  • «Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
  • Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
  •  «Качели». Открыть рот , напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

Воспитатель:  Молодцы. (Воспитатель бросает клубочек).

Воспитатель: Что мы слышим?( слайд 5)

Дети: Звук воды( слайд 5)

Воспитатель: Мы пришли к речке. Воспитатель: Ребята, а кто обитает в реке?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: Если они обитают в реке, значит, они какие?

Дети: Речные.

Воспитатель:

Кто внимательный у нас,

Догадайся ты сейчас:

Что за рыба узнавай,

Смелее руку поднимай!

(Ребенок находит рыбку и кладет в ведро.)

Игра «Доскажи словечко»

Не слышно было нам ни звука,

Хоть пасть зубастую раскрыла … (щука)

Строит в грязной тине дом

Под водой усатый … (сом)

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл ... (Карась)

Червяков скорей неси,

Плывут стайкой …караси

*Колючки острые на спинке носит ёж,

 А в речке плавает колючий…(ёрш)

Воспитатель: А как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: Рыбак.

Воспитатель: Как вы думаете, рыбак будет доволен, если оно поймает только одну рыбку?

Дети: Нет

Воспитатель: Всем хочется рыбок поймать МНОГО.

Игра «Один – Много»

Одна щука- много щук

Один сом – много сомов

Один карась – много карасей

 Один окунь – много окуней

Один ёрш – много ершей.

Воспитатель: Молодцы. Справились и с этим заданием.

Воспитатель: ребята, мы устали. Предлагаю поиграть

Подвижная игра «Речка волнуется раз…»

Речка волнуется раз

Речка волнуется два,

Речка волнуется три,

Речная фигура на месте замри.

А теперь посмотрите на экран. Кого мы встретили на берегу реки?(слайд 7)

Дети: Дедушку

(Дед -Запись) (слайд 8)

Ох-ох-ох-ох, что-то стал совсем я плох,

Что-то ноги не идут, что-то руки не несут.

Захотел ухи сварить. Как мне рыбки наловить?

Воспитатель: Дедушка. Отдохни. Для начала послушай с нами русскую народную песенку. (для этого нам нужно пройти на стульчики)

Воспитатель читает песенку.

Дед хотел уху сварить.

     Дед пошел ершей ловить.

          А за дедом – кот Лаврентий,

       За котом – петух Терентий.

                                               Тащат удочки

                                               Вдоль по улочке.

                                               Деду одному невмочь.

                                               Надо старому помочь.

Воспитатель: Понравилась вам песенка?

Да.

Воспитатель: Какая она?

Дети: забавная, веселая, добрая, шуточная.

Воспитатель: Про кого эта песенка

Дети:(про деда)

Воспитатель: Что дед хотел сделать

(дед хотел уху сварить)

Воспитатель: Кого дед пошел ловить? 

(дед пошел ершей ловить)

Воспитатель: Кто пошел за дедом? (А за дедом кот Лаврентий) 

Воспитатель: А за котом? (петухТерентий)

Воспитатель: Раньше в старину такими именами называли мальчиков.

Воспитатель: Что они взяли с собой? (удочки)

Воспитатель: Что значит «Тащат»?(несут)

Воспитатель: Как вы понимаете слова: «вдоль по улочке» (по маленькой улице) ; «невмочь» (нет сил, очень трудно).

Воспитатель: Зачем они пошли за дедом? (Надо  помочь)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»

Дед хотел…

Дед пошел…

А за дедом…

За котом …

Тащат …

Вдоль ……

Деду одному…

Надо старому …

Воспитатель: А сейчас попробуем повторить песенку, а помогут нам картинки - подсказки  (рассказ с опорой на мнемотаблицу)

Воспитатель: Повеселили  мы дедушку. А ведь у нас есть рыбка в ведре - наш «улов». Отдадим старенькому дедушке? (Да)(Слайд9)

Воспитатель: Молодцы. Вы очень добрые. Бросим клубочек. Подкатился к коробке.. (Воспитатель открывает коробку, достает банку с рыбкой)

Воспитатель:  Вот мы и нашли рыбку, спасли ее.

Голос Рыбки «Спасибо, ребята»(Слайд 11)

Рефлексия

Воспитатель: Что полезного мы сегодня сделали?

Воспитатель: Кому нужно помогать?

Дети: Всем, кому нужна помощь.

Воспитатель: В благодарность Золотая рыбка оставила вам  раскраски. Вы их сможете раскрасить после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «В гости к семье»

Интересное занятие по развитию речи с использованием дидактических игр....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему:"На поиски Колобка"

Данный конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей средней группы с использованием блоков Дьенеша и игровых методов и приемов.  В ходе НОД у детей рас...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...