Проект "Как хорошо уметь читать"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Пушкинский
детский сад №15 «Аистенок»
Проект
«Как хорошо уметь читать»
подготовительная к школе группа
Выполнила воспитатель:
Артамонова Марина Николаевна
2022 -2023 г.
Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2019 - май 2020 гг.
Участники: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Проблема: недостаточная компетентность родителей воспитанников в вопросе привития интереса к книге, недостаточная осознанность важности этой задачи для формирования полноценной личности. Не грамотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность ).
Девиз проекта: "Мама, папа, я -читающая семья!"
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", ", "Художественно-эстетическое развитие".
Актуальность проекта:
«Книга – источник знаний» - это выражение знакомо нам еще с детства. Никто не будет отрицать огромного значения книги в жизни человека. Народная мудрость гласит: «Чтение – вот лучшее учение», «Испокон века книга растит человека», «Кто много читает, тот много и знает».
Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В процессе общения с книгою маленький человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и: учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, уча сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Процесс общения ребёнка с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше, с целью - обогащения детского мира.
Книга способна сделать детский мир интересным, полным и подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений...
Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Первые шаги в мир художественной литературы маленький читатель делает в дошкольном возрасте.
Проводниками для детей становятся взрослые и, в первую очередь, родители. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
С целью активного взаимодействия, повышения компетентности родителей воспитанников в вопросах привития любви к книге и обогащения семейного чтения решено реализовать проект "Как хорошо уметь читать!"
Цель проекта: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
Задачи проекта:
Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
Формировать желание совместного детско-родительского чтения и оказывать методическую помощь
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).
Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.
Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.
Сплотить семью через чтение художественных произведений.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки в процессе реализации проекта;
Привлечь родителей воспитанников к обогащению РППС группы
Обобщать и распространять семейный опыт.
Ожидаемый результат:
для детей и родителей
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
для педагогов:
- установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
создана атмосфера взаимопонимания.
Продукт проектной деятельности:
Создание мини -проектов "Мы читаем вместе"
Акция "Книга в подарок малышам"
Обогащение РППС группы (центр книги)
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов по теме проекта, изучить возрастные особенности детей подготовительной к школе группы.
- разработать перспективный тематический план работы по проектной деятельности,
- подобрать и систематизировать материал для работы с детьми и родителями по теме проекта,
- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям.
- II этап - основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- презентация детьми мини -проектов "Мы читаем вместе"
- проведение акции "Книга в подарок малышам"
- презентация проектной деятельности на педсовете ДОУ.
Приложение
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей воспитанников
СЕНТЯБРЬ | |||
Произведения | Программное содержание | ||
Перечень для прочтения детям в рамках проектной деятельности: в течение дня, в ходе режимных моментов, образовательной деятельности, распределить и рекомендовать данный перечень для семейного чтения с родителями воспитанников | |||
Л. Н. Толстой «Филиппок» | Донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела». | ||
Н. Носов «Заплатка» | Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец). | ||
А. Барто «Первый урок» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства. | ||
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки» | Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов. | ||
Потешка «Ранним-рано поутру» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | ||
Э. Успенский. «Страшная история» | Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов. | ||
Я. Аким «Жадина» | Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. | ||
Э. Успенский «Вера и Анфиса» (история вторая «Первый раз в д/сад») | Знакомство с творчеством Успенского, с особенностями разных литературных жанров. Формирование целостного восприятия художественного текста. Развитие чувства юмора. | ||
Э. Успенский. «Память» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. | ||
А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы» | Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам. | ||
Э. Мошковская. «Добежали до вечера» | Учить детей понимать и оценивать характер главных героев; закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения | ||
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. | ||
К. Драгунская. «Лекарство от послушности» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые сказки, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | ||
М. Зощенко. «Великие путешественники» | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. | ||
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» | Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу. | ||
Е. Пермяк. «Про нос и язык» | Закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение. | ||
ОКТЯБРЬ | |||
М. Пришвин. «Этажи леса» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. | ||
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина») | Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. | ||
К. Ушинский. «Спор деревьев» | Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека. | ||
М. Волошин. «Осенью» | Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию. Учить чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. | ||
Л. Толстой «Косточка» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | ||
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. | ||
В. Сутеев «Мешок яблок» | Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. | ||
В. Даль. «Старик-годовик» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности. | ||
А. Куприн. «Слон» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | ||
Стихи поэтов о Карачаевске | Воспитывать любовь к родному городу. Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать содержание стихотворения. | ||
И.Крылов «Стрекоза и муравей» | Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни | ||
Дж. Родари «Чиполлино» | Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. | ||
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав. | ||
А. Ремизов. «Хлебный голос» | Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки. | ||
К. Паустовский. «Теплый хлеб» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в произведении. | ||
З. Александрова «Родина» | Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. | ||
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | ||
НОЯБРЬ | |||
Н. Рубцов «Привет, Россия!» | Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. | ||
К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок) | Формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. | ||
Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Воспитывать читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения. | ||
Ю. Коваль «Стожок» | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально | ||
К.Ушинский. «Слепая лошадь» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным | ||
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» | Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность детей. | ||
К. Ушинский. «Бодливая корова» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | ||
В.Бианки «Лесные домишки» | Помочь усвоить биологические сведения: приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек». | ||
Н. Носов «Живая шляпа» | Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец). | ||
Е. Чарушин «Волчишко» | Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа; при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия. | ||
В. Бианки «Сова» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | ||
«Сынко – Филипко» обр. Карнауховой | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме. | ||
Л. Толстой. «Хотела галка пить…» | Вызвать интерес к миру животных, их находчивости, смекалке. Развивать познавательную активность. | ||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта. | ||
Сказка «Хаврошечка» | Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | ||
Е. Благинина «Посидим в тишине» | Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. | ||
«Айога» (нанайская сказка) | Учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме. | ||
Сказка «Царевна – лягушка» | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | ||
ДЕКАБРЬ | |||
К. Коровин. «Белка» (в сокр.) | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально | ||
Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» | Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. | ||
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». | Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. | ||
С. Городецкий. «Первый снег» | Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. | ||
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | ||
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки) | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | ||
Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; воспитывать любовь к животным. | ||
Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» | Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Развивать интонационную выразительность речи. | ||
С. Маршак. «Тает месяц молодой...» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | ||
«Самый красивый | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | ||
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. | ||
Чтение русской народной сказки «Морозко». | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. | ||
Заучивание стихотворений о Новом годе. | Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. | ||
ЯНВАРЬ | |||
И. Суриков. «Зима» | Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор. | ||
Песенка «Зима пришла…» | Познакомить детей с новой русской народной песенкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. | ||
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…»«Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. | ||
С. Есенин. «Поет зима — аукает…» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении. | ||
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | ||
А. Раскин «Как папа | Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения. | ||
Н. Носов «На горке» | Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | ||
Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. | ||
Г. Скребицкий «Кто как зимует». | Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным. | ||
П. Бажов «Серебряное копытце» | Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. | ||
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта. | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
С. Есенин «Береза» | Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. | ||
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю. | ||
Сказка братьев Гримм «Горшок каши» | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. | ||
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина | Учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей к окружающим, отзывчивость. | ||
И. Крылов «Ворона и лисица» | Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. | ||
П. Ершов. «Конек Горбунок» | Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях. | ||
С. Маршак «Откуда стол пришел?» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить чувствовать напевность рифмованных фраз. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека | ||
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых. | ||
Чтение стихотворений об армии | Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за армию своей страны. | ||
Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?» | Познакомить детей с новой русской народной потешкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. | ||
С. Алексеев | Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев | ||
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю. | ||
Е. Воробьев. «Обрывок провода» | Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев. | ||
Календарные обрядовые песни. «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Масленица); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. | ||
МАРТ | |||
Ненецкая сказка «Кукушка» | Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. | ||
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. | Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду. | ||
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть.Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров.Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. | ||
«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского | Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать доброжелательность. | ||
Н. Носов «Огурцы». | Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения. | ||
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова | Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду. | ||
А. Барто «Верёвочка» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов. | ||
Сказка «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон | Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. | ||
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки). | Учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать осторожное отношение к огню. | ||
В. Осеева «Просто старушка» | Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев, выразительно передавать диалог действующих лиц. Воспитывать уважение к старшим. | ||
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. | ||
А.Барков, Р. Сурьянинов«Откуда пришла книга» | Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге. | ||
К. Ушинский «Четыре желания» | Знакомство с творчеством К. Ушинского. Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения. | ||
АПРЕЛЬ | |||
Я. Аким. «Апрель» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. | ||
П. Соловьева | Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения. | ||
Ф. Тютчев. «Весенние воды» | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. | ||
В. Драгунский«Тайное становится явным» | Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. | ||
С. Михалков «Ошибка» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. | ||
Г.Х. Андерсен«Дюймовочка» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе. | ||
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. | ||
М. Пришвин «Золотой луг» | Помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу. | ||
Л. Обухова «Вижу землю» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. | ||
Песенки «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». | Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | ||
Л. Левин. «Сундук» | Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. | ||
С. Романовский. «На танцах» | Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Воспитывать любовь к животным. | ||
МАЙ | |||
А.Митяев «Мешок овсянки» | Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну. | ||
С. Алексеев «Первый ночной таран» | Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | ||
А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | ||
«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений. | ||
А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы») | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. | ||
«Как собака друга искала» Мордовская сказка | Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным. | ||
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. | ||
К. Ушинский «Пчёлки на разведках». | Расширить и углубить знания о творчестве К. Ушинского, особенностях его произведений, рассказать и показать о жизни пчёл, пользе, которую они приносят окружающим. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь и бережное отношение к природе. | ||
И. Суриков «На лугу» | Расширять представления детей о цветах. Знакомить с их особенностями. | ||
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок) | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев. | ||
Ш. Перро«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе | Учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание. | ||
Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята» | Познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям. | ||
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» | Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению. Воспитывать литературно-художественный вкус. | ||
В течение года | Организация творческих мастерских Рисование, лепка, аппликация по мотивам прочтенных произведений. Организация выставок рисунков и поделок. | ||
Май |
Презентация мини-проектов "Мы читаем вместе" | ||
Работа с родителями воспитанников |
Тема: "Это важно прочитать ребенку 6-7 лет"
|
Список литературы
- Буслаева, М. Как увлечь детей чтением / Мария Буслаева // Библиополе. – 2014. – № 2. – С. 29-31.
- Волкова, Т. В. Читаем всей семьей / Т. В. Волкова // Со- временная библиотека. – 2014. – № 7. – С. 76-79.
- Волкова, Т. Читает папа – читает сын: аксиома? Увы, не всегда / Татьяна Волкова // Библиотека. – 2014. – № 9. – С. 80, 3-я с. обл.
- Калинина, Е. А. Семейное чтение как урок добролюбия / Е. А. Калинина // Библиография. – 2014. – № 4. – С. 64-69.
- Шипилова, И. З. Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве: перспективы развития или медленное угасание / И. З. Шипилова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 5. – С. 228-232.
- Иванова, И. Где найти время для общения с ребенком / Ирина Иванова // Библиополе. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
"Как хорошо уметь читать"
Консультация для родителей....
"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей
"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....
Методическая разроботка: "Как хорошо уметь читать"
Воспитание читателя....
план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"
Всем хорошо известно, насколько сложно и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...
"Как хорошо уметь читать!"
Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....