"Поэтапное формирование первоначальных навыков монологической речи".
статья по развитию речи

В статье раскрываются этапы формирования навыков монологической речи, обучение детей разным лексико­-синтаксическим средствам соединения одного предложения с другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetapnoe_formirovanie_navykov_.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтапное формирование первоначальных навыков             монологической речи

Первый этап - ориентировочный.

      В занятия по формированию связного высказывания включаются задания по опознаванию предложений в составе текста, называние слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, знакомство с символами слова и предложения.

Лексический материал раздела - сопоставительные речевые упражнения. Самый продуктивный метод – противопоставление.

Сопоставительные упражнения:

1. Сравнение рассказа с набором слов из него. Из рассказа выбрасывается 2-3 глагола. Остальные слова в свободном порядке зачитываются детям.

2. Сравнение рассказа с коммуникативно-слабыми предложениями. Это значит, предложение начинается с местоимения.

3. Сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений.

     Формирование умения узнавать рассказ на основе логико-смысловых компонентов предполагает обучение детей осознанию логических признаков текста через словесный отчет. Дети учатся не только узнавать рассказ, но и объяснять, почему данный отрывок является рассказом.

Формирование предварительных, ориентировочных умений по обнаружению существенных признаков текста обеспечило возможность перехода к этапу обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к связному говорению.

Следующий, второй этап - это формированuе первоначального навыка связного говорения.

С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) npoгpaммиpoвания текста можно использовать следующие виды работ:

1.Сравнение двух сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико - синтетической деятельности.

2. Работа с сюжетной и предметной картинками.

Можно применить следующие задания:

  • подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
  • найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной;
  • подобрать пару из предметных картинок (мальчик - сачок, дедушка - лопата), опираясь на которые в дальнейшем дети придумывали предложения.

3. При работе с серией сюжетных картинок используются  следующие виды заданий:

  • восстановить последовательность картинок по памяти;
  • определить место «выпавшей» картинки среди других;
  • найти лишнюю картину в серии сюжетных картин;
  • определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
  • «распутать» два события. Детям предлагались вперемешку сюжетные картинки двух серий, давались задание распределить картинки по двум смысловым группам.

Третий - этап закрепление усвоенных навыков в самостоятельной речи детей.

      Показать детям в наглядной форме, на какие правила надо опираться, чтобы получился рассказ. Эго правила смысловой дружбы предложений в рассказе и правила лексико-синтаксической дружбы предложений в рассказе. Учить детей правильно программировать рассказ, т.е. правильно расставить в нем последовательность мысли, обучать детей разнообразным средствам соединения предложений.

В процессе работы над текстом одновременно осуществлять развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются  следующие задания:

  • сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
  • сравнить два текста: правильный и искаженный. Дети определяют, что не правильно в тексте.

С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:

  • заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
  • закончить предложение, которое начинается со связующего слова («а», «потому», "вот как", «потом», «наконец»);
  • добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.

         В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания,  над которыми  интенсивно работают в старшей группе и тексты - рассуждения, которые используются в подготовительной группе.

Обучение детей разным лексико-синтаксическим средствам соединения одного предложения с другим. До специального обучения дети часто  используют только один способ такой связи - прямой лексический повтор, однако он страдает известной искусственностью.

Связь предложений в тексте.

Выделяются три типа тема - рематических цепочек.

Цепная связь, при которой каждое последующее предложение непосредственно связано с предыдущим. Основными средствами осуществления этой связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Это наиболее распространенный способ связи.

Параллельная связь, отличающаяся тем, что каждое предложение, начиная со второго, развивает тему, обозначенную в первом предложении, и связано с ним по смыслу. Основные средства осуществления параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

Параллельная связь с отсутствием сквозной темы. Связь между предложениями осуществляется в этом случае через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Обычно такие построения используют в пейзажных описаниях.

Чтобы обеспечить связность при построении текста, нужно расположить предложения в последовательности, отражающей логику развития мысли.

Смысловое содержание текста не представляет собой просто сумму входящих в него предложений.

В тексте имеет место определенное движение мысли, оно осуществляется двумя путями:

1) через предикат,

2) через субъект.

В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т.д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст, например: «Мальчик пошел в лес. В лесу нашел землянику. Землянику положил в лукошко...» Такая семантическая структура текста называется цепной. Её можно обозначить следующей схемой:

       

Цепной текст представляет такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению по цепочке, через предметную отнесенность, далее идет знакомство со смысловой программой рассказа, появляется программа, состоящая из зрительных образов. Затем дети знакомятся с правилами смысловой дружбы предложений. для этого выясняется, какие картинки помогают дружить этим предложениям. Делается вывод, что в рассказе предложения крепко держатся друг за друга и только тогда получается рассказ. После этого дети пересказывают его с опорой на картинно-графический план.

В описательном рассказе используется второй путь смысловой связи предложений - через субъект, другими словами каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект. Например: «У зайца вытянутая мордочка. Уши у зайца длинные, а хвост короткий...». Такая структура текста носит название параллельной и обозначается следующей схемой:

Важно научить детей разными способами соединять предложения в описательном рассказе. Как правило, наиболее частотными способами прикрепления одного предложения к другому в описательном рассказе является соединение предложения через доминирующее слово, через называние этого предмета. Вводится графический символ        знак запрета, он помещается около карточки, название которой говорить нельзя, в результате этих упражнений дети обнаруживают, что содержание текста не меняется и что два соседних предложения можно соединить стрелками-связками, в то время как способы рассказывания становятся разнообразными и интересными.

В качестве второго способа соединения использование местоимений: «Эго яблоко. Оно большое». Обычно, после того как подобный способ соединения отработан на примере рассказов цепной структуры у детей не вызывает затруднений применение «знака запрета» в новой ситуации.

В более сложных по структуре текстах имеет место и та, и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).

В тексте с цепной связью (в повествовании), как правило, имеется динамика, развитие события, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (в описании), наоборот, присутствует статичность, рассказывается об одном и том же предмете. Обычно сначала проводится работа над повествованием, затем над описанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков монологической речи через упражнение детей в составлении рассказов

В презентации представлены виды обучения рассказыванию, мнемотаблицы, методические рекомендации по составлению рассказов....

Рекомендации по формированию первоначальных навыков у детей подготовительной группы детского сада.

Важно не количество знаний, а качество знаний.Поступление в школу важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка. Подготовку к школе лучше начинать заранее. В рекомендациях содержатся ориентиры с...

Формирование навыков монологической речи через упражнения детей в составлении рассказов

Специальные  исследования и логопедическая практика показывает, что  у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием  ра...

Проект в средней группе по формированию первоначальных навыков здорового образа жизни «Фрукты, овощи едим-быть здоровыми хотим!»

Данный проект был разработан и реализован в группе детей среднего возраста, своим содержанием проект объединил несколько образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "...

Проект в подготовительной группе по формированию первоначальных навыков безопасной жизнедеятельности (ОО «Социально-коммуникативное развитие) «Юный пешеход»

Проект разработан и реализован с детьми подготовительного к школе возраста, раскрывает содержание ОО "Социально-коммуникативное развитие" по направлению Безопасность...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...