НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ «ЧУДЕСНЫЕ ИГОЛОЧКИ»
статья по развитию речи

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ «ЧУДЕСНЫЕ ИГОЛОЧКИ»

Цель: Знакомство с нетрадиционной технике работы по развитию речи с помощью Су- Джок-терапии; освоение и дальнейшее внедрение данной техники в деятельность педагогов ДОУ.

Задачи:

Познакомить педагогов с применением техники Су-Джок-терапии и массажеров в работе с детьми по развитию речи.

Повысить мотивацию педагогов по вопросу применения нетрадиционных техник на базе своих ДОУ.

Участники: педагоги – участники мастер-класса

Материалы: Су-Джок - массажеры (шарики, колечки), массажер Ляпко, массажер

«Фараон», массажные коврики для ног, стол, компьютер, проектор.

Ход мастер-класса:

1.        Теоретическая часть.

Что мы, родители и педагоги, знаем о детских пальчиках? То, что поначалу они очень трогательные, нежные, все в перевязочках, мягкие, сжаты в кулачок и по большей части отдыхают. Но позже начинается настоящее наступление на мир, его познание. Пальчики все чаще захватывают предметы сначала случайно, потом осознанно. А в голове у ребенка уже начинается огромная и кропотливая работа, он активно познает мир и умнеет. Поэтому, чем больше мы уделяем внимания кистям рук, пальчикам и ладошкам, тем лучше развивается мозг ребенка.

Хорошо развитая речь – очень важное условие для успешного освоения программы детьми. И, как следствие, дальнейшее успешное освоение профессией и применение своих способностей. Исследователи, которые занимаются изучением развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения является своевременное становление речи дошкольника.

Но в последнее время, мы очень часто можем встретить детей с нарушениями речи. У таких детей нередко отмечается дефицит двигательной активности, в частности, относительно неразвитая мелкая моторика пальцев рук. В результате проведенных исследований было установлено, что устное произношение появляется у ребенка именно тогда, когда его движения пальчиками становятся наиболее точными. Именно поэтому уровень развития речевого аппарата напрямую зависит от степени становления тончайших жестов руками.

В арсенале педагогов огромное множество замечательных методик по исправлению речевых недостатков. Мне бы хотелось остановиться на нетрадиционных методах применения массажеров.

Что такое Су-Джок? В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Мы знаем, что каждая точка на ладони и стопе напрямую связана с определенным органом и при воздействии на эти точки, можно изменять состояние соответствующих органов и систем, способствовать излечению и улучшению состояния организма. Применение этой системы еще хорошо и тем, что при неправильном ее использовании, человеку невозможно навредить. Она просто не будет работать, не принося вреда. Из области медицины нам известно, что кисть – проекция тела человека: большой палец – голова, средний и безымянный – ноги, указательный и мизинец – руки.

Основное правило Су-Джок терапии: тыльная сторона ладони соответствует задней части тела, ладонь – передней. Исключение составляет большой палец и бугорок под ним.

Массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин на руках и стопах очень полезен, т.к. эти зоны отвечают за головной мозг. Мы будем проводить его до стойкого ощущения тепла в массируемом месте. Следовательно, мы не только одновременно работаем над улучшением работы всех перечисленных органов и частей тела человека, но и улучшаем мелкую моторику рук.

Основные приемы в Су-Джок терапии:

Массаж колючим шариком

Массаж пружинками

Массаж кистей рук

Массаж стоп

Сделать интересным и увлекательным занятия массажем позволит художественное слово. С помощью стихов, потешек и небольших сказок, даже сочиненных самостоятельно, ребенок вырабатывает точность движения руки и легче заучивает текст.

Наша стопа также имеет проекцию тела человека. Согласно методике Пака Чжэ Ву, большому пальцу ноги соответствует голова и шея, второй и пятый пальцы – руки, третий и четвертый пальцы – ноги, сама стопа – это живот и все внутренние органы. Подошвенная часть является проекцией передней части тела, а верхняя, видная нам – задней части. Пак Чжэ Ву досконально исследовал кисть и стопу человека и пришел к выводу, что они являются точным подобием тела человека не только по количеству выступающих частей, но и по своим пропорциям. Заболевший орган посылает сигнал на кисть или стопу в точку соответствия, и эта точка становится особенно болезненной.

Зная главное правило, что речь ребенка находится на кончиках пальцев, я решила применить Су-Джок-терапию для решения речевых проблем у детей дошкольного возраста. Эта технология хороша еще и тем, что ее можно проводить не только на индивидуальных занятиях в саду, но и родителям дома.

2.   Практическая часть

Важно! Упражнения для мальчиков подразумевают начало занятий с правой руки с переходом на левую. У девочек всё наоборот.

Сейчас я попрошу коллег помочь мне в проведении мастер-класса и принять активное участие в интересной игре. Все упражнения проводятся под соответствующие стихотворения, создающие игровой настрой и подсказывающие дальнейшие манипуляции с массажерами.

- Давайте познакомимся с нашими помощниками. Даю в руки педагогам шарик Су- Джок и выполняем движения по тексту стихотворения.

Волшебный шарик

Упражнение

Этот        шарик        непростой, (любуемся        шариком        на        левой        ладошке)

Он колючий, вот какой.                (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть        (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем        (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем        (катаем шарик горизонтально) И ладошки согреваем.

Как колобок мы покатаем,        (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения правой рукой)

В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.        (Выполняем движения левой рукой)

Упражнение

Этот кругленький дружок Называется Су-Джок Этот шарик очень добрый Покатаем мы вот так, Чтобы легче было думать, Сила чтоб была в руках.

А потом прижмем тихонько, Он прокрутится легонько.

Нам откроется секрет – В мире интересней нет.

Достаем два колечка. Рассматриваем.

Упражнение

«Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

Упражнение

«Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг. Он хороший ученик.

Шарики        раскрыть        и        «попрыгать»        попеременно        всеми        пальцами        по        колючей поверхности как по кочкам.

Упражнение

«Считалочка»

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

Работа с массажным ковриком

А теперь, ребята, я вас приглашаю немного поиграть на ковре. Посмотрите, какая чудесная дорожка у нас есть. Она непростая, по ней нужно ходить босиком. Здесь у нас есть травка (показываю мелкие иголочки), камушки (фрагменты побольше) и даже горы и овраги.

Давайте мы с вами отправимся путешествовать на паровозе.

Вставайте в шеренгу, медленно шагаем по массажной дорожке под стихотворные строки.

Вот поезд наш едет, колеса стучат А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Бежит паровоз и дымок высоко. Ребят он повез далеко – далеко. Приехали в лес, остановка опять, Вставайте, ребята, идите гулять.

Повторить 2-3 раза. А теперь, ребята, мы вернемся в сад и продолжим играть с нашими чудесными иголочками.

Гимнастика для пальчиков с помощью аппликатора Ляпко

«Горка» – аппликатор Ляпко прикладываем к ладони и нажимаем в виде прокатывания валика вплоть до кончиков пальцев.

«Скалы» – прижимаем аппликатор вертикально и легко надавливаем, начиная с большого пальца, при счете от 1 до 10.

Плыл у беpега пескаpик, Потеpял воздушный шаpик. Помоги его найти

-Сосчитай до десяти.

«Крокодильчик» - сгибаем аппликатор пополам и массируем отдельно каждый пальчик. Совершаем нажатия в каждой рефлекторной точке по три раза.

Как-то крошка-крокодил От родителей уплыл.

Загулял он, потерялся И от страха растерялся.

«Компьютер» – массажное устройство лежит на столе. Ребенку объясняем, что предстоит печатать пальчиками по очереди, как на компьютере.

«Ладушки» - аппликатор расположить на ладони, а другой совершать хлопки по иголкам. Менять ладони поочередно.

«Медведь» - подушечки пальцев правой руки находятся на аппликаторе, а указательный палец левой при этом надавливает на каждую ногтевую пластину прижатых к устройству пальцев.

Работа с массажером «Фараон»

Массаж спины для снятия напряжения в мышцах после работы. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего окошка вдруг посыпался горошек. Пришли куры – поклевали,

Пришли гуси – пощипали, Пришел слон – потоптал. Пришел дворник – все подмел. Пришел директор зоопарка Поставил стул,поставил стол И начал писать письмо:

«Дорогая жена и дочка. Дзинь – точка Шлю тебе чулочки, дочке – ползуночки Дзинь – точка, дзинь - точка» Запечатал конверт, отправил.

Письмо шло, шло До адресата дошло.

Вот        и        закончилось        наше        веселое        знакомство        с        чудесными        иголочками.        Вам понравилось с ними дружить? А теперь они с вами прощаются до новых встреч.

Литература:

Ивчатова Л.А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми. Логопед 2010, №1, С 36-38.

Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей». М; АСТ; СПб.: Сова, 2007, С 93.

Пак Чжэ Ву «Су-Джок для всех». Москва – 2009, С 136.

Пак Чжэ Ву «Атлас энергетической системы человека» - М., Су-Джок Академия, 2000, С 446.

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»

Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...

Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....

Занятие по развитию речи с использованием Су Джок терапии

Технологическая карта по развитию речи для коррекции и развития монологической речи...

Конспект занятия по развитию речи с элементами Су-Джок терапии

Конспект занятия  по развитию речи с использованием массажного шарика  Су – Джок...

Конспект занятия по развитию речи с элементами Су-джок терапии

конспект занятия разработан с элементами Су-джок терапии...