НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ «ЧУДЕСНЫЕ ИГОЛОЧКИ»
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ «ЧУДЕСНЫЕ ИГОЛОЧКИ»
Цель: Знакомство с нетрадиционной технике работы по развитию речи с помощью Су- Джок-терапии; освоение и дальнейшее внедрение данной техники в деятельность педагогов ДОУ.
Задачи:
Познакомить педагогов с применением техники Су-Джок-терапии и массажеров в работе с детьми по развитию речи.
Повысить мотивацию педагогов по вопросу применения нетрадиционных техник на базе своих ДОУ.
Участники: педагоги – участники мастер-класса
Материалы: Су-Джок - массажеры (шарики, колечки), массажер Ляпко, массажер
«Фараон», массажные коврики для ног, стол, компьютер, проектор.
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
Что мы, родители и педагоги, знаем о детских пальчиках? То, что поначалу они очень трогательные, нежные, все в перевязочках, мягкие, сжаты в кулачок и по большей части отдыхают. Но позже начинается настоящее наступление на мир, его познание. Пальчики все чаще захватывают предметы сначала случайно, потом осознанно. А в голове у ребенка уже начинается огромная и кропотливая работа, он активно познает мир и умнеет. Поэтому, чем больше мы уделяем внимания кистям рук, пальчикам и ладошкам, тем лучше развивается мозг ребенка.
Хорошо развитая речь – очень важное условие для успешного освоения программы детьми. И, как следствие, дальнейшее успешное освоение профессией и применение своих способностей. Исследователи, которые занимаются изучением развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения является своевременное становление речи дошкольника.
Но в последнее время, мы очень часто можем встретить детей с нарушениями речи. У таких детей нередко отмечается дефицит двигательной активности, в частности, относительно неразвитая мелкая моторика пальцев рук. В результате проведенных исследований было установлено, что устное произношение появляется у ребенка именно тогда, когда его движения пальчиками становятся наиболее точными. Именно поэтому уровень развития речевого аппарата напрямую зависит от степени становления тончайших жестов руками.
В арсенале педагогов огромное множество замечательных методик по исправлению речевых недостатков. Мне бы хотелось остановиться на нетрадиционных методах применения массажеров.
Что такое Су-Джок? В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Мы знаем, что каждая точка на ладони и стопе напрямую связана с определенным органом и при воздействии на эти точки, можно изменять состояние соответствующих органов и систем, способствовать излечению и улучшению состояния организма. Применение этой системы еще хорошо и тем, что при неправильном ее использовании, человеку невозможно навредить. Она просто не будет работать, не принося вреда. Из области медицины нам известно, что кисть – проекция тела человека: большой палец – голова, средний и безымянный – ноги, указательный и мизинец – руки.
Основное правило Су-Джок терапии: тыльная сторона ладони соответствует задней части тела, ладонь – передней. Исключение составляет большой палец и бугорок под ним.
Массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин на руках и стопах очень полезен, т.к. эти зоны отвечают за головной мозг. Мы будем проводить его до стойкого ощущения тепла в массируемом месте. Следовательно, мы не только одновременно работаем над улучшением работы всех перечисленных органов и частей тела человека, но и улучшаем мелкую моторику рук.
Основные приемы в Су-Джок терапии:
Массаж колючим шариком
Массаж пружинками
Массаж кистей рук
Массаж стоп
Сделать интересным и увлекательным занятия массажем позволит художественное слово. С помощью стихов, потешек и небольших сказок, даже сочиненных самостоятельно, ребенок вырабатывает точность движения руки и легче заучивает текст.
Наша стопа также имеет проекцию тела человека. Согласно методике Пака Чжэ Ву, большому пальцу ноги соответствует голова и шея, второй и пятый пальцы – руки, третий и четвертый пальцы – ноги, сама стопа – это живот и все внутренние органы. Подошвенная часть является проекцией передней части тела, а верхняя, видная нам – задней части. Пак Чжэ Ву досконально исследовал кисть и стопу человека и пришел к выводу, что они являются точным подобием тела человека не только по количеству выступающих частей, но и по своим пропорциям. Заболевший орган посылает сигнал на кисть или стопу в точку соответствия, и эта точка становится особенно болезненной.
Зная главное правило, что речь ребенка находится на кончиках пальцев, я решила применить Су-Джок-терапию для решения речевых проблем у детей дошкольного возраста. Эта технология хороша еще и тем, что ее можно проводить не только на индивидуальных занятиях в саду, но и родителям дома.
2. Практическая часть
Важно! Упражнения для мальчиков подразумевают начало занятий с правой руки с переходом на левую. У девочек всё наоборот.
Сейчас я попрошу коллег помочь мне в проведении мастер-класса и принять активное участие в интересной игре. Все упражнения проводятся под соответствующие стихотворения, создающие игровой настрой и подсказывающие дальнейшие манипуляции с массажерами.
- Давайте познакомимся с нашими помощниками. Даю в руки педагогам шарик Су- Джок и выполняем движения по тексту стихотворения.
Волшебный шарик
Упражнение
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик горизонтально) И ладошки согреваем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения правой рукой)
В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения левой рукой)
Упражнение
Этот кругленький дружок Называется Су-Джок Этот шарик очень добрый Покатаем мы вот так, Чтобы легче было думать, Сила чтоб была в руках.
А потом прижмем тихонько, Он прокрутится легонько.
Нам откроется секрет – В мире интересней нет.
Достаем два колечка. Рассматриваем.
Упражнение
«Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
Упражнение
«Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг. Он хороший ученик.
Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами по колючей поверхности как по кочкам.
Упражнение
«Считалочка»
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.
Работа с массажным ковриком
А теперь, ребята, я вас приглашаю немного поиграть на ковре. Посмотрите, какая чудесная дорожка у нас есть. Она непростая, по ней нужно ходить босиком. Здесь у нас есть травка (показываю мелкие иголочки), камушки (фрагменты побольше) и даже горы и овраги.
Давайте мы с вами отправимся путешествовать на паровозе.
Вставайте в шеренгу, медленно шагаем по массажной дорожке под стихотворные строки.
Вот поезд наш едет, колеса стучат А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Бежит паровоз и дымок высоко. Ребят он повез далеко – далеко. Приехали в лес, остановка опять, Вставайте, ребята, идите гулять.
Повторить 2-3 раза. А теперь, ребята, мы вернемся в сад и продолжим играть с нашими чудесными иголочками.
Гимнастика для пальчиков с помощью аппликатора Ляпко
«Горка» – аппликатор Ляпко прикладываем к ладони и нажимаем в виде прокатывания валика вплоть до кончиков пальцев.
«Скалы» – прижимаем аппликатор вертикально и легко надавливаем, начиная с большого пальца, при счете от 1 до 10.
Плыл у беpега пескаpик, Потеpял воздушный шаpик. Помоги его найти
-Сосчитай до десяти.
«Крокодильчик» - сгибаем аппликатор пополам и массируем отдельно каждый пальчик. Совершаем нажатия в каждой рефлекторной точке по три раза.
Как-то крошка-крокодил От родителей уплыл.
Загулял он, потерялся И от страха растерялся.
«Компьютер» – массажное устройство лежит на столе. Ребенку объясняем, что предстоит печатать пальчиками по очереди, как на компьютере.
«Ладушки» - аппликатор расположить на ладони, а другой совершать хлопки по иголкам. Менять ладони поочередно.
«Медведь» - подушечки пальцев правой руки находятся на аппликаторе, а указательный палец левой при этом надавливает на каждую ногтевую пластину прижатых к устройству пальцев.
Работа с массажером «Фараон»
Массаж спины для снятия напряжения в мышцах после работы. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка вдруг посыпался горошек. Пришли куры – поклевали,
Пришли гуси – пощипали, Пришел слон – потоптал. Пришел дворник – все подмел. Пришел директор зоопарка Поставил стул,поставил стол И начал писать письмо:
«Дорогая жена и дочка. Дзинь – точка Шлю тебе чулочки, дочке – ползуночки Дзинь – точка, дзинь - точка» Запечатал конверт, отправил.
Письмо шло, шло До адресата дошло.
Вот и закончилось наше веселое знакомство с чудесными иголочками. Вам понравилось с ними дружить? А теперь они с вами прощаются до новых встреч.
Литература:
Ивчатова Л.А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми. Логопед 2010, №1, С 36-38.
Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей». М; АСТ; СПб.: Сова, 2007, С 93.
Пак Чжэ Ву «Су-Джок для всех». Москва – 2009, С 136.
Пак Чжэ Ву «Атлас энергетической системы человека» - М., Су-Джок Академия, 2000, С 446.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи
Инновационные методы в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста....
Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...
Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....
Занятие по развитию речи с использованием Су Джок терапии
Технологическая карта по развитию речи для коррекции и развития монологической речи...
Конспект занятия по развитию речи с элементами Су-Джок терапии
Конспект занятия по развитию речи с использованием массажного шарика Су – Джок...