Инновационные методы и приемы по развитию речи в старшей группе
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
В данной работе представлены методы и приемы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_prezentatsii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития по ФГОС:
Овладением речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря
развитие связной, диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:
создание предметно-развивающей среды
подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий
использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.
личный пример педагога, его правильно поставленная речь
консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.
C целью обогащения предметно-развивающей среды нами были изготовлены следующие пособия.
1. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Поэтому нами были разработаны пособия на развитие речевого дыхания: Прожорливые фрукты и Лети лепесток.
2. Для развития связной речи и обучения грамоте игра «Волшебные диски».
Пособие окажет помощь в формировании слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.
1.Дидактическая игра «Подбери рифму»: Цель: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать фонематическое восприятие. Варианты игры: Один из игроков раскручивает диск, другой играющий подбирает картинку, название которой звучит в рифму. Например: шишка- мишка и т.д.
2.Дидактическая игра «Составь предложение»:
Цель: учить детей составлять предложения различного вида, используя заданные слова, словесное творчество, фантазию. Вариант игры: Каждый из игроков раскручивает свой диск, затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые совпали на дисках.
Например: Можно заранее обговорить, какие должны быть предложения (с предлогами, из какого количества слов и т. Д.) За правильно составленное предложение играющий получает фишку.
3. Дидактическая игра « Составь слово»: Цель: чтение и составление двусложных слов. Варианты игры: может один ребёнок составлять двусложные слова. Могут играть педагог с ребёнком или двое детей. Один задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово.
4.Дидактическая игра «Подбери букву». Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв. Для каждой картинки подбираем букву, с которой начинается слово. Предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.
3. В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач оформили Magic Box «Волшебный сундучок», который включает в себя игры:
- «Опиши картинку» (Цель: Развитие связной речи, произвольной и слуховой памяти, наблюдательности, логического мышления, формирование навыков определять группу предметов, объединенных по общему признаку, выявления постороннего по смыслу предмета.
- «Речевые улитки» на закрепление произношения звуков.
- «Слоговой паровозик» с целью обучение и закрепление навыка деления слов на слоги , так как слоговой анализ –один из важных этапов ознакомления со звуковой стороной слова. Необходимо, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова, слогообразующую роль гласного.
- «Игры с предлогами» , с целью уточнения и закрепления правильного употребления предлогов.
- «Составь предложение по схеме» с целью совершенствования грамматического строя речи.
4. В свою работу мы включили интересную и эффективную игру "Рассели по домикам" с целью учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они
5. Экран «Карты Проппа» для развития связной речи. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы
6.Нами разработано и активно используется многофункциональное «Логопедическое панно»
Данное пособие решает следующие задачи:
- формирование лексико-грамматической стороны речи (правильного употребления предлогов, подбора родственных слов, образования относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов); - формирование связной речи (составление предложений, пересказов, рассказов с опорой на предметные картинки);
- развитие познавательных процессов (зрительной памяти, логического мышления, восприятия, внимания);
- развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации; - развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. - определение позиции звука в слове (начало, середина, конец, делении слов на слоги, составлении предложений по опорному слову-картинке.
7. Также приобрели настольно-печатные игры: «Тренажер Логопед и я», «Дублик круглик», Логопедические кубики «Я говорю», настольно-магнитная игра «Слоговые домики» и др.
8. Одним из инновационных педагогических методов развития речи является мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Метод «Волшебные колечки» основан на мнемотехнике, этот метод можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов;
- при подготовки к обучении грамоте.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому важно использовать данную технологию в своей работе.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается речь, фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы и приемы на занятиях Логоритмикой в логопедической группе (старшей) МДОУ..
Инновационные методы и приемы на занятиях Логоритмикой....
Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...
Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...
«Поиск инновационных методов и приемов речевого развития дошкольников, применение их в профессиональной деятельности воспитателя».
Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательног...
Конспект итогового коррекционного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну» с помощью методов и приемов инфографики.
1.Образовательные: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.2.Коррекционно-развивающие: закрепить упо...
ООД с использованием игровых приемов по развитию речи в старшей группе.
Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.Образовательные задачи:-развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, о...
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых приемов по развитию речи в старшей группе.
Выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи через игру....