Инновационные методы и приемы по развитию речи в старшей группе
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Сапунова Елена Владимировна

В данной работе представлены методы и приемы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_prezentatsii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития по ФГОС:

Овладением речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:

создание предметно-развивающей среды

подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий

использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.

личный пример педагога, его правильно поставленная речь

консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.

C целью обогащения предметно-развивающей среды нами были изготовлены следующие пособия.

1. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Поэтому нами были разработаны пособия  на развитие речевого дыхания: Прожорливые фрукты и Лети лепесток.

2. Для развития связной речи и обучения    грамоте  игра «Волшебные диски».

Пособие окажет помощь в формировании слоговой структуры, в     совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

1.Дидактическая игра «Подбери рифму»:                                                                                 Цель: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать фонематическое восприятие.                                                                                                                                       Варианты игры: Один из игроков раскручивает диск, другой играющий подбирает картинку, название которой звучит в рифму. Например: шишка- мишка и т.д.

2.Дидактическая игра «Составь предложение»:

Цель: учить детей составлять предложения различного вида, используя заданные слова, словесное творчество, фантазию.                                                           Вариант игры: Каждый из игроков раскручивает свой диск, затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые совпали на дисках.

                                                                                                                                            Например: Можно заранее обговорить, какие должны быть предложения (с предлогами, из какого количества слов и т. Д.) За правильно составленное предложение играющий получает фишку.

3. Дидактическая игра « Составь слово»:                                                               Цель: чтение и составление двусложных слов.                                                Варианты игры:  может один ребёнок составлять двусложные слова.     Могут играть педагог с ребёнком или двое детей. Один задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово.

4.Дидактическая игра «Подбери букву».                                                         Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.                                        Для каждой картинки подбираем букву, с которой начинается слово.   Предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.

3. В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач оформили Magic Box «Волшебный сундучок», который включает в себя игры:

  • «Опиши картинку» (Цель: Развитие связной речи, произвольной и слуховой памяти, наблюдательности, логического мышления, формирование навыков определять группу предметов, объединенных по общему признаку, выявления постороннего по смыслу предмета.
  •  «Речевые улитки» на закрепление произношения звуков.
  • «Слоговой паровозик» с целью  обучение и закрепление навыка деления слов на слоги , так как слоговой анализ –один из важных этапов ознакомления со звуковой стороной слова. Необходимо, чтобы дети осознали принцип слогового строения словаслогообразующую роль гласного.
  • «Игры с предлогами» , с целью уточнения  и закрепления правильного употребления предлогов.
  • «Составь предложение по схеме» с целью совершенствования грамматического строя речи.

4. В свою работу мы включили интересную и эффективную игру "Рассели по домикам" с целью учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они

5. Экран «Карты Проппа» для развития связной речи. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы

6.Нами  разработано и активно используется многофункциональное «Логопедическое панно»  

Данное пособие решает следующие задачи:

- формирование лексико-грамматической стороны речи (правильного употребления предлогов, подбора родственных слов, образования относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов); - формирование связной речи (составление предложений, пересказов, рассказов с опорой на предметные картинки);

- развитие познавательных процессов (зрительной памяти, логического мышления, восприятия, внимания);

- развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации; - развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. - определение позиции звука в слове (начало, середина, конец, делении слов на слоги, составлении предложений по опорному слову-картинке.

7. Также приобрели настольно-печатные игры: «Тренажер Логопед и я», «Дублик круглик», Логопедические кубики «Я говорю», настольно-магнитная игра «Слоговые домики» и др.

8. Одним из инновационных педагогических методов развития речи является мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Метод «Волшебные колечки» основан на мнемотехнике, этот метод можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов;

- при подготовки к обучении грамоте.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому важно использовать данную технологию в своей работе.

Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается речь, фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Методическая разработка «Мнемотехника - как один из эффективных методов и приемов в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.На сегодняшни...

«Поиск инновационных методов и приемов речевого развития дошкольников, применение их в профессиональной деятельности воспитателя».

Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательног...

Конспект итогового коррекционного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну» с помощью методов и приемов инфографики.

1.Образовательные: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.2.Коррекционно-развивающие: закрепить упо...

ООД с использованием игровых приемов по развитию речи в старшей группе.

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.Образовательные задачи:-развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, о...