Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ
статья по развитию речи
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.
Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:
• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды
• Непосредственное руководство играми детей.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.
Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.
Примерный алгоритм составления технологической карты
1. Определение темы.
2. Постановка цели.
3. Формулирование задач.
4. Определение этапов.
5. Примерный хронометраж этапов.
6. Наполнение содержанием, подбор материала.
Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.
Структура технологической карты
- Название игры
- Шаг первый – приглашение друзей.
- Шаг второй – распределение ролей.
- Шаг третий –выбор игровых предметов.
- Шаг четвертый - игра.
- Шаг пятый – прибери игрушки.
Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):
- обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
- обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
- создание развивающей предметной среды;
- активизирующее общение взрослых с детьми.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.
Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:
1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.
2. Повышение педагогической культура родителей.
3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.
Таким образом, результат применения технологических карт следующий:
1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.
2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.
3. Педагог, используя технологические карты, может:
- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;
- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;
- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;
4. Применение технологических карт способствует:
- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;
- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;
- развитию адекватной самооценки у дошкольников.
Литература
1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.
3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.
Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:
• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды
• Непосредственное руководство играми детей.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.
Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.
Примерный алгоритм составления технологической карты
1. Определение темы.
2. Постановка цели.
3. Формулирование задач.
4. Определение этапов.
5. Примерный хронометраж этапов.
6. Наполнение содержанием, подбор материала.
Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.
Структура технологической карты
- Название игры
- Шаг первый – приглашение друзей.
- Шаг второй – распределение ролей.
- Шаг третий –выбор игровых предметов.
- Шаг четвертый - игра.
- Шаг пятый – прибери игрушки.
Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):
- обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
- обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
- создание развивающей предметной среды;
- активизирующее общение взрослых с детьми.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.
Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:
1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.
2. Повышение педагогической культура родителей.
3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.
Таким образом, результат применения технологических карт следующий:
1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.
2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.
3. Педагог, используя технологические карты, может:
- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;
- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;
- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;
4. Применение технологических карт способствует:
- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;
- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;
- развитию адекватной самооценки у дошкольников.
Литература
1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.
3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....
мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой. Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"
В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...
«Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры»
Приветствую вас на мастер – классе. Сегодня, я хочу вам предложить составить технологическую карту для организации сюжетно – ролевой игры....
«Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры»
Мастер-класс для воспитателей детского сада...
Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».
Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....
Мастер -класс для педагогов"Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"
Игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких к...