Методика работы с детьми 3-4 лет по развитию речи
материал по развитию речи (младшая группа)

Тараканова Анастасия Михайловна

С дошкольниками четвертого года жизни на занятиях по развитию речи продолжается работа  по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, работа по формированию словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_3-4.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с детьми

3-4 лет по развитию речи

С дошкольниками четвертого года жизни на занятиях по развитию речи продолжается работа  по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, работа по формированию словаря.

1 секция – Формирование словаря

Во второй младшей группе, как и на предыдущей возрастной ступени, используют соответствующие приемы словарной работы:

-Давайте попробуем их перечислить:

1. рассматривание предмета, установление его назначения, сообщение названия предмета, показ характерных действий с ним;

2.  называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка)

3. использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в словаре у ребенка.

Сейчас предлагаю просмотреть видео сюжетно – ролевой игры,    где применены все эти приемы.  

Сюжетно-ролевая игра:

«Накроем стол к чаю»

Воспитатель объясняет, что к ребятам пришли гости мишка и зайка.

 Гостей нужно угостить чаем, и поэтому надо накрыть стол к чаепитию.

Воспитатель рассказывает, для чего нужна та или иная посуда и как она называется.

-Для того, чтобы пить чай нам нужна посуда.

-Посуда, предназначенная для чаепития, называется чайной.

-Это чашка, она белая, у чашки есть ручка, для того чтобы не обжечь руки, в нее наливают чай и пьют из нее.

Это блюдца, оно белое, круглое, блюдце нужно для того чтобы можно было положить булочку или печенье.

-Это чайник, он….. в чайнике мы кипятим воду для чая. У чайника длинный нос, сверху крышка, сбоку ручка.

 -Это сахарница, она….. в ней лежит сахар.

В данном эпизоде мы увидели два приема: 

1. рассматривание предмета, установление его назначения, сообщение названия предмета, показ характерных действий с ним;

2.  называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка)

Сейчас мы с вами накроем на стол, чтобы было красиво, мы на стол постелем скатерть. А что нужно поставить на стол для чая? –чайную посуду.

Далее Ребенок выполняет поручения взрослого:

- возьми чайник и поставь на стол, что ты поставил? - чайник.

- возьми чашку с блюдцем и поставь на стол, что ты поставил? - чашку, блюдце.

- возьми сахарницу и поставь на стол, что ты поставил? - сахарницу.

 

 

2 секция – Воспитание звуковой культуры речи

Большинство детей на четвертом году жизни произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков?

Стоит, так как четкое произношение гласных и наиболее  простых согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.

Поэтому занятия по ЗКР с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру:

1. Упражнения, способствующие подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и т д).

2. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф-ф-ф-песенка ежа, пи-пи-пи –пищит мышка)

Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

1. сочетание хорового повторения с индивидуальными (3-4 повторения).

Например, воспитатель говорит:

«у-у-у – сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.)

А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз…. Сашин…..Машин»;

2. использование дидактических игр типа «Заводные игрушки».

В этой игре дети изображают  бельчат (самолеты, собачек, комаров….).

Воспитатель «заводит» игрушку-ребенка «ключиком».

«У-У-У» произносит самолет (если ребенок молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить, что игрушка сломалась, а потом вне занятия еще раз  с ним поиграть).

3. Многократное проговаривание звука детьми. Для этого педагог должен предложить 3-4 звукоподражания (Например, фу,фью,уф-ф).

4. Закрепление звука в словах и фразовой речи.

Для этого используются дидактические игры, договаривание слов в знакомых детям стихах.

3 секция – грамматический строй речи

Содержание работы по данному компоненту грамматический строй речи, обусловливается особенностями, характерными для речи детей данного возраста, поэтому особое внимание уделяется следующим приемам:

1. Договаривание правильных окончаний

  • Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках 

Например: Капризуля наша Маша, у неё в тарелке….. (каша).

 

  • Дидактическое упражнение «Что одно, а что много?»

(Карточки).

2. Работа над существительными, обозначающими:

Детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа).

Для этого можно предложить следующее задание –

«Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: «Дайте мне котят, мышат, лягушат, попросишь неправильно, малыши к тебе не пойдут)

Название посуды (с суффиксами –ик,-иц): чайник, молочник, конфетница, салфетница и т д.

Эти существительные дети легко осваивают с помощью  следующих дидактических игр: «Чего не стало?», «Покажи и назови»

4 секция – развитие связной речи

Как мы уже знаем развитие связной речи включает – монологическую речь и диалогическую.

В работе с детьми четвертого года жизни уделяется пристальное внимание развитию навыков разговорной речи. Диалог – первая ступень в развитии связной речи с детьми младшего дошкольного возраста.

В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи, такие как:

-Обучение детей  понимать вопросы и отвечать на них;

-Обучение детей задавать вопросы. Для этого необходимо, воспитателю, общаясь с группой детей учить их слушать и активно включаться в разговор;

-драматизация-импровизация

-дословное воспроизведение ответов на вопросы по художественным произведениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)

Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....

Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому...

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...

«Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»

laquo;Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»...