Методика работы с детьми 3-4 лет по развитию речи
материал по развитию речи (младшая группа)
С дошкольниками четвертого года жизни на занятиях по развитию речи продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, работа по формированию словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_3-4.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с детьми
3-4 лет по развитию речи
С дошкольниками четвертого года жизни на занятиях по развитию речи продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, работа по формированию словаря.
1 секция – Формирование словаря
Во второй младшей группе, как и на предыдущей возрастной ступени, используют соответствующие приемы словарной работы:
-Давайте попробуем их перечислить:
1. рассматривание предмета, установление его назначения, сообщение названия предмета, показ характерных действий с ним;
2. называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка)
3. использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в словаре у ребенка.
Сейчас предлагаю просмотреть видео сюжетно – ролевой игры, где применены все эти приемы.
Сюжетно-ролевая игра:
«Накроем стол к чаю»
Воспитатель объясняет, что к ребятам пришли гости мишка и зайка.
Гостей нужно угостить чаем, и поэтому надо накрыть стол к чаепитию.
Воспитатель рассказывает, для чего нужна та или иная посуда и как она называется.
-Для того, чтобы пить чай нам нужна посуда.
-Посуда, предназначенная для чаепития, называется чайной.
-Это чашка, она белая, у чашки есть ручка, для того чтобы не обжечь руки, в нее наливают чай и пьют из нее.
Это блюдца, оно белое, круглое, блюдце нужно для того чтобы можно было положить булочку или печенье.
-Это чайник, он….. в чайнике мы кипятим воду для чая. У чайника длинный нос, сверху крышка, сбоку ручка.
-Это сахарница, она….. в ней лежит сахар.
В данном эпизоде мы увидели два приема:
1. рассматривание предмета, установление его назначения, сообщение названия предмета, показ характерных действий с ним;
2. называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка)
Сейчас мы с вами накроем на стол, чтобы было красиво, мы на стол постелем скатерть. А что нужно поставить на стол для чая? –чайную посуду.
Далее Ребенок выполняет поручения взрослого:
- возьми чайник и поставь на стол, что ты поставил? - чайник.
- возьми чашку с блюдцем и поставь на стол, что ты поставил? - чашку, блюдце.
- возьми сахарницу и поставь на стол, что ты поставил? - сахарницу.
2 секция – Воспитание звуковой культуры речи
Большинство детей на четвертом году жизни произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков?
Стоит, так как четкое произношение гласных и наиболее простых согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.
Поэтому занятия по ЗКР с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру:
1. Упражнения, способствующие подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и т д).
2. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф-ф-ф-песенка ежа, пи-пи-пи –пищит мышка)
Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:
1. сочетание хорового повторения с индивидуальными (3-4 повторения).
Например, воспитатель говорит:
«у-у-у – сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.)
А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз…. Сашин…..Машин»;
2. использование дидактических игр типа «Заводные игрушки».
В этой игре дети изображают бельчат (самолеты, собачек, комаров….).
Воспитатель «заводит» игрушку-ребенка «ключиком».
«У-У-У» произносит самолет (если ребенок молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить, что игрушка сломалась, а потом вне занятия еще раз с ним поиграть).
3. Многократное проговаривание звука детьми. Для этого педагог должен предложить 3-4 звукоподражания (Например, фу,фью,уф-ф).
4. Закрепление звука в словах и фразовой речи.
Для этого используются дидактические игры, договаривание слов в знакомых детям стихах.
3 секция – грамматический строй речи
Содержание работы по данному компоненту грамматический строй речи, обусловливается особенностями, характерными для речи детей данного возраста, поэтому особое внимание уделяется следующим приемам:
1. Договаривание правильных окончаний
- Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках
Например: Капризуля наша Маша, у неё в тарелке….. (каша).
- Дидактическое упражнение «Что одно, а что много?»
(Карточки).
2. Работа над существительными, обозначающими:
Детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа).
Для этого можно предложить следующее задание –
«Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: «Дайте мне котят, мышат, лягушат, попросишь неправильно, малыши к тебе не пойдут)
Название посуды (с суффиксами –ик,-иц): чайник, молочник, конфетница, салфетница и т д.
Эти существительные дети легко осваивают с помощью следующих дидактических игр: «Чего не стало?», «Покажи и назови»
4 секция – развитие связной речи
Как мы уже знаем развитие связной речи включает – монологическую речь и диалогическую.
В работе с детьми четвертого года жизни уделяется пристальное внимание развитию навыков разговорной речи. Диалог – первая ступень в развитии связной речи с детьми младшего дошкольного возраста.
В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи, такие как:
-Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;
-Обучение детей задавать вопросы. Для этого необходимо, воспитателю, общаясь с группой детей учить их слушать и активно включаться в разговор;
-драматизация-импровизация
-дословное воспроизведение ответов на вопросы по художественным произведениям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.
Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....
Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)
Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....
Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому...
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».
Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....
Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...
«Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»
laquo;Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»...