Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»
методическая разработка по развитию речи

Симнова Елена Николаевна

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому языку создана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, известных художников и называется «Музейный дом» или картинная галерея. А также создано пособие «Музей в твоем классе» для 1-6 классов. В альбоме помещены 17 репродукций с подробным методическим аппаратом (вопросами и заданиями, а также инструментами: рамка прямоугольная и круглая). Авторами альбома является О.А. Малаховская.        

   При подготовке необходимо определить цель: учить рассматривать, рассматривать и видеть, видеть и чувствовать, чувствуя говорить, то есть зримо воспринимать картину, вместе с автором переживать радость, испытывать волнение, а вместе с героями картины смеяться и плакать. Только тогда, когда цель будет достигнута, картина оставит след в душе ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_rabota_po_kartine_belyaeva.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников

при работе по УМК «Дошкольное образование»

Методическое пособие

Симонова Е.Н.  

Формирование культуры речи при работе  по картине

     Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому языку создана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, известных художников и называется «Музейный дом» или картинная галерея. А также создано пособие «Музей в твоем классе» для 1-6 классов. В альбоме помещены 17 репродукций с подробным методическим аппаратом (вопросами и заданиями, а также инструментами: рамка прямоугольная и круглая). Авторами альбома является О.А. Малаховская.        

   При подготовке необходимо определить цель: учить рассматривать, рассматривать и видеть, видеть и чувствовать, чувствуя говорить, то есть зримо воспринимать картину, вместе с автором переживать радость, испытывать волнение, а вместе с героями картины смеяться и плакать. Только тогда, когда цель будет достигнута, картина оставит след в душе ребёнка.

       Систематическая работа на основе восприятия картин предполагает несколько направлений:

  1. Развитие коммуникативно – речевого умения:

Данные умения направлены как на восприятие готового текста, так и на создание собственного. Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения, например: прочитав текст с незнакомыми словами, даётся детям задание – догадаться по контексту о значении незнакомых слов. Для этого учащимся нужны умения: построение структуры текста, деление его на части, составление плана, умение редактировать собственный текст.

  1. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин включает следующие упражнения:

 -  Рассмотрение репродукции без предварительной установки учителем по музыкальное сопровождение. Например: рассмотрение картины может сопровождаться прослушиванием «Лесной сказки» и музыкой Чайковского «Времена года».      

  -     Мысленное воспроизведение рассматриваемой картины.

  -    Определение звучания картины.

  -   Вхождение в картину. (Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)

  -    Определение жанра (пейзаж, натюрморт, портрет).

  -    Определение темы картины.

       Важными являются и упражнения направленные  на развитие эмоционального отношения к предметам искусства:

  -     нарисуй красками музыку, которую услышал;

  -     нарисуй цветовую гамму пейзажного стихотворения;

  -     перевоплотись в героя картины.  

        Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенности самой картины, от поставленных целей, возраста учащегося.

  1. Использование различных видов диктантов, связанных с жизнью и творчеством художников, с картинами (словарный, творческий, выборочный, свободный).
  2. Результативной является работа со словарями, а также составление собственных словарей, например: словарь терминов и понятий: Абрамцево – музей  -  усадьба под Москвой.
  3. Беседы и сочинения по картинам: например, сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд» проходит по плану:
  1. Рассказать о художнике.
  2. Выберите одно из предложенных названий. Объясни причины своего выбора.
  3. Беседа по содержанию картины.

       Дана система вопросов, где предполагаются несколько точек зрения. Сквозные герои Маша и Миша задают вопросы. Ребятам предлагается сделать свой выбор и отстоять свою точку зрения. Для этого им понадобится рамочка определённого размера, чтобы рассмотреть изображение лупа для более детального изучения. Звучит музыка. Детям предлагается рассмотреть репродукцию картины не только в учебнике, но и пособии – альбоме «Музей в твоём классе», где помещены фрагменты картины.

  1. Но на уроке не всегда есть время рассмотреть живописные произведения в полном объёме, поэтому создан клуб «Музей в твоём классе», где дети учатся быть экскурсоводами.

  Таким образом, работа с картиной в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, формирования культуры речи,  раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает не только знания речи детей об окружающей действительности, развивает мышление, воображение, эстетический вкус, внимание, наблюдательность.

                                                                               

Работа с живописным произведением как один из путей формирования эталонов у младших школьников

Традиционная работа с живописным произведениями в начальной школе подчиняется двум задачам: развитию речи (освоение школьниками жанров устного и письменного сочинения) по картине и формированию эстетического чувства и воспитанию художественного вкуса. Решение второй задачи невозможно в условиях только школы и в рамках только учебных предметов.

 Рассмотрим активность общеучебной задачи – формирование сенсорных эталонов у младших школьников средствами изобразительного искусства. Речь пойдет о том, что методические приемы, нацеленные на решение задач формирования сенсорных эталонов, составляют то основание, на котором базируется общая логика искусствоведческого анализа. Это очень важно при работе с произведениями художественной культуры.

Любое живописное произведение, независимо от его жанровой принадлежности, представляет собой некий целостный образ мира или человека. Но чтобы ученик увидел и осознал его как целостность, необходимо:

А) обнаружить (увидеть) главное в картине;

Б) организовать рассмотрение этого главного (подробный анализ, обобщение).

 В результате такая проделанная работа приведет школьника к видению целого. Это будет пространственно - временное целое, которое получилось в результате наблюдения. Оно будет отличаться от первичного целостного впечатления.

Необходимо поэтому организовать деятельность наблюдения. Наблюдение будет подчиняться определенной внутренней логике и будет опираться на тот конкретный опыт анализа, который уже накоплен в данной возрастной группе именно этими школьниками.

Необходимо введение терминологического минимума при работе над выделением в живописном произведении значимых фрагментов и рассмотрении его деталей. Школьники должны выражать пространственные, а затем и временные отношения между наблюдаемыми предметами.

Учитывая выводы крупнейшего специалиста по психологии восприятия А.Р. Лурия, можно сделать вывод о том, что любое доступное возрасту живописное произведение, в силу своей наглядности, напрямую способствует формированию коммуникации событий (процессы наглядного мышления, которые выражаются в речевой форме) при условии подробного и осмысленного рассмотрения его вместе с младшими школьниками.

Именно с помощью произведения искусства можно успешно формировать коммуникацию отношений (процессы абстрактно-логического соотношения предмета и признака), так как живопись дает богатейший сюжетно-композиционный материал, позволяющий наблюдать и соотносить, а также удерживать в сознании отдельные части, составляя их них образ целого.

Работая по развивающей программе, мы считаем, что удачно ведется работа с живописными произведениями в УМК «Перспективная начальная школа».

Эффективно представлена работа по искусствоведческой терминологии, так как терминология, которую использует учитель в школе, требует адаптации.

Работа в этом направлении проходит в несколько этапов:

I этап. Следование «пространственным» указаниям. («Найдите ту кисть винограда, которая лежит на блюде справа (слева)», «Покажи ту часть корзинки, которая лучше освещена», «Какой предмет находится ближе всего к глазу зрителя?», «Откуда смотрит на этот пейзаж художник (слева или справа)?» - «Снизу вверх или сверху вниз?», «Где находится источник света?» и другие).

Для того, чтобы освоить новый для себя язык пространственных ориентиров, нужно предлагать школьнику самостоятельно находить нужное место на репродукции и показывать его с помощью специальных рамок.

Для этого в УМК создана система вопросов и задний, а также ряд инструментов: круглая рамка для нахождения и выделения требуемой детали, лупа для рассматривания детали, прямоугольная рамка для выделения вертикальных и горизонтальных фрагментов.

II этап. Использование пространственных ориентиров. Самостоятельно вербальное объяснение, где находится предмет его внимания. Школьник сам в своей речи начинает использовать пространственные ориентиры, то есть объяснять, куда именно нужно смотреть зрителям.

Таким образом, связанная с формированием сенсорных эталонов, не должна являться самоцелью. В системе вопросов при анализе каждого живописного произведения она играет роль строительных лесов, которые позволяют ориентироваться, но не заслоняют красоты и смысла целого здания конкретного произведения искусства, обнаружению которых должен быть посвящен любой анализ.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа

Работа по картине В.Д. Поленова  «Московский дворик».

                                                             Заседание школьного клуба

                                                             «Музей в твоем классе»

                                                             В 1 классе

                                                             Подготовила и проверила

                                                             Учитель начальных классов

                                                             Беляева Людмила Васильевна

                                                             (высшая квалификационная

                                                              категория)

 ТЕМА: «Работа по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

- развивать устную речь учащихся;

- учить детей рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины В.Д. Поленова «Московский дворик»;

- учить обнаруживать прием сравнения в живописном произведении и понимать его смысл;

- прививать интерес и любовь к искусству;

- знакомить с русскими художниками;

- учить работать с лупой, рамкой;

- учить готовить сообщения, доклады, самостоятельно добывать дополнительную информацию;

- прививать любовь к искусству, воспитывать любовь к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:  альбом «Музей в твоем классе», пригласительные билеты, объявление о заседании клуба, выставка репродукций картин, лупы, рамки, музыкальный альбом,  Василий Дмитриевич Поленов. 1844-1927:Альбом/ Автор текста и составитель Г.В. Юрова, учебники по литературному чтению.

Ход заседания клуба «Музей в твоем классе».

1.Оргмомент.

Председатель заседания клуба (ученик) стоит у доски и называет фамилии и имена приглашенных гостей, тех, кто пришел на заседание клуба (школьный и сельский библиотекари, председатель сельского поселения, учитель изо, информатики).

  Далее представил своих помощников (ученики 1-го класса): «Эти ребята будут нашими экскурсоводами».

2. Сообщение темы заседания клуба.

  Звучит музыка А.С. Аренского «Ручеек в лесу».

  Председатель клуба сообщает, о чем и о ком мы будем говорить сегодня на заседании.

- Сегодня мы будем говорить о замечательном художнике 19 века Василие Дмитриевиче Поленове, о его картинах. Наши экскурсоводы расскажут много интересного о художнике и его картине «Московский дворик»

3. Работа по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

Первый экскурсовод.

-Я хочу обратить ваше внимание на портрет В.Д. Поленова. Этот художник родился в 1844 году в Петербурге в усадьбе Борок (ныне Поленово). Отец Дмитрий Васильевич Поленов был дипломат, его интересовала археология. (Это слово появляется на экране). Мать Мария Алексеевна была детской писательницей и талантливой художницей.

Второй экскурсовод.

В семье Поленовых было пять детей. Двое из них стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи давала им мать, затем их учил художник П.П. Чистяков.

Третий экскурсовод.

 В.Д. Поленов был очень одаренным человеком. В 1871 году он получает большую золотую медаль в Академии художеств. (Показ картины на экране «Воскрешение дочери Иалра»)

В 1876 году Поленов отправился на войну с турками. Там он был в качестве художника, получил две медали «За храбрость» и «Таковский крест».

Четвертый экскурсовод.

Поленов много путешествовал по Европе. Он был в Германии, Париже, Италии, Швейцарии. Затем он поселился в Москве.

  В 1878 году он написал картину «Московский дворик». Дожил В.Д. Поленов до 1927 года.

Пятый экскурсовод. 

  Поленов написал много картин, но основные его работы представлены в альбоме (показ):

«Московский дворик»,1878 год ГТГ, Москва;

«Бабушкин сад», 1878 год ГТГ, Москва;

«Заросший пруд», 1879 год ГТГ, Москва;

«Осень в Абрамцеве», 1890 год, Мемориальный Музей- заповедник;

«В.Д. Поленова», Тульская область;

«На лодке. Абрамцево», 1880год, Киевский музей русского искусства.

 Шестой экскурсовод.

Итак, обратим свое внимание на репродукцию картины В.Д. Поленова «Московский дворик».

- Как вы думаете, почему она так называется?

 Попробуйте обойти весь дворик, попутешествовать внутри картины. Но с одним условием: ходить вы будете только по дорожкам.

- Какие маршруты вы можете предложить?

- Какая дорожка начинается ближе всего к глазу зрителя и ведет внутрь картины?  Выделите это место горизонтальной рамочкой. (Путешествие по картине).

Седьмой экскурсовод.

- Как вы думаете, двор большой или маленький?

- Здесь есть где побегать и поиграть детям?

- Где можно спрятаться в этом дворе, если поиграть в прятки?

- По какой дорожке девочка в синей юбке сможет пройти к лошадке?

 Восьмой экскурсовод.

 Покажите с помощью круглой рамки детей, играющих с котенком (или щенком). Затем покажи плачущую малышку. Предположите, почему она плачет? Она упала? Про нее забыли?

Девятый экскурсовод.

- На что отвлеклась ее старшая сестренка?

- Какой цветок она рассматривает? (Ромашку).

- Уточните это с помощью лупы.

- Много ли таких же цветов растет рядом?

- А через дорожку? Покажи их с помощью круглой рамки.

- Где еще можно в этом дворе  увидеть цветущие травы?

Десятый экскурсовод.

- Покажите круглой рамочкой заросли лопуха, в которых встречаются мелкие красные цветочки какой-то другой травы?

- А обнаружил ли кто-нибудь тут высокий лопух с отцветшими цветами?

- А еще где?  (В левом нижнем углу картины).

- А кто нашел во дворе красные метелки конского щавеля?  (Около сарая).

 Одиннадцатый экскурсовод.

 - Каких животных вы видите в этом дворе?

- Покажите с помощью круглой рамки лошадку, потом курочек.

- Затем покажите птиц в небе.

- А птицу, сидящую на высокой кривой березе, вы заметили?

 Двенадцатый экскурсовод.

- Дети играют во дворе одни или за ними присматривает кто-то из взрослых?

- Догадайтесь, кто это может быть?

- Возможно, это их мама. Покажите ее фигуру малой круглой рамкой.

Тринадцатый экскурсовод.

  Посмотрите, как много больших храмов и домов на заднем плане картины. Значит, за пределами дворика течет бурная жизнь большого города. А здесь уютный, прогретый солнцем островок тихой жизни. Этим он и привлек художника В.Д. Поленова.

4. Подведение итогов.

 Итак, мы совершили экскурсию в «музей» и рассмотрели картину В.Д. Поленова «Московский дворик».

- Кто из гостей знаком с творчеством художника и может что-то добавить к услышанному?

- Поделитесь своими впечатлениями.   (Слово гостям).

- Я хочу поблагодарить учителя информатики за предоставленный материал репродукций картин, школьного библиотекаря за помощь в организации заседания клуба, председателя сельского поселения за подаренную книгу о художниках, а также наших экскурсоводов за интересные рассказы.

- На память о нашей встрече мы хотим подарить открытки с репродукциями картин В.Д. Поленова.

Учитель.

- В первом классе мы будем знакомиться еще с одной картиной В.Д. Поленова «Заросший пруд» и с удовольствием расскажем вам о ней.

Председатель.

-До свидания. Мы ждем вас на следующем заседании клуба.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка.

Сочинение по картине Ивана Фирсова  «Юный живописец».

                                                             Урок русского языка

                                                             В 4 классе

                                                             Подготовила и проверила

                                                             Учитель начальных классов

                                                             Беляева Людмила Васильевна

                                                             (высшая квалификационная

                                                              категория).

  ТЕМА:    «Составление описательного рассказа по картине  Ивана Фирсова  «Юный живописец».

   

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Продолжить учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ;

- учить писать сочинение по картине;

- учить рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины И. Фирсова «Юный живописец»;

- развивать речь учащихся;

- прививать художественный вкус;

- развивать наблюдательность, умение на основе сравнения делать выводы;

- воспитывать любовь к искусству, к Родине.

  1. Оргмомент.

    Звучит музыка.

  1. Постановка цели нод.

    Сегодня мы совершим поход в «Музейный дом» и найдем репродукцию картины И. Фирсова «Юный живописец». Мы обобщим работу по этой картине и напишем сочинение.

- Когда она написана художником? (1767 год).

- Где находится эта картина?  (ГТГ Государственная Третьяковская галерея).

- Что означают буквы ГТГ и где находится эта информация?  (Принятые сокращения).

  1. Обобщение изученного.

 - Мы уже говорили об этом художнике и о его картине, составляли план и писали сочинение.

 - Давайте вспомним, что необходимо сделать, прежде, чем приступить к написанию сочинения?

   1). Внимательно рассмотрите репродукцию картины.

   2). Прочитайте текст и вопросы, помещенные в учебнике.

   3). Собрать нужную информацию из других источников.

 - Итак. 1). Рассмотрели репродукцию картины. Что мы использовали для рассмотрения?  (Лупы, рамки).

              2). Читаем текст на с. 16.

    На картине изображен мальчик – живописец перед большим мольбертом*. Он пишет портрет девочки.

 - Это картина русского художника Ивана Фирсова. Его отец и дед тоже были художниками. Поэтому Иван Фирсов так же, как и герой  его картины, с детства занимался живописью.

  (На стр. 16  помещена репродукция картины).

 - Нам встретилось слово «мольберт». Найдите в словаре в вашем учебнике, что означает это слово.

 - Вам встретились слова «палитра», «этюдник», «холст». Информацию об этих словах вы собирали дома. Откройте свои папки « Я- исследователь».

     Значение слова «мольберт» нашли в словаре,  «палитра»- в словаре, «этюдник» и «холст» - в учебнике.

   Где еще могли найти информацию?  (По телефону, в Интернете, в книге, спросить у специалиста).

Выполним задание № 4 на стр. 17.

 Найди в «Музейном доме» картину И. Фирсова «Юный живописец».  

- Внимательно рассмотри картину.

- Как ты думаешь, сколько примерно лет юному художнику?

-А его модели?

- Кто еще изображен на картине?

  -Ты можешь предположить, что чувствует маленькая девочка?

-Легко ли ей неподвижно сидеть на месте?

-Долго ли она уже позирует?

-Почему ты так думаешь?

 -Попробуй догадаться, что говорит девочке молодая женщина и почему она грозит ей пальцем?

  -Что можно сказать о характере мальчика, судя по его позам и жестам?    

- Он чувствует себя за мольбертом уверенно, как настоящий художник, или  держится нерешительно, как начинающий художник? (Рассмотрите, как держит мальчик кисть; обратите внимание на палитру цветов и другие кисти в его руке.)

 -Сможешь описать комнату – мастерскую юного живописца?

- Какие предметы говорят об увлечении её владельца?

- Обрати внимание на фигурку из папье – маше. Догадываешься, для чего она нужна художнику?

- Как тебе кажется, эта картина написана в 18 или в 20 веке? Какие детали помогли тебе это понять.

 4. Составить описательный рассказ по картине.

  - После рассмотрения репродукции картины и сбора информации, составляем план. (В учебниках на стр. 18,19,20 читают учащиеся задания №1,2,3.Составленный план помещен на доске).

                                                      План.

1). Мастерская юного художника. (Текст – описание).

2). Что происходит в мастерской? (Текст – повествование).

3). Планы мальчика на будущее. (Текст – рассуждение).

 Ученики догадались, что задания №1,2,3 соответствуют пунктам плана.

Выполните одно из двух письменных заданий. А твой сосед по парте пусть выполнит другое. Затем поменяйтесь тетрадями и прочитайте работы друг друга.

   Задание №1.

      Письменно опиши комнату – мастерскую юного художника. Для этого ответь на вопросы письменно.

- Большая это комната или не очень?

- Какая мебель есть в этой комнате?  Какие предметы можно разглядеть на столе? Чем украшены стены мастерской? Из чего сделан пол?

- Это текст – описание или текст – повествования? Какая цель у текста – описания? Слова какой части речи больше используются в описании и почему?

   Задание № 2.

      Письменно расскажи о том, что происходит в мастерской юного художника.  Для этого ответь на вопросы письменно.

- В какое время суток в мастерскую пришли гости?  Кто же это был? Для чего они пришли? Куда мальчик усадил девочку? А где он установил холст? Что художник положил на пол около мольберта? Что он взял в руки? Долго ли позировала девочка? Что она стала делать, когда устала сидеть на одном месте? Что сказала ей молодая женщина (мама, сестра или няня)?

- У тебя получился текст – повествование или текст – описание? Устно обоснуй свой ответ.

 5. Домашнее задание.

     После выполнения этого задания обратились к плану. На первый и второй пункты плана ребята ответили.  На третий пункт плана найдите задание №3 на стр. 20.  Порассуждай на тему «Насколько серьёзным является для мальчика его увлечение живописью?» Для этого ответь на вопросы  задания № 3 дома.

 6. Итог занятия.

       О какой картине мы говорили на уроке? Назовите художника. Какие виды текстов повторили? Письменно и устно подготовили ответы на пункты плана сочинения и на следующем уроке мы объединим эти задания и напишем одно сочинение «Юный живописец».

     Желающие могут составить текст – рассуждение о своих увлечениях и планах на будущее.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа

Россошанского района

«РАБОТА ПО КАРТИНЕ З.Е.СЕРЕБРЯКОВОЙ

«ЗА ОБЕДОМ»

                              Урок в форме

заседания школьного клуба

«Музей в твоём классе»

                                                             подготовила и провела

                                                             учитель начальных классов

                                                     Беляева Людмила Васильевна

4 класс

Русский язык. Развитие речи.

ТЕМА: «Работа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом».

Целеполагание:

-учить детей рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины З.Е.Серебряковой

За обедом»;

-учить обнаруживать приём сравнения в живописном произведении и понимать его смысл;

-развивать устную речь учащихся;

-прививать интерес и любовь к искусству;

-знакомить с русскими художниками;

-учить работать с лупой, рамкой;

-учить готовить сообщения, доклады, самостоятельно добывать дополнительную информацию;

-прививать любовь к искусству, воспитывать любовь к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ: альбом «Музей в твоём классе», пригласительные билеты, объявление о заседании клуба, выставка картин З.Е.Серебряковой, книга Н.Александровой «Зинаида Серебрякова. Альбом репродукций», открытки с репродукциями картин, лупы, рамки, учебники по литературному чтению, музыкальный альбом.

Ход заседания клуба «Музей в твоём классе».

1.Оргмомент.

Председатель заседания клуба (ученик) стоит у доски и зачитывает фамилии и имена приглашённых гостей, тех, кто пришёл на заседание клуба.  Класс встал, повернулся к гостям и поздоровался кивком головы.

Далее представил своих помощников.

-Это наши экскурсоводы.

2.Сообщение темы заседания клуба.

Звучит музыка.

-Сегодня мы будем говорить о замечательной художнице 19 века о Зинаиде Евгеньевне Серебряковой, о её картинах. Мы знакомились с картинами З.Е. Серебряковой в прошлом году. И сегодня мы подводим итог работы над одной из её картин “За обедом”. Наши экскурсоводы рассказывали много интересного о художнице и её картине.

Слово предоставляется экскурсоводам.

3. Работа по картине З.Е. Серебряковой «За обедом».

Первый экскурсовод.

-Я хочу обратить ваше внимание на портрет З.Е. Серебряковой. Эта художница родилась в 1884 году в имении Нескучное Курской губернии. Сейчас это село Нескучное Харьковской области, что находится на Украине. Она росла в художественной среде. В семье были известные художники, скульпторы и архитекторы.

Её отец- знаменитый скульптор Евгений Александрович Лансере.

Её мать, Екатерина Николаевна Бенуа, была дочерью академика архитектуры, и родной сестрой замечательного художника и графика, историка искусства и писателя, коллекционера художественных произведений, главы художественного объединения “Мир искусства “.

Зинаида- младшая в семье, где было ещё два сына, Евгений и Николай и три дочери, Софья, Екатерина и Мария.

После смерти отца 1886 году семья переехала в Петербург, и до 15 лет Зина вместе со своими братьями и сёстрами воспитывалась в доме Бенуа- в необычайно насыщенной духовной среде.

После окончания гимназии в Санкт-Петербурге Зинаида Евгеньевна училась в Художественной школе М.К. Тенишевой, в мастерской О.Э. Браза, копировала работы великих итальянских мастеров в Эрмитаже и во время пребывания в 1903 году с матерью и сёстрами в Италии.

В 1905 году вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения.

После свадьбы уехала с мужем и матерью в Париж, где занималась акварелью и рисунком в Академии де ла Гранд- Шомьер.

Второй экскурсовод.

- Я хотела бы добавить к сказанному, что в 1906 году у Зинаиды Евгеньевны родился сын Евгений,  в 1907 году сын Александр, в 1912 году - дочь Татьяна, в 1913 году- дочь Екатерина.

В 1910-1916 года Серебрякова очень много работает, участвует в художественных выставках в Петербурге и в Москве. Три её картины покупает Третьяковская галерея. Тогда же она становится членом объединения “Мир искусства“.

В1919 году в её семье случилось горе. Муж Борис Анатольевич умер от сыпного тифа. Зинаида Евгеньевна осталась в крайне сложном положении. У неё не было денег. Она переехала в Харьков, стала работать в Археологическом музее при университете. Но денег не хватало и она была вынуждена уехать во Францию, в Париж- поближе к дяде Александру Николаевичу Бенуа, который ей очень помог. Зинаида Евгеньевна очень любила своих детей, поэтому она много пишет картин о детях.

Умерла она в 1967 году в возрасте 83 лет. Но при жизни в связи с 80-ти летием художница в 1965году союз художников СССР организовал большую выставку работ З. Серебряковой в России. Выставки проходили в Москве, Ленинграде, Киеве. Они имели огромный успех.

(Показ репродукции картин.) Вот основные картины Серебряковой.

“Автопортрет“,1909г.,Москва

“На кухне. Портрет Кате“, 1924г.Нижний Тагил.

“За обедом“,1924г.Москва

Есть ещё картины:“Крестьяне”, “Баня” , “Беление холста”.В книге Н. Александровой “Зинаида Серебрякова. Альбом репродукций” вы увидите эти и другие картины.

Третий экскурсовод.

-Все картины З.Е. Серебряковой написаны очень талантливо и заслуживают внимание. Но я хочу обратить ваше внимание сегодня на картину “За обедом".(Показ репродукции картины из альбома “Музей в твоём классе”

-Сколько детей сидит за столом?

-А сколько всего человек находится в столовой?

-Как вы догадались?

-Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Кто же это? Мама, она наливает суп).

-Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура (Александр) и Тата (Татьяна).

Шуре- семь лет, Тате- два с половиной года. Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола,- Женя, старший брат Шуры и Таты. Ему восемь лет.

- Похожи ли дети между собой?

-На этой картине Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей.

Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных З.Е. Серебряковой. Вверху- фрагмент автопортрета. А чуть ниже - фрагмент портрета её мужа.

-На кого из родителей похожа Шура и Тата? А на кого Женя?

-Чем заняты дети?

Четвёртый экскурсовод.

-Я знаю, что предмет, из которого мать наливает в тарелку суп, называется супницей.

-Посмотрите, на чем стоит супница? Прямо на скатерти или на подставке?

-А почему не прямо на скатерти?

-Есть ли на столе другие предметы, стоящие на скатерти?

-Как вы думаете, тарелка и супница- из одного столового сервиза?

-Какие ещё предметы из этого сервиза вы видите на столе?

-Кому мать наливает суп?   Куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?

-О чём говорит жест руки Таты- Тата хочет есть?

-Правда ли, что стаканов хватит на всех?

-Можно ли по одежде детей понять, что они из одной семьи?

-Одежда Таты отличается от одежды мальчиков? А ещё чем?

-Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?

-Рассмотрите стул, на котором Тата сидит.

-Какая подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было удобно? ( На стуле лежит подушечка).

Пятый экскурсовод.

-Известно, что один мальчик тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой - молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

-Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая - к Жене?

-Тата похожа по характеру на одного из  братьев. Предположите, на кого именно?

-О чём говорит румянец на щеках всех трёх детей - чем они занимались прямо перед обедом: это были тихие игры или шумные, связанные с беготней?

-Теперь вы понимаете, почему Женя пьёт воду? (Потому что набегался).

-Как вам кажется, он уже успел съесть свой суп? Или при его характере он никак не мог опередить Шуру?

-Стоит ли перед Женей глубокая тарелка, которую, возможно, заслоняет супница?

-Я предлагаю открыть учебники по литературному чтению, “Музейный дом”.

-Вы видите репродукцию этой картины. Возьмите лупу (у каждого) и рассмотрите глубокую тарелку.

-Хочет ли Тата есть суп? Подтвердите своё мнение.

-Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортик тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)

-Давайте рассмотрим сначала жесты, а потом позы всех, кто собрался за столом.

-Найдите по порядку : руку матери, руки Таты , руки мальчиков. Какие движения кажутся на мгновение застывшими?

-Что сделает в следующую секунду мать?

-Похоже ли , что Тата постукивает по своей тарелке рукой?

- К какому движению рукой сейчас вернется Шура?

- А теперь рассмотрите позы детей.

-Видно ли, что Тата готова сползти со стула?

-Что в позе Шуры подсказывает вам, что, сейчас он повернется к столу и продолжит есть суп?

-Вы правы. Это резкий поворот головы Шуры, который полуобернулся, но не выпускает из рук ни тарелку, ни ложку. Левой рукой он наклоняет тарелку к себе, а правой держит ложку, наполненную супом.

-Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда?

-Вряд ли. Он задумчиво пьёт воду и, видимо, продолжит это делать.

-Подтверждают ли жесты и позы детей ваше первоначальное представление об их характерах?

-Вы можете предположить, как дети выйдут из-за стола?

-Кто будет первым?

-Кто удерёт, не доев?

-Кто задержится за столом дольше всех.

Шестой экскурсовод.

-А я предлагаю рассмотреть кружки, помещённые слева от репродукции. Это выделенные фрагменты картины «За обедом».

-Возьмите рамки. Найдите фрагменты на репродукции, выделенные в первом и в пятом кружках. Покажите их с помощью круглой рамки.

-Какой из этих двух фрагментов относится к предмету, который находится чуть дальше от глаза зрителя, чем другой? Это фрагмент, на котором изображён кувшинчик. Он находится дальше от глаза зрителя, чем салфетка.

-Рассмотрите второй кружок. Вам будет не трудно найти на репродукции фрагмент, выделенный в нём.

-Что именно поможет найти его?

-Сравните между собой третий и четвёртый кружки. Почему можно спутать выделенные в них фрагменты?

-Какие же детали помогут найти эти фрагменты на репродукции и выделить их правильно? Сделайте это.

-Возьмите большую рамку и выделите с её помощью фрагмент с портретом Жени. Можно ли назвать этот фрагмент «Женя за обедом»? Почему?

-А теперь выделите вертикальный портрет Таты. Переместите рамку вверх и влево так, чтобы фрагмент мог называться «Тата за обеденным столом»

-Очень удобно пользоваться рамкой при рассмотрении картины. Я советую сделать каждому такие рамки и пользоваться в библиотеке или дома.

4. Подведение итогов.

Председатель заседания клуба.

-Итак, мы совершили экскурсию в «музей» и рассмотрели картину З.Е.Серебряковой «За обедом».

-Кто из гостей знаком с творчеством художницы и может сделать дополнение к сказанному, Высказать своё мнение, задать вопросы? (Слово гостям).

-Нам очень помогла в подготовке заседания клуба член нашего клуба- школьный библиотекарь, поблагодарим её, а также всех экскурсоводов за интересные рассказы.

-На память о нашей встречи мы хотим подарить гостям открытки с репродукциями картин замечательной русской художницы З.Е.Серебряковой. Мы будем продолжать изучать другие картины и с удовольствием расскажем вам о них. До свидания. Мы ждём вас на следующем заседании клуба.

                Литература:

УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.Чураковой,2007г

Альбом «Музей в твоем классе»,2007г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пейзажная картина, как средство связной речи старших дошкольников"

Учить дошкольников описасанию пейзажной картины. Развивать речь, память, воспитывать чувство прекрасного....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»

Опыт работы«Театрализованная деятельность как средство развития речи  у дошкольников»представляют педагоги МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») Гол...

Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".

Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию на тему: "«Формы работы с русской-народной сказкой, как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»

представлены формы работы, совместной с родителями,    для развития речи   старших дошкольников  с помощью русской-народной сказки...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...