НОД "Путешествие по страницам басен Крылова
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ростиславская Елена Викторовна

Тема: «Путешествие по страницам басен И.Крылова»

Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», Технологии: «Социально – коммуникативные», «Игровые», «ИКТ», «Круги «Эйлера»

 

Автор: Ростиславская Елена Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад № 14 комбинированного вида

Населенный пункт: Санкт – Петербург, город Петергоф

Возраст детей: подготовительный к школе группы (6-7 лет)

Цель: систематизировать у детей представления о видах жанра басня и сказка.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить представление об особенностях сказок и басен.
  • Способствовать формированию познавательного интереса, развитию диалогической и монологической речи.

Развивающие

  • Продолжать работу по развитию у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предметы и делать логические умозаключения.
  • Совершенствовать навыки общения, умения договариваться, выполнять работу сообща
  • Развивать у детей умение выступать перед аудиторией через театральную деятельность

Воспитательные

  • Воспитывать у детей ответственность за всех членов команды, правильно оценивать действия каждого участника и команды в целом.

Материалы к занятию:

Интерактивная доска.

Два мольберта.

Аппликационный домик «Лисы».

Макет домика «Лисы» из фетра.

Цветные пазлы «Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».

Цветные карточки «Правила дружбы».

Цветные карточки с героями из басен (ворона, лиса, лебедь, щука, рак, мартышка).

Четыре обруча.

Карточки «Живые и неживые предметы» из басен и русских народных сказок.

Сундучок для  карточек.

Два плаката: «Сказки», «Басни»

Два листа с 6-ю клетками и фломастеры.

Игра «Танграмм».

Веточка сакуры для игры «Комплимент»

Предварительная работа:

Знакомство с биографией и творчеством Крылова.

Знакомство с особенностями русских народных сказок и басен.

Чтение басен «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука, рак».

Просмотр мультфильмов И.А. Крылова и русских народных сказок.

Запоминание крылатых фраз из басен.

Просмотр иллюстраций к басням и русским народным сказкам.

Рассказывание сказок, с помощью мнемотехники.

Разыгрывание по ролям эпизодов из сказок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_stranitsam_basen_krylova.docx850.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

Тема: «Путешествие по страницам басен И.Крылова»

Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», Технологии: «Социально – коммуникативные», «Игровые», «ИКТ», «Круги «Эйлера»

Автор: Ростиславская Елена Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад № 14 комбинированного вида

Населенный пункт: Санкт – Петербург, город Петергоф

Возраст детей: подготовительный к школе группы (6-7 лет)

Цель: систематизировать у детей представления о видах жанра басня и сказка.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить представление об особенностях сказок и басен.
  • Способствовать формированию познавательного интереса, развитию диалогической и монологической речи.

Развивающие

  • Продолжать работу по развитию у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предметы и делать логические умозаключения.
  • Совершенствовать навыки общения, умения договариваться, выполнять работу сообща
  • Развивать у детей умение выступать перед аудиторией через театральную деятельность

Воспитательные

  • Воспитывать у детей ответственность за всех членов команды, правильно оценивать действия каждого участника и команды в целом.

Материалы к занятию:

Интерактивная доска.

Два мольберта.

Аппликационный домик «Лисы».

Макет домика «Лисы» из фетра.

Цветные пазлы «Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».

Цветные карточки «Правила дружбы».

Цветные карточки с героями из басен (ворона, лиса, лебедь, щука, рак, мартышка).

Четыре обруча.

Карточки «Живые и неживые предметы» из басен и русских народных сказок.

Сундучок для  карточек.

Два плаката: «Сказки», «Басни»

Два листа с 6-ю клетками и фломастеры.

Игра «Танграмм».

Веточка сакуры для игры «Комплимент»

Предварительная работа:

Знакомство с биографией и творчеством Крылова.

Знакомство с особенностями русских народных сказок и басен.

Чтение басен «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука, рак».

Просмотр мультфильмов И.А. Крылова и русских народных сказок.

Запоминание крылатых фраз из басен.

Просмотр иллюстраций к басням и русским народным сказкам.

Рассказывание сказок, с помощью мнемотехники.

Разыгрывание по ролям эпизодов из сказок.


НОД

  1. Коммуникативная игра «Маленький круг, большой круг»

Цель: развивать умение сотрудничества.

Воспитатель:Ребята, предлагаю совместно построить большой круг, держась за руки.

По команде мы будем строить разные круги.Главное делаем вместе и сохраняем круг целым.

Воспитатель: маленький, высокий, низкий, улыбчивый, веселый.

  1. Проблемная ситуация

Дети слышат  плач лисы

Воспитатель: Ребята, вы слышите звук, интересно откуда он доносится?

(дети подходят к экрану и видят иллюстрацию леса)

Дети: Звук доносится из леса.

На экране появляется лиса, которая идет по лесу и плачет

Воспитатель:Как вы думаете, почемуЛиса плачет?

Дети: потеряла деньги, у нее нет друзей…

На экране появляются мысли лисы из эпизода сказки «Заюшкина избушка»

Воспитатель:Кто догадался, из какой сказки к нам пришла лисичка?

Дети:Дети перечисляют сказки, высказывая свои предположения.

Лиса пришла из сказки «Заюшкина избушка», лиса осталась без домика.

Воспитатель:Ребята, хотели бы вы построить для лисы новый надежный дом?

Дети: да, построим новый дом.

Воспитатель: Мы будем выполнять интересные задания, и получать детали дома.

Дом будем строить на стенде.

Воспитатель показывает аппликационную картинку будущего дома лиса и детали, которые дети будут прикреплять на стенд зеленого цвета.

  1. Деление на команды

Воспитатель: Для выполнения заданий нам нужно разделиться на команды и выбрать капитана.Сначала определимся, кто с кем будет работать  в команде.На одном из двух столов нужно собрать две картинки из пазлов.

Дети подходят к столу выбирают один любой пазл. Потом соединяют свой пазл с подходящим пазлом своего товарища, чтобы получилась целостная картинка.

Воспитатель:Посмотрим, что у нас получилось. Вспомните название этих сюжетов.

Дети:«Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4788.jpg

Воспитатель:Назовите одним словом, к какому виду жанра относятся иллюстрации?

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о баснях.

Воспитатель: Что такое басня?

Дети:Поучительный рассказ, в котором показаны недостатки людей.

Воспитатель:Мы с вами сегодня воспользуемся нашими знаниями о баснях и постараемся работать вместе, дружно, слаженно.

  1. Выбор капитанов

Воспитатель: Вы разделились  на две команды.Теперь выберите капитана своей команды. Выбирать можно разными способами.

Выбор капитанов команды.

Дети. Одна команда решила выбрать капитана с помощью считалочки, другая команда договорились совместно.

Воспитатель: Вспомните правила дружбы в командах.

Дети:

Капитан отвечает за команду

Один за всех, все за одного

Умей договориться

Сделал задание, помоги другу

Сделал задание, не мешай товарищу

Выслушай другую команду

Не забирай все задания себе

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4800.jpg

  1. Игра «Актеры»

Воспитатель:Переходим к первому заданию, которое нужно решить в своих командах. Необходимо показать с помощью движений, жестов, мимики героев из басен.Для этого капитаны берут по три карточки из сундучка и совместно с помощниками решают, кто какого героя будет показывать. Другая команда должна догадаться и назвать этого героя.

Дети в командах рассматривают карточки с героями басен (мартышка, щука, лебедь, рак, лиса, ворона) и решают совместно, кто первым и кого будет изображать.

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4794.jpg

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4793.jpg

Воспитатель:Молодцы! Вы справились с этим заданием, так как работали вместе, дружно, смогли договориться.Капитаны, решите, кто из вашей команды поможет поставить фундамент дома.

Дети.Один человек от команды берет и ставит деталь на стенд для фундамента дома лисы.

  1. Круги «Эйлера»

Воспитатель:Следующее задание. Перед вами  лежат по два обруча для каждой команды. Вам нужно решить, кто из команды выберет предметные карточки с живыми и неживыми предметами из сказок и басен.

Дети берут карточки и рассматривают их.

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4792.jpg

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4791.jpg

Воспитатель:Первой команде нужно разделить по принципу: в один обруч положить живые предметы из сказок, в другой обруч неживые предметы.

Второй команде необходимо разложить в два обруча неживые и живые предметы из басен.

 Рассказывают что получилось. Взаимопроверка команд.

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4796.jpg

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4795.jpg

Воспитатель:Капитаны оцените работу ваших помощников.

Решите, кто сейчас возьмет следующий кирпич от  дома и продолжит строить дом лисы.

Дети: договариваются и выбирают товарища, который ставит кирпичик.

Смена капитанов команды.

  1. Моделирование «Особенности басни и сказки»

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4799.jpg

Выбор задания капитанами.

Капитаны подходят к столу и берут карточку со словом. В командах читают слово.

Воспитатель:Найдите мольберт, на котором написаны слова басня и сказка. Команды подойдите к своим заданиям.

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4797.jpg

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4798.jpg

Первая команда рассматривает особенности русских народных сказок и заменяет картинки знаками, символами, буквами на листе бумаги, состоящем из 6 клеточек.

Вторая команда рассматривает особенности басен.Потом  необходимо  рассказать, что у вас получилось.

Дети за столами в своих командах договариваются, кто какие клеточки будет заполнять.

Слушают мнение детей другой команды.

Воспитатель:Оцените капитаны работу другой команды.

Дети решаю, кто из команды поставит кирпичик для дома.

Смена капитанов команды.

  1. Игра «Танграм», Интерактивная игра  «Открой картинку»

Воспитатель: Последнее задание. Бросаем жребий, чтобы выбрать задания для команд.

Одна команда составляет фигуруиз геометрических фигур из басни. Называет героя и название басни.

Вторая команда работает около экрана.Необходимо открыть все окошки, чтобы получилась картинка из басни.

Дети одной команды составляют фигуру вороны из басни «Лисица и ворона»

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4840.jpg

Другая команда в это время решают примеры совместно и решают, кто открывает окошки. В результате появляется иллюстрация к новой неизвестной басни «Чиж и голубь».

Воспитатель проверяет первую команду, потом вместе с командой идет проверять задание на экране. Дети узнают название новой басни, с которой предстоит познакомиться в будущем.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями. Но у нас остались последние кирпичики и их больше, чем вас. Решите между собой, кто в ваших командах достроит дом.

Дети ставят последние детали и сверяют с аппликационным проектом дома.

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_E4839.jpg

Воспитатель:У нас получился красивый крепкий дом для лисы, потому что мы работали вместе, дружно, слаженно. Посмотрите, лисе понравился новый дом?

Дети: Да, лиса смеется.

На слайде экрана  лиса радуется.

  1. Игра «Комплименты»

Воспитатель: Давайте поиграем.

Сейчас мы с вами построим круг и скажем друг другу приятные слова, комплименты.

Дети передают цветы любому ребенку, которому хотят сказать приятные слова.

Воспитатель: Я бы каждому из вас подарила цветок, так как вы сегодня были внимательные, вместе выполняли задания, не нарушали правила дружбы.

Список литературы

1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

2. И. А. Крылов. Басни. - М.: Русское слово - учебник, 2012. - 120 c.

3. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»
4. Крылов, А. И. Басни / А.И. Крылов. - М.: Детская литература, 2011. - 224 c.
5. Крылов, И. А. Дошкольное чтение. Часть 2. И. А. Крылов. Басни. В. И. Даль. Сказки, загадки, пословицы / И.А. Крылов, В.И. Даль. - М.: ЭЛЬ-рекордс, 2012. – 651 с.

5. Кузина, Л.Л., «Социо – игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология», 2012

6. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников, Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.

7. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С.95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В мире басен И.А.Крылова" 1 часть

Игра -викторина для учеников 4 класса....

" В мире басен И.А.Крылова" 2 часть

Игра -викторина, можно использовать на итоговом занятии "Басни И.А. Крылова"...

" В мире басен И.А.Крылова" 3 часть

Игра -викторина для 4 класса...

Путешествие в мир басен И.А. Крылова

Прекрасная связная речь, четкая дикция, правильное произношения неразрывно связаны с развитием интеллекта и мышления. Поэтому нам необходимо сначала привить ребенку любовь к чтению, научить обсуждать ...

Сценарий театрального совместного досуга с родителями «По страничкам басен И. Крылова»

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе группы, как среди родителей, так и среди детей.Задачи: Продемонстрировать родителям некоторые игровые приемы, позволяющие обучать детей, играя...

Взросло- детский проект "Мир басен А.И.Крылова" для детей подготовительной группы

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература....

Проект «По страницам басен И.А. Крылова»

Актуальность и значимость темы:Сегодня большое внимание уделяется формированию у детей ранней читательской грамотности. Почему это так актуально? Дело в том, что современные дети, живя в эпоху всеобще...