НОД "Путешествие по страницам басен Крылова
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Путешествие по страницам басен И.Крылова»
Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», Технологии: «Социально – коммуникативные», «Игровые», «ИКТ», «Круги «Эйлера»
Автор: Ростиславская Елена Викторовна
Организация: ГБДОУ детский сад № 14 комбинированного вида
Населенный пункт: Санкт – Петербург, город Петергоф
Возраст детей: подготовительный к школе группы (6-7 лет)
Цель: систематизировать у детей представления о видах жанра басня и сказка.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление об особенностях сказок и басен.
- Способствовать формированию познавательного интереса, развитию диалогической и монологической речи.
Развивающие
- Продолжать работу по развитию у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предметы и делать логические умозаключения.
- Совершенствовать навыки общения, умения договариваться, выполнять работу сообща
- Развивать у детей умение выступать перед аудиторией через театральную деятельность
Воспитательные
- Воспитывать у детей ответственность за всех членов команды, правильно оценивать действия каждого участника и команды в целом.
Материалы к занятию:
Интерактивная доска.
Два мольберта.
Аппликационный домик «Лисы».
Макет домика «Лисы» из фетра.
Цветные пазлы «Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».
Цветные карточки «Правила дружбы».
Цветные карточки с героями из басен (ворона, лиса, лебедь, щука, рак, мартышка).
Четыре обруча.
Карточки «Живые и неживые предметы» из басен и русских народных сказок.
Сундучок для карточек.
Два плаката: «Сказки», «Басни»
Два листа с 6-ю клетками и фломастеры.
Игра «Танграмм».
Веточка сакуры для игры «Комплимент»
Предварительная работа:
Знакомство с биографией и творчеством Крылова.
Знакомство с особенностями русских народных сказок и басен.
Чтение басен «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука, рак».
Просмотр мультфильмов И.А. Крылова и русских народных сказок.
Запоминание крылатых фраз из басен.
Просмотр иллюстраций к басням и русским народным сказкам.
Рассказывание сказок, с помощью мнемотехники.
Разыгрывание по ролям эпизодов из сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_po_stranitsam_basen_krylova.docx | 850.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по страницам басен И.Крылова»
Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», Технологии: «Социально – коммуникативные», «Игровые», «ИКТ», «Круги «Эйлера»
Автор: Ростиславская Елена Викторовна
Организация: ГБДОУ детский сад № 14 комбинированного вида
Населенный пункт: Санкт – Петербург, город Петергоф
Возраст детей: подготовительный к школе группы (6-7 лет)
Цель: систематизировать у детей представления о видах жанра басня и сказка.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление об особенностях сказок и басен.
- Способствовать формированию познавательного интереса, развитию диалогической и монологической речи.
Развивающие
- Продолжать работу по развитию у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предметы и делать логические умозаключения.
- Совершенствовать навыки общения, умения договариваться, выполнять работу сообща
- Развивать у детей умение выступать перед аудиторией через театральную деятельность
Воспитательные
- Воспитывать у детей ответственность за всех членов команды, правильно оценивать действия каждого участника и команды в целом.
Материалы к занятию:
Интерактивная доска.
Два мольберта.
Аппликационный домик «Лисы».
Макет домика «Лисы» из фетра.
Цветные пазлы «Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».
Цветные карточки «Правила дружбы».
Цветные карточки с героями из басен (ворона, лиса, лебедь, щука, рак, мартышка).
Четыре обруча.
Карточки «Живые и неживые предметы» из басен и русских народных сказок.
Сундучок для карточек.
Два плаката: «Сказки», «Басни»
Два листа с 6-ю клетками и фломастеры.
Игра «Танграмм».
Веточка сакуры для игры «Комплимент»
Предварительная работа:
Знакомство с биографией и творчеством Крылова.
Знакомство с особенностями русских народных сказок и басен.
Чтение басен «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, щука, рак».
Просмотр мультфильмов И.А. Крылова и русских народных сказок.
Запоминание крылатых фраз из басен.
Просмотр иллюстраций к басням и русским народным сказкам.
Рассказывание сказок, с помощью мнемотехники.
Разыгрывание по ролям эпизодов из сказок.
НОД
- Коммуникативная игра «Маленький круг, большой круг»
Цель: развивать умение сотрудничества.
Воспитатель:Ребята, предлагаю совместно построить большой круг, держась за руки.
По команде мы будем строить разные круги.Главное делаем вместе и сохраняем круг целым.
Воспитатель: маленький, высокий, низкий, улыбчивый, веселый.
- Проблемная ситуация
Дети слышат плач лисы
Воспитатель: Ребята, вы слышите звук, интересно откуда он доносится?
(дети подходят к экрану и видят иллюстрацию леса)
Дети: Звук доносится из леса.
На экране появляется лиса, которая идет по лесу и плачет
Воспитатель:Как вы думаете, почемуЛиса плачет?
Дети: потеряла деньги, у нее нет друзей…
На экране появляются мысли лисы из эпизода сказки «Заюшкина избушка»
Воспитатель:Кто догадался, из какой сказки к нам пришла лисичка?
Дети:Дети перечисляют сказки, высказывая свои предположения.
Лиса пришла из сказки «Заюшкина избушка», лиса осталась без домика.
Воспитатель:Ребята, хотели бы вы построить для лисы новый надежный дом?
Дети: да, построим новый дом.
Воспитатель: Мы будем выполнять интересные задания, и получать детали дома.
Дом будем строить на стенде.
Воспитатель показывает аппликационную картинку будущего дома лиса и детали, которые дети будут прикреплять на стенд зеленого цвета.
- Деление на команды
Воспитатель: Для выполнения заданий нам нужно разделиться на команды и выбрать капитана.Сначала определимся, кто с кем будет работать в команде.На одном из двух столов нужно собрать две картинки из пазлов.
Дети подходят к столу выбирают один любой пазл. Потом соединяют свой пазл с подходящим пазлом своего товарища, чтобы получилась целостная картинка.
Воспитатель:Посмотрим, что у нас получилось. Вспомните название этих сюжетов.
Дети:«Лебедь, щука, рак», «Свинья под дубом».
Воспитатель:Назовите одним словом, к какому виду жанра относятся иллюстрации?
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о баснях.
Воспитатель: Что такое басня?
Дети:Поучительный рассказ, в котором показаны недостатки людей.
Воспитатель:Мы с вами сегодня воспользуемся нашими знаниями о баснях и постараемся работать вместе, дружно, слаженно.
- Выбор капитанов
Воспитатель: Вы разделились на две команды.Теперь выберите капитана своей команды. Выбирать можно разными способами.
Выбор капитанов команды.
Дети. Одна команда решила выбрать капитана с помощью считалочки, другая команда договорились совместно.
Воспитатель: Вспомните правила дружбы в командах.
Дети:
Капитан отвечает за команду
Один за всех, все за одного
Умей договориться
Сделал задание, помоги другу
Сделал задание, не мешай товарищу
Выслушай другую команду
Не забирай все задания себе
- Игра «Актеры»
Воспитатель:Переходим к первому заданию, которое нужно решить в своих командах. Необходимо показать с помощью движений, жестов, мимики героев из басен.Для этого капитаны берут по три карточки из сундучка и совместно с помощниками решают, кто какого героя будет показывать. Другая команда должна догадаться и назвать этого героя.
Дети в командах рассматривают карточки с героями басен (мартышка, щука, лебедь, рак, лиса, ворона) и решают совместно, кто первым и кого будет изображать.
Воспитатель:Молодцы! Вы справились с этим заданием, так как работали вместе, дружно, смогли договориться.Капитаны, решите, кто из вашей команды поможет поставить фундамент дома.
Дети.Один человек от команды берет и ставит деталь на стенд для фундамента дома лисы.
- Круги «Эйлера»
Воспитатель:Следующее задание. Перед вами лежат по два обруча для каждой команды. Вам нужно решить, кто из команды выберет предметные карточки с живыми и неживыми предметами из сказок и басен.
Дети берут карточки и рассматривают их.
Воспитатель:Первой команде нужно разделить по принципу: в один обруч положить живые предметы из сказок, в другой обруч неживые предметы.
Второй команде необходимо разложить в два обруча неживые и живые предметы из басен.
Рассказывают что получилось. Взаимопроверка команд.
Воспитатель:Капитаны оцените работу ваших помощников.
Решите, кто сейчас возьмет следующий кирпич от дома и продолжит строить дом лисы.
Дети: договариваются и выбирают товарища, который ставит кирпичик.
Смена капитанов команды.
- Моделирование «Особенности басни и сказки»
Выбор задания капитанами.
Капитаны подходят к столу и берут карточку со словом. В командах читают слово.
Воспитатель:Найдите мольберт, на котором написаны слова басня и сказка. Команды подойдите к своим заданиям.
Первая команда рассматривает особенности русских народных сказок и заменяет картинки знаками, символами, буквами на листе бумаги, состоящем из 6 клеточек.
Вторая команда рассматривает особенности басен.Потом необходимо рассказать, что у вас получилось.
Дети за столами в своих командах договариваются, кто какие клеточки будет заполнять.
Слушают мнение детей другой команды.
Воспитатель:Оцените капитаны работу другой команды.
Дети решаю, кто из команды поставит кирпичик для дома.
Смена капитанов команды.
- Игра «Танграм», Интерактивная игра «Открой картинку»
Воспитатель: Последнее задание. Бросаем жребий, чтобы выбрать задания для команд.
Одна команда составляет фигуруиз геометрических фигур из басни. Называет героя и название басни.
Вторая команда работает около экрана.Необходимо открыть все окошки, чтобы получилась картинка из басни.
Дети одной команды составляют фигуру вороны из басни «Лисица и ворона»
Другая команда в это время решают примеры совместно и решают, кто открывает окошки. В результате появляется иллюстрация к новой неизвестной басни «Чиж и голубь».
Воспитатель проверяет первую команду, потом вместе с командой идет проверять задание на экране. Дети узнают название новой басни, с которой предстоит познакомиться в будущем.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями. Но у нас остались последние кирпичики и их больше, чем вас. Решите между собой, кто в ваших командах достроит дом.
Дети ставят последние детали и сверяют с аппликационным проектом дома.
Воспитатель:У нас получился красивый крепкий дом для лисы, потому что мы работали вместе, дружно, слаженно. Посмотрите, лисе понравился новый дом?
Дети: Да, лиса смеется.
На слайде экрана лиса радуется.
- Игра «Комплименты»
Воспитатель: Давайте поиграем.
Сейчас мы с вами построим круг и скажем друг другу приятные слова, комплименты.
Дети передают цветы любому ребенку, которому хотят сказать приятные слова.
Воспитатель: Я бы каждому из вас подарила цветок, так как вы сегодня были внимательные, вместе выполняли задания, не нарушали правила дружбы.
Список литературы
1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. И. А. Крылов. Басни. - М.: Русское слово - учебник, 2012. - 120 c.
3. Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»
4. Крылов, А. И. Басни / А.И. Крылов. - М.: Детская литература, 2011. - 224 c.
5. Крылов, И. А. Дошкольное чтение. Часть 2. И. А. Крылов. Басни. В. И. Даль. Сказки, загадки, пословицы / И.А. Крылов, В.И. Даль. - М.: ЭЛЬ-рекордс, 2012. – 651 с.
5. Кузина, Л.Л., «Социо – игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология», 2012
6. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников, Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.
7. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С.95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В мире басен И.А.Крылова" 1 часть
Игра -викторина для учеников 4 класса....
" В мире басен И.А.Крылова" 2 часть
Игра -викторина, можно использовать на итоговом занятии "Басни И.А. Крылова"...
" В мире басен И.А.Крылова" 3 часть
Игра -викторина для 4 класса...
Путешествие в мир басен И.А. Крылова
Прекрасная связная речь, четкая дикция, правильное произношения неразрывно связаны с развитием интеллекта и мышления. Поэтому нам необходимо сначала привить ребенку любовь к чтению, научить обсуждать ...
Сценарий театрального совместного досуга с родителями «По страничкам басен И. Крылова»
Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе группы, как среди родителей, так и среди детей.Задачи: Продемонстрировать родителям некоторые игровые приемы, позволяющие обучать детей, играя...
Взросло- детский проект "Мир басен А.И.Крылова" для детей подготовительной группы
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература....
Проект «По страницам басен И.А. Крылова»
Актуальность и значимость темы:Сегодня большое внимание уделяется формированию у детей ранней читательской грамотности. Почему это так актуально? Дело в том, что современные дети, живя в эпоху всеобще...