Буклет "Тренируем пальчики-развиваем речь"
методическая разработка по развитию речи

Татьяна Ивановна Одинцова

Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx313.92 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж

«Грибочки»(на каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой)                              Правая рука:Вылезли на кочке (мизинец)Мелкие грибочки: (безымянный) Грузди и свинушки, (средний) Рыжики, волнушки.(указательный)Даже маленький пенек (большой)

Левая рука:Удивленья скрыть не мог.(большой) Выросли опята, (указательный) Скользкие маслята, (средний) Бледные поганки, (безымянный) Встали на полянке. (мизинец)«У Лариски две редиски»                               (прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые «подушечки» от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения)       У Лариски – две редиски, У Алешки – две картошки, А у Вовки – две морковки, А у Петьки – две редьки.Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков»1.Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным, потом подвигать языком вверх-вниз, или сделать это сопряженно). 2.Подошли к огороду (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу).3.В огороде росли помидоры (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно потянуть к носу). 4.Помидоры мы соберем в корзину (пальцы рук переплетены «корзинкой», а язык – «чашечкой»).

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки - Вот, вот, вот! руки за спинойЗайка, зайка, где твой нос? хлопки - Вот, вот, вот! показать носЗайка, зайка, лапы где? хлопки - Вот, вот, вот! показать рукиЗайка, зайка, ушки где? хлопки - Вот, вот, вот! показать ушки

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Не проводите игру холодными руками.2. Если в новой игре имеются незнакомые ребенку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. 3. Используйте максимально выразительную мимику. 4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите заранее, где нужно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. 5. Выбрав 2-3 игры – отработайте их, и затем постепенно заменяйте новыми.6. Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте все достижения ребенка!

Желаю Вам успехов!

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Предисловие:Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Кроме традиционных пальчиковых игр можно использовать и многочисленные игровые приемы, которые включают самомассаж, нетрадиционное рисование, сопряженную гимнастику, а также «театр пальчиков».

Этапы разучивания пальчиковых игр:

1 этап. Взрослый сначала показывает ребенку игру сам. 2 этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка. 3 этап. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4 этап. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого. 5 этап. Ребенок выполняет движения и проговаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Сроки каждого этапа индивидуальны для каждого ребенка!!!

ИГРЫ НА ЗАМЕТКУ

«Мышки» (берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак в норку)

Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять! Испугались кошки, спрятались опять.

«На работу»(сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны)Большой палец встал один. Указательный — за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!» На работу им пора.

«Пальчики»(поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Раз-два-три-четыре-пять — Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять — В домик спрятались опять.

«Пальчики здороваются»(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,Друг другу обрадовались, Здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…

«Кошки — мышки» Вот кулак, показать кулак левой руки А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверхНа ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левойМышки очень испугались, вращать кулакомВ норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....