Понятие, формы, функции сказкотерапии
консультация по развитию речи (средняя группа)

Цыпкина Тамара Валентиновна

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. Сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. Сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку по много раз. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. В структуру сказкотерапии включены следующие формы работы: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная). При использовании направленной формы работы, сказкотерапевт активно участвует в игре ребёнка для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывания в направлении социально-приемлемых стандартов и норм. В основе лежат методические приемы со структурированным материалом и сюжетом. Это педагогически организованное сюжетно-ролевое проигрывание сказки, в которой дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми сказочной ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно сказочным ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия сказки на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребёнка. Техника ненаправленной формы работы включает в себя свободные, т.е. самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игрыдраматизации, кукольные представления, сочинение сказок, игры-забавы и т.д. Коррекция личности ребёнка в ненаправленной форме работы осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также - детьми и взрослыми. Взрослый пользуется техникой зеркального отражения чувств и мыслей играющего ребёнка путем их вербализации. В результате отражения поведения взрослого, ребёнок открывает путь к самопознанию через общение со взрослым, через его речевые высказывания. Функции психотерапевтических сказок. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способы реагирования на поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенкадошкольника к разводу родителей. Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Таким образом, сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Диагностические возможности сказки Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе специалиста: • рассказываем сказку и отслеживаем реакции клиента. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок; • наблюдаем, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи: отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям; • просим рассказать любимую сказку или рассказ. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь; • просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания. Сказка как инструмент психокоррекции Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту. Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это: • обсуждение уже существующей сказки; • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка; • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр); • арт-терапевтическая работа по мотивам сказки. Принципы работы со сказками Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно- Задача: показать воспитанникам, следственных связей в что одно событие плавно вытекает развитии сюжета; понимание из другого, даже не смотря на то, роли каждого персонажа в что на первый взгляд незаметно. развивающихся событиях Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон Связь с реальностью Осознание того, что каждая Задача: кропотливо и терпеливо сказочная ситуация прорабатывать сказочные ситуации разворачивает перед нами с позиции того, как сказочный урок некий жизненный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия Этап Назначение Содержание Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях они могут использовать тот опыт, что приобрели Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением Методы работы со сказкой Анализ сказки Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам. Формула для составления вопросов следующая: о чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д. Что было бы, если…? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д. Что в этой сказке похоже на нашу жизнь? Сказочные задачи Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке Царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ, как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а специалисту позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы. Рассказывание сказки Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом специалист может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть: рассказчик - педагог от 3 лица - группе детей; рассказчик - педагог - одному ребенку; рассказывание известной сказки группой детей по кругу; рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения; рассказчик - педагог от первого лица - группе детей; рассказывание сказки от 1 лица детьми; рассказывание сказки от имени различных персонажей. Сочинение сказки Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно-невротического состояния. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы. 7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):  происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;  расставание с родительским домом;  выбор пути, проверка на доброе сердце;  борьба и победа;  возвращение домой, трудности обратного пути;  прибытие домой;  свадьба, коронование. Метод «Рисование сказки» Желательно после «проработки» сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете чтото конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции). Метод «Изготовление кукол» В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение. При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: • звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; • дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; • необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; • все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации. Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: • проведение психодиагностики; • достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; • приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия; • развитие коммуникативных навыков; • развитие самосознания; • развитие общей и мелкой моторики; • разрешение внутренних конфликтов; • профилактика и коррекция страхов; • развитие речи; • поиск внутренних механизмов сопротивления болезни; • коррекция отношений в семье; • становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика» Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Для первого знакомства рекомендуется использовать традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Для диагностики семейных отношений рекомендовано использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см. Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя. Диагностический эффект, в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что: • образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки; дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. • ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Метод «Песочная терапия» Сказкотерапия, являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов и специалистов по социальной работе. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп. В подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Метод «Кататимный поход в сказку» Метод «Кататимного похода в сказку», сочетает в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз: • фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки; • фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию; • фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы; • фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии. Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания: 1. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния. 2. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме. 3. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85. 4. Недостаточная мотивация. Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка. Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром. Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице. Таким образом, пересказывание и интерпретация сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания. «Расскажите детям сказку» Каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать ребёнку НАДО. Но каждый ли знает, ПОЧЕМУ НАДО? Не все родители знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а другие считают, что в наше время не до сказок, т.к. нужно научить ребёнка выживать в этом жестоком мире. Другими словами, многие думают, что сказки создают вокруг ребёнка некую «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Но это не совсем так. И пришло время разобраться в том, ПОЧЕМУ ребёнку НАДО рассказывать сказки. Почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Ей не помеха ни социальные катаклизмы, ни появление «революционных» мыслей в образовании. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются. Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. В образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных) ЗАШИФРОВАНЫ важнейшие общечеловеческие знания. Причём знания эти охватывают все жизненные сферы человека: область отношений между людьми; инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов; сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним; рекомендации по противостоянию стрессу; типологии людей и способов влияния на них; духовное развитие человека; мужская и женская психология. Всё это есть в сказках, но открывается только тем, КТО УМЕЕТ ЧИТАТЬ МЕЖДУ СТРОК. Тем, кто может расшифровать символический образный ряд сказок, мифов, притч, легенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Формирование понятия форма»

Какие геометрические тела и фигуры должен знать и различать ребенок третьего года жизни?.......

«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерап...

Логопедическое занятие. Тема: понятие речи, функции речи.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе....

Дидактические игры для закрепления понятия формы

Картотека игр для старшей группы на закрепление понятия формы...

Методическая разработка "Использование блоков Дьенеша для закрепления понятий формы и размера"

Методическая разработка представляет собой план-конспект НОД по формированию математических представлений с использованием блоков Дьенеша....

Методические рекомендации для родителей Формирование и закрепление понятий «Формы и цвета» детьми с нарушениями слуха

laquo;ФОРМА»Нарисуйте геометрические фигуры (2 экземпляра), наклейте их на картон. Учите ребенка находить пару, а также узнавать изображение геометрических фигур на картинках и подкладывать выр...