Отчёт по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки».
методическая разработка по развитию речи

Мошникова Мария Юрьевна

Отчёт по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки».

 Воспитателя группы раннего возраста №1 «Карапузики» МБДОУ ДС «Вишенка» г. Волгодонска, Мошниковой М.Ю.

Обоснование выбранной темы:

Эту тему я выбрала не случайно, так как  дети раннего возраста только что пришли в детский сад и в основном не владеют КГН и навыками самообслуживания. Формирование самостоятельности, как важнейшие черты личности, начинается на ранних этапах; осуществляется оно во всех разделах воспитательной работы: и в режимных процессах, и в играх, и на занятиях. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Общение с детьми в режимных процессах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью.

Цель работы:

   - Повышение уровня профессиональной компетенции в области формирования речевого развития детей раннего возраста через  культурно – гигиенические навыки.

 

Задачи:

1.        Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

2.        Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

3.        Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

4.        Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

5.        Обогатить предметно-развивающую среду группы атрибутами, играми, картотеками игр по заданной теме;

6.    Обучить детей в игре умениям  действовать с предметами быта;

7.  Реализуя выше перечисленные задачи, способствовать речевому развитию детей раннего возраста.

 

 

1 этап – подготовительный.

 

Работу начала со сбора информации по теме самообразования, подборка и изучение  методической литературы по данной теме.

Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.

  1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991 г
  4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007 г
  5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007 г
  6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. 2007 г
  7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г

 

 

Данная литература помогла мне подготовить консультации и беседы для родителей по теме, занятия для детей. Одним из условий наглядного и действенного ознакомления детей раннего дошкольного возраста является развивающая среда. Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая среда, разработан перспективный план по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Созданы картотеки пальчиковых игр, загадок, стихов, потешек.

2 этап – основной.

 

 Работу построила  с учётом образовательной программы дошкольного образования, требований ФГОС.

Подготовила: - настольные игры «Одень Машу», «Парные картинки», Пазл «Одежда», «Посуда», «Предметы личной гигиены», «Что для чего?», «Уборка в комнате»

 

Чтение художественной литературы:- М Дружинина «Вежливые слова», «На зарядку

становись», А.Барто, П Барто «Девочка-ревуша», «Девочка чумазая», русские

народные потешки «Водичка-водичка», Прокофьева С. Маша и Ойка, С

Катутикян «Маша обедает», Александрова «Мой мишка» и др.

 

После этого учила детей с помощью  игрового пособия «Последовательность одевания», моем руки с мылом», «Последовательность умывания».

 

Затем использовала игры и предметы заместители для игр в «Семью»: мыло, мочалка, продукты питания и др.

На развитие мелкой моторики использовала: шнуровочки, крышки, бутылочки и камни, игры с манкой и песком, собери бусы.

 

3 этап – заключительный.

 

В течение года старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, в группе. Как можно больше насытить её интересными красками.

Приучала их к трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, помогать няне. Учила соблюдать правила гигиены, приучала к аккуратности и опрятности, учила их следить за внешним видом, за своими вещами, соблюдать порядок в своих шкафчиках, убирать мусор на участке.

Приучая детей к труду, мы формируем у них трудовые навыки. В последствие они становятся трудолюбивыми, заботливыми и бережливыми.

Большую роль в течение года оказывали родители воспитанников.

 

Вывод: дети научились пользоваться предметами личной гигиены (салфетки, расчёска, бумажные салфетки) и называть их,  мыть руки с мылом перед едой, после еды, после прогулки, и учатся называть свои действия; дети научились пользоваться носовым платком, научились проговаривать и использовать в речи название предметов гигиены, их свойства и действий с ними, что способствует расширению и активизации словаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_2022_g.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки».

 Воспитателя группы раннего возраста №1 «Карапузики» МБДОУ ДС «Вишенка» г. Волгодонска, Мошниковой М.Ю.

Обоснование выбранной темы:

Эту тему я выбрала не случайно, так как  дети раннего возраста только что пришли в детский сад и в основном не владеют КГН и навыками самообслуживания. Формирование самостоятельности, как важнейшие черты личности, начинается на ранних этапах; осуществляется оно во всех разделах воспитательной работы: и в режимных процессах, и в играх, и на занятиях. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Общение с детьми в режимных процессах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью.

Цель работы:

   - Повышение уровня профессиональной компетенции в области формирования речевого развития детей раннего возраста через  культурно – гигиенические навыки.

Задачи:

1.        Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

2.        Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

3.        Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

4.        Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

5.        Обогатить предметно-развивающую среду группы атрибутами, играми, картотеками игр по заданной теме;

6.    Обучить детей в игре умениям  действовать с предметами быта;

7.  Реализуя выше перечисленные задачи, способствовать речевому развитию детей раннего возраста.

1 этап – подготовительный.

Работу начала со сбора информации по теме самообразования, подборка и изучение  методической литературы по данной теме.

Выстроив примерный план работы, я приступила к отбору методической литературы.

  1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991 г
  4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007 г
  5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007 г
  6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. 2007 г
  7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 г

Данная литература помогла мне подготовить консультации и беседы для родителей по теме, занятия для детей. Одним из условий наглядного и действенного ознакомления детей раннего дошкольного возраста является развивающая среда. Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая среда, разработан перспективный план по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Созданы картотеки пальчиковых игр, загадок, стихов, потешек.

2 этап – основной.

 Работу построила  с учётом образовательной программы дошкольного образования, требований ФГОС.

Подготовила: - настольные игры «Одень Машу», «Парные картинки», Пазл «Одежда», «Посуда», «Предметы личной гигиены», «Что для чего?», «Уборка в комнате»

Чтение художественной литературы:- М Дружинина «Вежливые слова», «На зарядку

становись», А.Барто, П Барто «Девочка-ревуша», «Девочка чумазая», русские

народные потешки «Водичка-водичка», Прокофьева С. Маша и Ойка, С

Катутикян «Маша обедает», Александрова «Мой мишка» и др.

После этого учила детей с помощью  игрового пособия «Последовательность одевания», моем руки с мылом», «Последовательность умывания».

Затем использовала игры и предметы заместители для игр в «Семью»: мыло, мочалка, продукты питания и др.

На развитие мелкой моторики использовала: шнуровочки, крышки, бутылочки и камни, игры с манкой и песком, собери бусы.

3 этап – заключительный.

В течение года старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, в группе. Как можно больше насытить её интересными красками.

Приучала их к трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, помогать няне. Учила соблюдать правила гигиены, приучала к аккуратности и опрятности, учила их следить за внешним видом, за своими вещами, соблюдать порядок в своих шкафчиках, убирать мусор на участке.

Приучая детей к труду, мы формируем у них трудовые навыки. В последствие они становятся трудолюбивыми, заботливыми и бережливыми.

Большую роль в течение года оказывали родители воспитанников.

Вывод: дети научились пользоваться предметами личной гигиены (салфетки, расчёска, бумажные салфетки) и называть их,  мыть руки с мылом перед едой, после еды, после прогулки, и учатся называть свои действия; дети научились пользоваться носовым платком, научились проговаривать и использовать в речи название предметов гигиены, их свойства и действий с ними, что способствует расширению и активизации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "ВИШЕНКА...

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Проект по «Формированию речевого развития детей раннего возраста через культурно-ги...

План по самообразованию воспитателя на учебный год «Формирование речевого развития детей раннего возраста через КГН»

План по самообразованию воспитателя на учебный год «Формирование речевого развития детей раннего возраста через КГН»2023–2024 учебный годмуниципальное бюджетное дошкольное образовате...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...

Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельнос...