Методическая разработка по звуковой культуре речи
видеоурок по развитию речи (младшая группа)

Балтачева Александра  Игоревна
Звуковая культура,это основа для работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассмотрение теоретических основ речевого развития детей дошкольного возраста - Направления речевой работы с детьми. ЗКР. Условия развивающей среды для успешного развития речи детей. Развитие речи детей в повседневной жизни.

Слайд 2

Образовательные области 1. социально-коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3 . речевое развитие; 4. художественно-эстетическое развитие; 5. физическое развитие

Слайд 3

Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества;

Слайд 4

Речевое развитие развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 5

Звуковая культура речи * произносительная сторона речи (дикция, звукопроизношение, орфоэпия); * сила голоса; * фонематический слух; * речевое дыхание; * артикуляция; * средства выразительности (темп, ритм, мелодика, тембр, логические ударения, правильность употребления пауз)

Слайд 6

Задачи ЗКР Воспитание речевого слуха детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определять на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный ритм и темп.

Слайд 7

Задачи ЗКР Развитие артикуляционного аппарата Работа над речевым дыханием Выработка регуляции громкости голоса в соответствии с условиями общения Формирование правильного произношения всех звуков родного языка

Слайд 8

Задачи ЗКР Развитие умения произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка Воспитывать эмоциональную выразительность речи

Слайд 9

Дыхание Неречевое дыхание: вдох – выдох – пауза (у взрослого 16-18 дыхательных движений в минуту, у детей 25-30 дыхательных движений в минуту) Речевое дыхание: вдох – пауза – выдох (2-3 немногосложных слов на одном выдохе – норма для ребенка 2-3 лет)

Слайд 10

Правильное речевое дыхание обеспечивает: Нормальное звукообразование Достаточную громкость Соблюдение пауз Плавность речи и ее выразительность

Слайд 11

Нарушение речевого дыхания Слабый выдох и вдох Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха Неумелое распределение дыхания по словам Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием» . Неравномерный толчкообразный выдох

Слайд 12

Этапы работы над дыханием Формирование диафрагмального дыхания Обучение короткому вдоху и плавному выдоху Произнесение гласных и щелевых согласных звуков Произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками Проговаривание коротких фраз

Слайд 13

Развитию правильного дыхания способствуют:

Слайд 14

Условия проведения дыхательных упражнений: Хорошо проветриваемое помещение, до еды При вдохе нельзя поднимать плечи, а при выдохе раздувать щеки Нельзя допускать переутомление ребенка Дыхательные упражнения нужно производить плавно, под счет или музыку Методические пособия должны быть из легкого материала, расположены на уровне рта ребенка Не более 3-4 вдохов и выдохов за 1 раз Упражнения проводятся в игровой форме

Слайд 15

Голос Высота голоса - повышение и понижение голоса, переход от высокого голоса к низкому и наоборот Сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости (громко, тихо, нормально), умение пользоваться голосом полнозвучно Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой…..)

Слайд 16

Задачи работы над голосом Развивать основные качества голоса: а) силу б) высоту Приучать детей говорить без напряжения, меняя голос в зависимости от ситуации

Слайд 17

Методы работы над голосом Прослушивание аудиозаписи сказок, рассказов, потешек, стихотворений и т.д. Обсуждение Игры, направленные на развитие силы голоса Игры, направленные на развитие высоты голоса

Слайд 18

Интонация – сложный комплекс просодических (относящихся к явлениям высоты, силы, длительности и т.п.)элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Слайд 19

Компоненты интонационной выразительности речи Мелодика – движение голоса по высоте, т.е. скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость. Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания. Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Слайд 20

Компоненты интонационной выразительности речи Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов. Фразовое ударение – выделение голосом группы слов. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения. Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его эмоциональностью можно выражать эмоции и чувства.

Слайд 21

Причины невыразительной речи: Дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Парезы мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок .

Слайд 22

Для формировании интонационной выразительности речи необходимо: Развивать просодические компоненты речи: речевое дыхание силу, высоту и тембр голоса; ритм речи; темп речи; ударение. Формировать навык восприятия и воспроизведения основных типов высказывания: утвердительного, вопросительного, восклицательного. Развивать выразительность мимики, жестов и движений

Слайд 23

Развитие восприятия и воспроизведения темпа речи Проговаривание фраз, стихов, чистоговорок, в различном темпе : быстро, медленно, - умеренно. Вместе с педагогом, по образцу педагога (отраженно), по инструкции педагога.

Слайд 24

Развитие навыка восприятия и воспроизведения ритма А). Ритмические упражнения Детям предлагается отхлопать, отстучать заданный ритмический рисунок на слух, со зрительной опорой, с использованием карточек с ритмическими рисунками. Б). Упражнения на отработку речевого ритма Данный вид работы рекомендую проводить на хорошо отработанном речевом материале . Детям предлагается отхлопать, отстучать, двустишие, стихотворение, чистоговорку, скороговорку -на каждый слог; -на ударный слог каждого слова; -на последнее слово во фразе. ВАЖНО: следить за плавностью речи, не переходить на скандированную речь.

Слайд 25

Формирование умения выделять ударение в слове и во фразе А). Отрабатываем умение : -делить слова на слоги, -различать ударные и безударные слоги в слове. Б). Отрабатываем умение делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе: -по образцу -по наводящим вопросам. Уделяем внимание детей на повышение голоса и более протяжное произнесение ударного (сильного) слога.

Слайд 26

2. Формирование навыка восприятия и воспроизведения различных типов высказывания Алгоритм ознакомления с типами высказывания: дать общие сведения об интонационной выразительности; предложить детям для прослушивания фразы (предложения); обратить внимание детей, на изменение голоса при произнесении высказывания; познакомить с соответствующим знаком - (.) (?) (!); предложить выделить из текста предложения с определенной интонацией; воспроизведение типов высказывания на материале стихов, считалок, потешек, сказок, в диалогах, в сюжетно-ролевых играх, в инсценировках.

Слайд 27

Знакомство детей с повествовательной интонацией. "Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем«.(сопровождаем движением руки, графическим изображением, знакомим со знаком - ТОЧКА). Знакомство с вопросительной интонацией. "В конце вопросительного предложения голос повышается". ( движение руки, графический знак, знакомство с вопросительным знаком) Знакомство с восклицательной интонацией. Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями типа: Ой! Ах! Ух! На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. (движение руки, графический знак, знакомство с восклицательным знаком)

Слайд 28

3. Развитие выразительности мимики, жестов и движений язык эмоций, является специфическим компонентом коммуникации, способствует развитию речевой эмоциональности детей; игры и упражнения способствуют положительный настрой к предстоящей деятельности; упражнения снимают напряжение в речедвигательном аппарате; способствуют развитию и совершенствованию основных психических процессов; можно использовать в совместной образовательной деятельности. Упражнения перед зеркалом. " Удивилки" - поднять брови. "Поразилки" - поднять брови, открыть рот. "Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. "Хмурилки" - нахмурить брови. "Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки. "Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

Слайд 29

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонема – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов.

Слайд 30

Развитие функции речеслухового анализатора Задачи: Учить ребенка слушать звук Учить выделять его на фоне других звуков Учить дифференцировать, т.е. различать звуки Учить определять местоположение и последовательность звуков

Слайд 31

Система упражнений для развития фонематического слуха. Первый этап - узнавание неречевых звуков. Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте. Третий этап - различение сходных по звучанию слов. Четвертый этап - различение слогов. Пятый этап - различение звуков.

Слайд 32

Артикуляция - это деятельность органов речи - языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.

Слайд 33

Предрасполагающие факторы формирования неправильного звукопроизношения Нарушения в строении артикуляционного аппарата Недостаточная подвижность речевых органов

Слайд 34

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Слайд 35

Рекомендации по проведению АГ 3-4 мин.ежедневно, лучше перед завтраком Не более 2-3 упр. за один раз (одно упражнение новое) Подбор упражнений от простого к сложному Эмоциональное проведение (игровая форма) Выполнять АГ сидя Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений

Слайд 36

Методика проведения АГ Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы Показывает его выполнение Упражнение делает ребенок, взрослый контролирует упражнение

Слайд 37

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Условия формирования правильного звукопроизношения: Подвижность и переключаемость деканов (органов) артикуляционного аппарата; Речевое дыхание; Владение своим голосом; Развитый фонематический слух

Слайд 38

Неправильное произношение звуков выражается: пропуски звуков замена одного звука другим искаженное произношение звуков

Слайд 39

Онтогенез появления звуков Онтогенез – индивидуальное развитие организма ребенка. Звуки раннего онтогенеза – гласные: { а } , { о } , { у } , { и } , { э } , { ы } ; согласные: { м } , { п } , { б } , { ть } , { нь } , { х } , { г } , { й } , { ф } ; Звуки среднего онтогенеза: дифференциация по мягкости и твердости усвоения согласных; { ль } ; озвончения всех согласных; Звуки позднего онтогенеза: { р } , { рь } , { ш } , { ж } , { щ } , { ч } , { л } , { ц }

Слайд 40

Возрастная норма появления звука Физиологические замены Патологические замены 3 года - «С» ть, т, сь ф, х 3 года - «З» дь, д, зь в, х 4 года - «Ш» ть, т, сь, с ф, х 4 года - «Ж» дь, д, зь, з в, х 5-6 лет - «Р» й, ль, л д,г,в,н,э,ы,у 5-6 лет - «Л» й,в, ль д,г,н,у,ы,э,р 5-6 лет - «ЛЬ» й,в д,г,н,у,ы,э,р

Слайд 41

группа НОД по ЗКР включение в другую деятельность индивидуальная работа совместная деятельность 2-я младшая 1 раз в месяц (лучше в конце) Нод по развитию речи, музыкальные занятия С детьми, имеющими недостатки в произношении или восприятии речи; с детьми, которые не усвоили материал занятия по ЗКР Включать во все режимные моменты: при планировании подвижных игр с текстами, игр-забав, на прогулках, при самообслуживании и т.д. средняя Нод по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по математике старшая Развитие речи, ознакомление с окружающим, с художественной литературой, при составлении рассказов и т.д. подготовительная

Слайд 42

Примерный план НОД по звуковой культуре речи 1 часть: а) артикуляционные упражнения на звуки, с которыми будут работать б) упражнения на изолированный звук и на звукоподражание 2 часть : развитие фонематического слуха 3 часть : работа над общими речевыми навыками (развитие речевого дыхания, просодики, силы голоса – несколько упражнений) 4 часть : отработка звуков в словах и фразах. Заучивание чистоговорок, стихов. Развитие словаря. Все в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи"

Правила, рекомендации и советы по развитию звуковой культуры речи у школьников...

Методическая разработка «Развитие звуковой культуры речи посредством художественно-эстетического восприятия»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевог...

Методическая разработка по звуковой культуре речи "Путешествие в мир звуков"

Эта методическая разработка позволяет познакомить детей старшей группы со звуковой культурой речи в игровой форме. Занятие проходит увлекательно и познавательно....

Методическая разработка «Формирование звуковой культуры речи дошкольников по средством музыкальных развлечений»

Актуальность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми...