Методическая разработка по звуковой культуре речи "Путешествие в мир звуков"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Эта методическая разработка позволяет познакомить детей старшей группы со звуковой культурой речи в игровой форме. Занятие проходит увлекательно и познавательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по звуковой культуре речи в старшей группе
«Путешествие в мир звуков»
Воспитатель ГБДОУ №135 Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Цель: познакомить детей со звуковой культурой речи.
Задачи: выделять в слове ударный слог, словесное ударение и определять его место в слове. Продолжать отрабатывать навыки детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Развивать у детей фонематическое восприятие.
Воспитывать интерес к звуковому строю речи.
Демонстрационный материал: картина-схема «луна», красные и синие фишки, указка, набор развивающих карточек.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, красные и синие фишки, листки с заданием, простые карандаши, сигнальные карточки.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям: Дети, поприветствуйте наших гостей. Сегодня мы отправимся в путешествие по миру звуков (звучит весенняя музыка), посмотрите, они вокруг нас…Оглянитесь, нас окружают разные предметы. Назовите предметы, которые начинаются со звука [к], а теперь со звука [с]. Молодцы.
-Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи о звуке».
-Что вы знаете о звуках? (Звуки мы слышим, но не видим).
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
-Что вы знаете о гласных звуках? (Гласный звук можно пропеть, протянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно, преград нет).
-Что вы знаете о согласных звуках? (Согласный звук мы не можем пропеть, протянуть, сказать громко и тихо, при произнесении которого мы встречаем преграды в виде губ, зубов и языка; бывают глухими и звонкими).
- Каким цветом обозначают гласные звуки? (Гласный звук обозначаем красным цветом).
- Каким цветом обозначают согласные звуки? (Согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом). Молодцы, ребята.
- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Игра «Кто внимательный?»
(Воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают на каждый названный звук соответствующую сигнальную карточку). Воспитатель хвалит детей.
- Дети, а кто знает, какой у нас день 12 апреля будет? Предлагаю вам отгадать загадку:
Это спутница Земли
Круглолика и бледна
Ярко светит нежным светом
С неба темного…(Луна)
- Вот она на картине, а картина не простая, в ней спрятались звуки, помогите узнать какие это звуки?
- Что за клеточки под картинкой? (Это звуковые домики)
-Сколько клеточек под картинкой? (Четыре).
- Значит в слове «луна» четыре звука.
- Произнесите слово «луна» и выделите первый звук? (Л-л-луна)
- Какой первый звук в слове «луна» (Первый звук в слове «луна» [л])
- Что ты знаешь о звуке [л]? (Это согласный звук, мы не можем его петь, тянуть, сказать громко и тихо, когда мы его произносим, то встречаем преграду - язык и зубы).
- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу синим цветом, потому что это согласный твердый звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в первый домик, потому что это первый звук в слове)
- Произнесите слово «луна» и выделите второй звук? (Л-у-у-уна)
- Какой второй звук в слове «луна» (Второй звук в слове «луна» [у])
- Что ты знаешь о звуке [у]? (Это гласный звук, мы его можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно и преград не встречает)
- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу красным цветом, потому что это гласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку во второй домик, потому что это второй звук в слове).
- Произнесите слово «луна» и выделите третий звук? (Лу-н-н-на)
- Какой третий звук в слове «луна» (Третий звук в слове «луна» [н])
- Что ты знаешь о звуке [н]? (Это согласный звук, мы его не можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, когда мы его произносим, встречаем преграду – язык и зубы).
- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу синим цветом, потому что это согласный твердый звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в третий домик, потому что это третий звук в слове).
- Произнесите слово «луна» и выделите четвертый звук? (Лун-а-а-а).
- Какой четвертый звук в слове «луна» (Второй звук в слове «луна» [а]).
- Что ты знаешь о звуке [а]? (Это гласный звук, мы его можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно, преград не встречает)
- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу красным цветом, потому что это гласный звук).
- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в четвертый домик, потому что это четвертый звук в слове).
-Молодцы дети, помогли найти спрятавшиеся звуки.
Давайте поиграем со словом «луна».
– Сколько гласных звуков в слове «луна»? (В слове два гласных звука).
– Какой первый гласный звук? [у]
– Какой второй гласный звук? [а]
– Сколько слогов в слове «луна»? Вспоминаем правило – В слове столько слогов, сколько – гласных звуков); (В слове «луна» два гласных звука, значит, два слога).
– Сколько согласных звуков в слове «луна»? (В слове два согласных звука [л] и [н]).
– Что можно сказать об этих звуках, какие они? (Это твердые согласные).
– Какой ударный слог в слове «луна»? Как можно узнать? (В слове «луна» ударный слог на-, нужно позвать «лу-н-н-на»).
– Какой ударный гласный звук в этом слове? (В этом слоге ударный гласный звук –[а]). Молодцы! Справились! Предлагаю провести физкультминутку «Ракета»
Сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, потянись.
Вот летит ракета ввысь.
– Мы с вами многому научились за этот год, давайте проверим, как вы умеете отвечать на вопросы, используя картинку Игра «А ну-ка не зевай, скорее отвечай!» Воспитатель задает вопросы, демонстрируя картинки детям. Какие молодцы!!!
- Предлагаю вам достать листочки с заданием. Воспитатель ставит задачу перед детьми, они выполняют задание с последующей проверкой.
- А теперь составьте предложение из трех слов по картинке. Составьте схему. Поделите слова на слоги. Хорошо постарались!
- Сейчас мы с вами будем разгадывать ребус. Воспитатель показывает зашифрованное слово, дети по первым буквам составляют его. Хвалит детей.
- А какое слово здесь спряталось? Найдите и покажите соответствующую картинку.
- Я для вас подготовила настоящее испытание… игра «Собери и прочитай»: вы должны выбрать три карточки и составить картинку, затем прочитать и соединить с нужным словом (ДОМ, ДУБ, ШАР, СЫР, ЖУК)
- Скажите, а чем похожи все эти слова? (В каждом слове один слог)
- Назовите в этих словах гласные звуки? Согласные?
- Дайте характеристику согласным звукам.
Молодцы, ребята, успешно прошли испытание!
- Наше путешествие подходит к своему завершению. Но осталось еще одно интересное задание игра «Волшебный мешочек». Дети по одному подходят, достают по две карточки, называют слова и прикрепляют к соответствующей схеме на доске.
Вы молодцы, все задания выполнили, ребусы разгадали, на вопросы ответили, испытание прошли! Вы отлично поработали!
– Ну вот и подошло к концу наше путешествие, до будущих встреч в мире звуков
– Дети, какие вы молодцы. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какое задание было самым интересным?
-Давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Разработка...
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи"
Правила, рекомендации и советы по развитию звуковой культуры речи у школьников...
Методическая разработка «Развитие звуковой культуры речи посредством художественно-эстетического восприятия»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевог...
Методическая разработка. Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет.
Упражнеия для развития звуковой культуры речи....
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Развитие речи...
Методическая разработка «Формирование звуковой культуры речи дошкольников по средством музыкальных развлечений»
Актуальность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми...
Методическая разработка по звуковой культуре речи
Звуковая культура,это основа для работы с детьми раннего возраста....