Конспект открытого занятия ОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Малахова Екатерина Александровна

Конспект открытого занятия ОД

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшей группы

Тема ООД – «Зимушка - Зима»

Цель: совершенствовать познавательное и речевое развитие детей в игровой деятельности с использованием мнемотехники

Задачи:    

Образовательные:

– учить детей создавать простейшую сюжетную картину;

– учить называть основные приметы зимнего периода;

– закрепить словарь по теме «Зима»;

– формировать навыки словоизменения и словообразования.

Развивающие:

– развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц и пространственные представления;

– развивать у детей внимание, память, связную речь и умение рассуждать.

Воспитательные:

– воспитывать любознательность, активность, самостоятельность;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: стулья для всех детей, презентация для детей «Волшебное письмо», снежинки (по количеству детей), снежок, мнемотаблицы, ёлочное украшение «Шарики» красного, синего и желтого цветов (по количеству детей), елка, мольберт.

Словарь: снегоуборочная машина, снегопогрузчик, снегомер.

Предварительная работа: беседа «Признаки зимы», дидактическая игра «Слова родственники», разучивание физкультминутки «Наконец пришла зима», работа с мнемотаблицами.

Ход занятия

Ой, снежочек, озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Послушайте загадку!

 

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром!

 

Воспитатель: О какой царице говорится в этой загадке? Давайте я вам немного помогу. У меня для вас есть подсказка. (педагог показывает мнемокарточки)

Дети: О зиме.

Воспитатель: Дети, что это за тройка скакунов, на которых мчится Зимушка Зима(ответы детей)

Воспитатель: Тройка белых скакунов - это действительно зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. А зима - это царица, сидящая в тройке и посыпающая все снегом - белым серебром.   

Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы к нам в гости пришла Зимушка-зима? 

Дети: да.

Воспитатель: Чтобы Зима к нам пришла нужно устроить настоящую вьюгу.

Дыхательная гимнастика «Ветерок и снежинки»

Воспитатель: Возьмите снежинки. Мы с вами сейчас побудем ветерками и подуем на снежинки.

Воспитатель: А вы умеете правильно дуть? Я вам напомню. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёчки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).  Какой хороший зимний ветерок у нас получился.

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звук? Кажется, на почту детского сада пришло электронное письмо!

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Воспитатель: Интересно, от кого же это письмо? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте, посмотрим.

Воспитатель читает письмо от Зимушки

Воспитатель: Здравствуйте ребята из старшей группы «Улыбка» Детского сада «Олененок»! Вы меня узнали, я Зимушка-зима. В гости к вам спешила. Но случилась беда лесная ведьма превратила меня в льдинку и не хочет, чтобы мы с вами встретили новый год, чтобы пришел Дедушка Мороз. Помогите всем встретить новый год и освободите меня пожалуйста. Сделать это можно, выполнив все задания лесной ведьмы.

 

Воспитатель: Ребята, поможем? Не испугаетесь?

Дети: Да.

 

Задание №1 «Что мы знаем о зиме?»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами о том, какие изменения происходят в природе и жизни людей зимой.

В этом нам помогут мнемотаблицы на экране.

 

Слайд с мнемотаблицами «Признаки зимы».

Дети:

- день короче, ночь длиннее;

- солнце светит, но не греет;

- выпадает снег, метет метель, стоят морозы, дуют сильные ветра;

- деревья стоят голые, а иногда они стоят в инее;

- люди надевают теплую одежду;

- звери поменяли свои шубки, некоторые животные зимой спят;

- птицы улетели в теплые края. У нас остались зимующие (снегири, воробьи, дятел, вороны, сороки, синички.)

- зима накрыла всю землю белым покрывалом;

- дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снежную бабу.

Воспитатель: Молодцы! Вы вспомнили много примет зимы. А у нас следующее задание.

 

Задание №2 Игра «Построй горку»

Воспитатель: Ребята, чем покрыта земля зимой?

Дети: Снегом.

Воспитатель: Правильно, вот и нам необходимо построить снежную горку. А строить мы ее будем из слов – родственников, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Вы загадки отгадайте и слова – родственники со словом «СНЕГ» запоминайте.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.  (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.  (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой.  (Снегири.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вы из белых кружочков на доске построите снежную горку, называя слова – родственники, которые вы запомнили.

Воспитатель: Что-то у нас не очень высокая получилась горка. Давайте вспомним еще слова - родственники (снегоход, снегокат, снегоуборочная машина, снегопогрузчик, снегомер).

Воспитатель: Ребята, мы хорошо потрудились, но стало что-то очень холодно. Предлагаю немного согреться!

 

Физкультминутка

Воспитатель: Скорее все в кружок вставайте, игру - бодрилку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

 Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

 Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

 Дворник улицу метёт, (Имитируют)

 Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

 Пишем на катке круги, (Руки  за спину, медленно кружатся)

 Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

 И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дети садятся на стульчики

 

Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно задание от злой колдуньи.

Заучивание стихотворения «Веселый снеговик».

Воспитатель: Что это за картинки, не пойму! Давайте рассмотрим. (Рассматриваем каждую картинку отдельно).

imageВоспитатель: А знаете ребята, это не простые картинки, а волшебные, в них спряталось стихотворение, вот послушайте:

 

По сугробам напрямик,

Шел веселый снеговик,

А в руке его была,

Не корзина,

Не метла,

Не плитка шоколадная,

А елочка нарядная.

 

Воспитатель: Давайте вместе попробуем рассказать стихотворение по этим картинкам. (Дети вместе с воспитателем пытаются рассказать стихотворение, используя мнемокартинки).

Воспитатель: Очень хорошо! Может быть, кто-то хочет сам рассказать? Мы с ребятами поможем. (Дети пытаются самостоятельно рассказать стихотворение, опираясь на картинки и помощь воспитателя)

Воспитатель: Молодцы! Быстро выучили стих. И справились еще с одним заданием!

 

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» (со снежком)

Погода зимой какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много красивых слов подобрали.

Присаживайтесь на стульчики.

 

Воспитатель: Как же нам узнать освободили мы Зимушку от лесной ведьмы??? (слышен сигнал о приходе смс на электронную почту) Ой, ребята, кажется это электронная почта детского сада. Посмотрите, так и есть. Давайте прочитаем. (Читаю смс-сообщение)

Воспитатель: «Дорогие мальчики и девочки из Детского сада «Оленёнок», большое вам спасибо за то, что освободили меня от злой ведьмы. Теперь все смогут встретить Новый год! За это я дарю вам волшебные картинки, дома вы попробуйте раскрасить их и рассказать стихотворение, которое в них спряталось, своим мамам.  

 

Воспитатель: Вот это подарок! Обязательно отблагодарим Зимушку на новогоднем празднике, правда, ребята!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а наша елочка совсем не готова к празднику! А у меня как раз в корзинке есть такие красивые шары: и желтые, и красные, и синие. Возьмите желтый шарик тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Красные шарики возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Синие шарики возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно. Давайте теперь ваши шарики прикрепим на елочку и посмотрим, какая красивая елочка у нас получилась. Теперь мы точно готовы к встречи Нового года!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_gpo_malahova_ea_1.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия ОД

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшей группы

Тема ООД – «Зимушка - Зима»

Цель: совершенствовать познавательное и речевое развитие детей в игровой деятельности с использованием мнемотехники

Задачи:        

Образовательные:

– учить детей создавать простейшую сюжетную картину;

– учить называть основные приметы зимнего периода;

– закрепить словарь по теме «Зима»;

– формировать навыки словоизменения и словообразования.

Развивающие:

– развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц и пространственные представления;

– развивать у детей внимание, память, связную речь и умение рассуждать.

Воспитательные:

– воспитывать любознательность, активность, самостоятельность;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: стулья для всех детей, презентация для детей «Волшебное письмо», снежинки (по количеству детей), снежок, мнемотаблицы, ёлочное украшение «Шарики» красного, синего и желтого цветов (по количеству детей), елка, мольберт.

Словарь: снегоуборочная машина, снегопогрузчик, снегомер.

Предварительная работа: беседа «Признаки зимы», дидактическая игра «Слова родственники», разучивание физкультминутки «Наконец пришла зима», работа с мнемотаблицами.

Ход занятия

Ой, снежочек, озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Послушайте загадку! 

Загадка

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром!

Воспитатель: О какой царице говорится в этой загадке? Давайте я вам немного помогу. У меня для вас есть подсказка. (педагог показывает мнемокарточки)

Дети: О зиме.

Воспитатель: Дети, что это за тройка скакунов, на которых мчится Зимушка Зима? (ответы детей)

Воспитатель: Тройка белых скакунов - это действительно зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. А зима - это царица, сидящая в тройке и посыпающая все снегом - белым серебром.  

Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы к нам в гости пришла Зимушка-зима? 

Дети: да.

Воспитатель: Чтобы Зима к нам пришла нужно устроить настоящую вьюгу. 

Дыхательная гимнастика «Ветерок и снежинки»

Воспитатель: Возьмите снежинки. Мы с вами сейчас побудем ветерками и подуем на снежинки.

Воспитатель: А вы умеете правильно дуть? Я вам напомню. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёчки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).  Какой хороший зимний ветерок у нас получился.

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звук? Кажется, на почту детского сада пришло электронное письмо!

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Воспитатель: Интересно, от кого же это письмо? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте, посмотрим.

Воспитатель читает письмо от Зимушки

Воспитатель: Здравствуйте ребята из старшей группы «Улыбка» Детского сада «Олененок»! Вы меня узнали, я Зимушка-зима. В гости к вам спешила. Но случилась беда лесная ведьма превратила меня в льдинку и не хочет, чтобы мы с вами встретили новый год, чтобы пришел Дедушка Мороз. Помогите всем встретить новый год и освободите меня пожалуйста. Сделать это можно, выполнив все задания лесной ведьмы.

Воспитатель: Ребята, поможем? Не испугаетесь?

Дети: Да.

Задание №1 «Что мы знаем о зиме?»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами о том, какие изменения происходят в природе и жизни людей зимой.

В этом нам помогут мнемотаблицы на экране.

Слайд с мнемотаблицами «Признаки зимы».

Дети: 

- день короче, ночь длиннее;

- солнце светит, но не греет;

- выпадает снег, метет метель, стоят морозы, дуют сильные ветра;

- деревья стоят голые, а иногда они стоят в инее;

- люди надевают теплую одежду;

- звери поменяли свои шубки, некоторые животные зимой спят;

- птицы улетели в теплые края. У нас остались зимующие (снегири, воробьи, дятел, вороны, сороки, синички.)

- зима накрыла всю землю белым покрывалом;

- дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снежную бабу.

Воспитатель: Молодцы! Вы вспомнили много примет зимы. А у нас следующее задание.

Задание №2 Игра «Построй горку»

Воспитатель: Ребята, чем покрыта земля зимой?

Дети: Снегом.

Воспитатель: Правильно, вот и нам необходимо построить снежную горку. А строить мы ее будем из слов – родственников, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Вы загадки отгадайте и слова – родственники со словом «СНЕГ» запоминайте.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.  (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.  (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.  (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой.  (Снегири.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вы из белых кружочков на доске построите снежную горку, называя слова – родственники, которые вы запомнили.

Воспитатель: Что-то у нас не очень высокая получилась горка. Давайте вспомним еще слова - родственники (снегоход, снегокат, снегоуборочная машина, снегопогрузчик, снегомер).

Воспитатель: Ребята, мы хорошо потрудились, но стало что-то очень холодно. Предлагаю немного согреться!

Физкультминутка

Воспитатель: Скорее все в кружок вставайте, игру - бодрилку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

 Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

 Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

 Дворник улицу метёт, (Имитируют)

 Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

 Пишем на катке круги, (Руки  за спину, медленно кружатся)

 Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

 И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно задание от злой колдуньи.

Заучивание стихотворения «Веселый снеговик».

Воспитатель: Что это за картинки, не пойму! Давайте рассмотрим. (Рассматриваем каждую картинку отдельно).

Воспитатель: А знаете ребята, это не простые картинки, а волшебные, в них спряталось стихотворение, вот послушайте:

По сугробам напрямик,

Шел веселый снеговик,

А в руке его была,

Не корзина,

Не метла,

Не плитка шоколадная,

А елочка нарядная.

Воспитатель: Давайте вместе попробуем рассказать стихотворение по этим картинкам. (Дети вместе с воспитателем пытаются рассказать стихотворение, используя мнемокартинки). 

Воспитатель: Очень хорошо! Может быть, кто-то хочет сам рассказать? Мы с ребятами поможем. (Дети пытаются самостоятельно рассказать стихотворение, опираясь на картинки и помощь воспитателя)

Воспитатель: Молодцы! Быстро выучили стих. И справились еще с одним заданием!

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» (со снежком)

Погода зимой какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много красивых слов подобрали.

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Как же нам узнать освободили мы Зимушку от лесной ведьмы??? (слышен сигнал о приходе смс на электронную почту) Ой, ребята, кажется это электронная почта детского сада. Посмотрите, так и есть. Давайте прочитаем. (Читаю смс-сообщение)

Воспитатель: «Дорогие мальчики и девочки из Детского сада «Оленёнок», большое вам спасибо за то, что освободили меня от злой ведьмы. Теперь все смогут встретить Новый год! За это я дарю вам волшебные картинки, дома вы попробуйте раскрасить их и рассказать стихотворение, которое в них спряталось, своим мамам.  

Воспитатель: Вот это подарок! Обязательно отблагодарим Зимушку на новогоднем празднике, правда, ребята!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а наша елочка совсем не готова к празднику! А у меня как раз в корзинке есть такие красивые шары: и желтые, и красные, и синие. Возьмите желтый шарик тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Красные шарики возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Синие шарики возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно. Давайте теперь ваши шарики прикрепим на елочку и посмотрим, какая красивая елочка у нас получилась. Теперь мы точно готовы к встречи Нового года!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшей группы

Цель:«Формирование основ здорового образа жизни через физическое воспитание»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект открытого занятия в форме квест - игры для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в весенний лес».

Конспект  занятия в форме  квест - игры для детей старшей группы. Тема: «Путешествие в весенний лес»....

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы Тема: «Волшебный мир природы»

Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Программные задачи:Развивающие:Развивать у детей интерес к живописиРазвивать творческую индивидуальность, память.Развиват...

Конспект открытого занятия по ПДД «Дорожные знаки» для детей старшей группы

Конспект открытого занятия по ПДД «Дорожные знаки» для детей старшей группы...

Конспект открытого занятия для родителей по теме «Насекомые» в старшей группе для детей с ТНР

Культурная практика: познавательнаяКультурно-смысловой контекст: применение игры в речевом, математическом центреЦель: Обобщение знаний по теме «Насекомые» в процессе  игровой и комму...